Спрос на сдвоенном рынке СМИ 18 страница
■ объект моделирования — проект, предприятие;
■ среду моделирования (рабочую среду проекта), в рамках которой и на основе которой строятся субъектно-объектные отношения познающего субъекта и познаваемого объекта; среда с инструментальной точки зрения моделируется на основе ИТ-платформы, программы управления предприятием, вобравшей в себя все концептуальные установки на уровне запрограммированных бизнес-процессов, процедур.
Процесс бизнес-моделирования состоит из четырех последовательных этапов:
■ подготовительный, связанный с формулировкой идеи проекта на концептуальном уровне, с определением его стратегических целей. Этот этап предполагает наличие интегральных знаний об объекте-оригинале и отраслевой среде, в которой предполагается его функционирование. Модель на этом этапе замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле;
■ проектирования архитектуры проекта. Здесь модель выступает как самостоятельный объект исследования, результатом этапа является исчерпывающее описание модели предприятия на уровне конкретных бизнес-процессов и процедур на основе одной из общепринятых методологий (нотаций) бизнес-моделирования, ее перенос на ИТ-платформу, создание программы управления ресурсами предприятия ERP (Enterprise resource planning). Архитектура проекта может быть создана и с помощью программы бизнес-моделирования (например, Projekt Expert), а полученные данные перенесены в корпоративную информационную систему или в программу, позволяющую управлять бюджетом. С практической точки зрения подобный подход менее затратен и не требует особых специальных знаний;
■ адаптация компьютерной модели предприятия к реальным условиям, превращение ее в экспериментальное поле, инструмент запуска процедур регулярного менеджмента, инструмент текущего управления. В рамках этого этапа осуществляется перенос знаний с модели на оригинал и обратно в режиме реального времени с целью их максимального сближения и выработки технологий управления оригиналом с помощью его модели;
■ поддержание и развитие модели до предельного сближения с оригиналом, создание рабочей среды предприятия, проекта. На этом этапе происходит верификация получаемых с помощью модели знаний, происходит окончательная настройка модели в качестве инструмента управления реальным предприятием, практикой его деятельности, задается цикличность обновления среды.
Безусловно, каждый из этапов процесса важен. Однако ключевым является этап проектирования архитектуры организации и создания программного комплекса в рамках заданной бизнес-концепции, стратегии, в рамках общей философии бизнеса. Оптимальной технологической базой для создания архитектуры проекта является подход, основанный на процедурах регулярного менеджмента.
Процедуры регулярного менеджмента включают в себя семь основных элементов: структуру, финансы, бизнес-план, маркетинг, экономику, учет, логистику — и три вспомогательных: автоматизацию управления, реструктуризацию и инжиниринг1. Переложение креативной бизнес-идеи на язык бизнес-процедур сквозь призму каждого из этих элементов и дает в итоге полноценную интегральную модель запускаемого проекта, его архитектуру. Эта операция осуществляется с помощью известных методик — нотаций бизнес-моделирования, о которых мы скажем позже. За этапом создания архитектуры проекта следует этап ее оцифровки — превращения в деловую среду проекта, функционирующую на базе того или иного программного инструмента.
Таков идеальный вариант развития событий, связанный с бизнес- моделированием. Не всегда он реализуется на практике предприятиями в полном объеме. «Усеченные» варианты либо варианты достижения результата с помощью привлечения сторонних организаций выглядят примерно так:
■ реальное управление предприятием остается работать в «ручном режиме», иногда при этом автоматизируются некоторые из процессов. Так поступает подавляющее большинство предпри
ятий масс-медиа, автоматизируя бухгалтерию (как правило, на базе 1С), процесс предпечатной или предэфирной подготовки, иногда частично автоматизируя процесс продаж. Эти шаги, будучи необходимыми при работе на рынке, не являются достаточными для оптимального функционирования, не дают цельного представления о деятельности предприятия, не создают оптимальной рабочей среды, прозрачного режима функционирования, единой мотивационной платформы для участников проекта;
■ менеджер обращается в специализированную компанию, которая осуществляет продажу и адаптацию известного продукта класса ERP в интересах конкретного проекта. Это самый дорогостоящий путь, в отношении СМИ подобные подходы в России пока не реализованы. Объясняется подобное достаточно просто: полный пакет программы ERP с услугами сопровождения может стоить от 400 тыс. до 15—20 млн долларов США;
■ получив представление о модели функционирования, участники проекта пытаются самостоятельно создать программу управления своими ресурсами. После появления версии 1С 8.0, эти попытки реализуются в том или ином виде именно на этой платформе. Известны случаи, когда создавались оригинальные программы ERP — системы планирования ресурсов предприятия. Успех или неуспех подобных попыток связан со многими факторами, ключевым из которых является наличие или отсутствие в проекте собственного концептуального подхода, каковым является система регулярного менеджмента. Простое описание сложившихся бизнес-процессов, как правило, не дает ничего нового и часто является оцифровкой хаоса.
