Финансовые отношения и финансовая система, структура финансовой системы
Финансовые отношения – отношения, к-ые складываются по поводу движения финансовых р-сов. Фин. р-сы – деньги, ценные бумаги, иностранная валюта, банковские кредиты и т.д.
Способом орг-ции движения финансов явл. финансовый рынок.
Субъекты фин.рынка: гос-во, предприятие, домохоз-ва, различные фин.посредники (банки, страх.компании, пенс.фонды)
Гос.финансы – важнейшая часть фин.отношений об-ва. Они связаны с формированием и использованием гос денеж фондов. Финансы м/быть:
1- децентрализованными (частные) à выр-ют фин.отношения, к-ые возникают в ходе эк. деят-ти частных предприятий и обеспечивают процесс произ-ва и получения прибыли, они включают отношения:
–м/д предприятиями контрагентами – взаимные платежи, неустойки, взаимные инвестирования и т.д.
–м/д предприятиями и домохоз-вами – получение з/п и начисление премий работникам, инвестирование населением предприятий посредством паевых взносов и покупкой ценных бумаг
2- централизованные (гос-ные) à выр-ют отношения м/д гос-вом и остальными субъектами по поводу формир-ия и распределения денежных ср-в, необходимых гос-ву; они включают отношения:
–м/д гос-вом и предприятиями: налоги, поступление арендной платы – предприятия гос-ву, а также предоставление льгот и осущ-ие прямого финансирования со стороны гос-ва.
–м/д гос-вом и домохоз-вами: уплата домохоз-вами налогов (подоходный налог) и получение трансфертных выплат от гос-ва.
Понятие фин.системы связано с централизованными финансами, т.е. Фин.система – совок-ть фин.звеньев, призванных обеспечить гос-ву выполнение его полит-их и экон-их ф-ций. Фин.система состоит из 4-х осн. звеньев:
1)госбюджет; 2) местные финансы; 3) финансы гос.предприятий; 4) специальные внебюджетные правит-ые фонды (фонды соц.страх-ия, целевые фонды).
В рын-ой эк-ке в основе фин.системы лежит принцип фискального федерализма, к-ый предполагает:
1- четкое разграничение ф-ций различных уровней фин.системы (касается, прежде вс., госбюджета и местных финансов);
2- местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в госбюджет.
Осн. звеном люб. фин.системы явл. госбюджет à централизованный ден.фонд, находящийся в распоряжении правит-ва.
Расходная часть госбюджета предполагает затраты на соц.нужды, оборону и т.д. (обслуживание гос.долга). А доходная часть формируется за счет налоговых поступлений и доходов, полученных гос-вом от различных деятелей.
Сущность и роль гос финансов в жизни об-ва проявляются в их ф-циях: контрольная – проявл-ся лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами гос средств; мобилизационная – обеспечивает поступление ср-в для гос нужд; распределительная - связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хоз-ва.
Сбалансированный гос.бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам. Вторым по своему значению финансовым звеном явл система местных финансов. В федеративных гос-вах (в т.ч. и в России), есть ещё одно звено – бюджеты членов федерации. Под воздействием производит-ых сил, а также региональных особ-тей часть хоз-ых связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Особое фин.звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Они отделены от гос.бюджета и управляются центральными властями. К ним относят фонды гос соц страхования, различают: целевые фонды, гос и смешанные фин-ые учреждения. Такие фонды были образованы для финансирования отдельных целевых мероприятий, но затем стали исп-ться правительством в экстренных ситуациях и выполнять роль резерва для маневрирования ср-вами в своих целях.