Для российских медиапредприятий наиболее продуктивным выглядит путь, связанный с самостоятельным созданием деловой среды проекта на основе оригинальных, креативных бизнес-концепций, работающих в рамках процедур регулярного менеджмента. Необходимо помнить, что этот путь имеет циклический характер, как и жизнь предприятия на рынке. В реальной практике цикличность определяется рамками финансового года.
Перечисленные этапы создания деловой среды проекта — это работа над модельными процедурами, закладывающими основы для возникновения регулярного менеджмента в организации. Они включают в себя:
■ модель стратегии (бизнес-планирование);
■ модель организационной структуры (структура проекта);
■ модель финансовой структуры (финансы);
■ бюджетную модель (учет);
■ функциональную модель (логистика);
■ модель бизнес-процедур (маркетинг, экономика);
■ информационную модель (ИТ-платформа).
Работа над каждой из этих моделей идет на всех этапах бизнес-моделирования. Последний этап характеризуется возникновением процедур, корпоративных стандартов, которые организуют, интегрируют деловую среду для достижения тактических задач проекта в рамках его креативной бизнес-концепции, стратегии.
Подводя итоги, можно констатировать, что бизнес-моделирование является продуктивным, если оно порождает деловую среду проекта на основе процедур регулярного менеджмента, закрепленных системой ERP. Важно, чтобы система при этом была проста в обращении, включала возможность инжиниринга, запуска новых продуктов.
В этой главе подробно не рассматривались методология и соответствующие нотации описания бизнес-процессов. Они хорошо известны под именами SADT:IDEFO; IDEF3; DFD; ARIS:VAD; еЕРС и т.д. Они достаточно давно и детально описаны в специальной литературе[76], и их краткое описание будет дано далее.
Важно то, что современные средства бизнес-моделирования — это средства создания оптимальной деловой, рабочей среды проекта (предприятия), а не его информационной поддержки.
В процессе создания бизнес-модели предприятия важно соблюсти разумный баланс между суммами затрат на ее создание, необходимой и достаточной ее архитектурой, на доступность для рядовых сотрудников компании. Многое определяется и ролью лидера проекта. Если он не обладает компетенцией в области бизнес-моделирования, чрезвычайно высока вероятность получения бесполезного массива «оцифрованных» процедур вместо необходимого для повседневной работы инструмента.
8.2. Бизнес-моделирование: основные понятия
Изучая бизнес-моделирование как современную технологию управления бизнесом, мы должны определить базовые категории, понятия,
на которых оно основывается. Прежде всего — это понятие «модель»' (фр. modele; лат. modulus — мера, мерило, образец).
Толкований этого термина применительно к разным областям человеческой деятельности существует великое множество. Выберем следующее определение:
Модель — это объект, в необходимой и достаточной степени повторяющий свойства моделируемого объекта, существенные для целей конкретного моделирования.
Модель может трактоваться и как упрощенный аналог объекта, и как идеальное представление об объекте. Эти трактовки необходимо свести к единому определению. В данном случае применимо определение исследователя С. Ковалева:
Модель (М) является моделью системы S, если Мможет быть использована для получения ответов на любые вопросы относительно Sc точностью А[77].
Категория точности при моделировании деятельности предприятия в реальной практике критична. Выход за пределы критичности может означать, по сути, прекращение деятельности предприятия в условиях рынка. Особенно остро эта проблема стоит в отношении СМИ. Средства массовой информации как система — чрезвычайно сложное, многомерное образование. Российские СМИ, работающие в условиях отечественной медиаотрасли, далекой от оптимальных характеристик, неустойчивы, слабы еще и в силу своей молодости.
Категория точности тесно связана с процессом верификации (лат. verus — истинный, facere — делать). Верификация в основном трактуется как способ обоснования, подтверждения каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными. В нашем случае процесс верификации обеспечивается точностью данных о ключевых параметрах (индикаторах) СМИ как системы, работающей в условиях функционирования отечественной отрасли масс-медиа. Такими индикаторами являются аудиторные и финансово-экономические характеристики, оцениваемые во взаимосвязи друг с другом. Успешным СМИ является то, которое смогло локализовать и идентифицировать свою аудиторию, установить с нею диаюгические коммуникации на основе регулярности и бесперебойности, выступая заодно экспертом в общении своей аудитории с внешней средой. Именно в таком виде «упакованная
аудитория» интересна сегодня рекламодателю, любому другому, кто пользуется влиянием конкретного СМИ на свою аудиторию.
В случае со СМИ верификация позволяет отслеживать в постоянном режиме продвижение проекта к определенным заранее характеристикам с заданной точностью на основе постоянного анализа ключевых индикаторов.
Понятие «модель» тесно связана с понятием «моделирование». При этом необходимо понимать, что из-за многозначности понятия «модель» и в науке, и в технике реально не существует единой классификации типов моделирования. Безусловно, их можно выделить по характеру моделей, моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования. В научной литературе выделяют следующие виды:
■ компьютерное;
■ математическое;
■ психологическое;
■ статистическое;
■ структурное;
■ экономико-математическое;
■ имитационное и др.
К сожалению, ни один из этих видов моделирования не может быть в чистом виде применен к моделированию, связанному с деятельностью масс-медиа. Здесь скорее подходит имитационное моделирование с компонентами компьютерного и структурного.
Моделирование — это исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений, а также конструируемых объектов (для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения и т.п.)[78]. Речь идет об изучении такого объекта, как средства массовой информации (СМИ), работающего в рамках отрасли масс-медиа на его действующей модели в рамках постоянного, непрерывно идущего эксперимента.
Стоит обратить внимание на то, что сегодня в научной литературе нигде моделирование объекта не трактуется как инструмент, способ управления объектом, тем более как способ непрерывного управления объектом познания. Однако этот момент чрезвычайно важен и в силу своей инновационное™, и в силу чрезвычайной практической перспективности. Отсутствие в научной литературе исследований на эту тему не означает, что в реальной практике подобные подходы отсутствуют.
В практической деятельности моделирование как инструмент используется исключительно в процессе стратегического планирования. В дальнейшем модель, не превращенная в инструмент управления текущей деятельностью предприятия, в инструмент создания оптимспьно функционирующей деловой среды проекта, часто обречена на то, что практическая польза от нее в реальной деятельности оказывается весьма умозрительной.
Следует обратить внимание еще на один аспект, связанный с моделированием деятельности предприятия в условиях рынка. Любое действие предприятия, идентифицирующего себя как рыночное, прямо или косвенно направлено на укрепление своих позиций. В связи с этим процесс моделирования любого аспекта деятельности такого предприятия является процессом бизнес-моделирования. Подобное утверждение справедливо и по отношению к предприятиям, работающим на медиарын- ке. Исходя из этого, в настоящей работе термины «моделирование» и «бизнес-моделирование» употребляются применительно к медиапредприяти- ям каксинонимы. Это же распространяется и на термины «предприятие», «организация», «фирма» и «проект». Обратим внимание и на термины «медиарынок», «рынок масс-медиа», «медиаотрасль», «отрасль масс-медиа», «медиапредприятие», «предприятие масс-медиа» и т.п.
Безусловно, существует определенный соблазн считать их понятиями одного синонимического ряда. Но в данном случае это вряд ли приемлемо по целому ряду причин. В России в силу особенностей правового характера пока еще не сложилось гомогенной правовой и деловой среды для деятельности масс-медиа. В результате этого отсутствуют общие нормы и правила деятельности даже для тех СМИ, которые формально считаются рыночными. В связи с этим можно предположить, что в России существует отрасль масс-медиа, включающая в себя всю совокупность СМИ, зарегистрированных и действующих на территории России в соответствии с законодательством. Рыночные СМИ являются частью этой совокупности. При этом совершенно очевидна тенденция перехода нерыночных игроков отрасли СМИ в рыночную сферу[79].
Бизнес-моделирование в научной литературе трактуется как процесс создания модели деятельности организации для решения определенных задач, достижения бизнес-целей, стоящих перед ее собственниками, менеджерами, другими специалистами.
Реальное бизнес-моделирование тесно связано с экспериментом. Уникальность эксперимента заключается в том, что в бизнесе промежуточное звено — модель предприятия — является одновременно и средством и объектом экспериментального исследования предприятия и инструментом управления этим предприятием, всеми процессами, происходящими в нем.
Бизнес-модель предприятия, закрепленная на базе той или иной ИТ-платформы, помимо всего прочего дает шанс на краткосрочный модельный эксперимент, который в итоге помогает оптимизировать непосредственно деятельность предприятия в рамках каждой конкретной бизнес-процедуры в течение одного рабочего дня.
Невзирая на достаточно большое количество дискуссий о бизнес- моделировании, эта тема остается пока в стадии начальной разработки. И это касается не только предприятий, работающих в условиях отрасли масс-медиа. Исследования, сделанные советскими учеными в области программно-целевого планирования, до сегодняшнего дня являются фундаментом для оптимизации многих областей человеческой деятельности. Проблема заключается в том, что фундаментальные исследования не породили прикладного инструментария, который бы помогал сегодня отечественным предприятиям функционировать в оптимальном режиме с учетом современных реалий.
Ни один академический словарь сегодня не дает исчерпывающего толкования термина «бизнес-моделирование». Термин трактуется довольно узко, в основном как процесс, связанный с ИТ: «Бизнес-моделирование — деятельность по выявлению и описанию существующих биз- нес-процессов (анализ бизнес-процессов), а также проектированию новых (проектирование бизнес-процессов). Бизнес-моделированием также называют дисциплину и отдельный подпроцесс в процессе разработки программного обеспечения, в котором описывается деятельность компании и определяются требования к системе — те подпроцессы и операции, которые подлежат автоматизации в разрабатываемой информационной системе»1.
Еще один термин, требующий расшифровки, — бизнес-процесс. Он представляет собой систему последовательных, целенаправленных и
регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью ресурсов входы процесса преобразуются в результаты процесса, представляющие ценность для потребителей. Рыночная деятельность предприятия является интегральным бизнес-процессом, результатом которого является продукт, удовлетворяющий параметрам спроса на него, существующим на рынке, в целевой аудитории.
Успех реализации бизнес-модели того или иного СМИ связан с целым рядом условий. Главное из них — компетенции специалистов, работающих в СМИ. Во главе проекта должен стоять руководитель с необходимыми властными полномочиями, который представляет работу всего бизнеса как на уровне компетенций конкретных работников, так и некую рыночную компетенцию собственной организации, являющуюся основой для ее конкурентоспособности. Компетентность руководителя и членов команды можно трактовать как интегральную характеристику нескольких уровней компетенций.
Еще одним важным понятием является «деловая (рабочая) среда проекта (предприятия)» и связанные с ним понятия «оптимальная деловая, рабочая среда проекта», «оптимально функционирующая среда проекта». Здесь они употребляются как понятия одного синонимического ряда. Именно создание деловой среды проекта, обладающей характеристиками легитимности, прозрачности, предсказуемости, перспективности для всех его участников, и является целью бизнес-моделирования. Именно в этой среде происходят все процессы и реализуются все технологии, упомянутые выше. Именно по качеству возникшей деловой среды проекта и можно судить о продуктивности проекта.
8.3. Проблемное поле бизнес-моделирования
Проблемное поле — совокупность, круг всех тем, проблем, задач, существующих в той или иной области знания.
Если с этой точки зрения судить о бизнес-моделировании СМИ, то количество проблем и задач будет чрезвычайно велико. Следует отметить, что практически все они имеют междисциплинарный характер- Состояние проблемного поля обусловлено также молодостью отрасли масс-медиа России, минимальной адаптированностью агентов (предприятий), работающих в ее условиях, к современным требованиям. Часть проблем носит специфически национальный характер и присутствует в проблемном поле в качестве общероссийских проблем, обусловленных процессом становления рыночных институтов.
Очертим примерно проблемное поле бизнес-моделирования масс- медиа.
К числу общих проблем, касающихся всех российских предприятий СМИ, относятся:
■ слабое целеполагание, связанное с бизнес-моделированием, непонимание технологий создания деловой среды предприятия;
■ нечеткое представление о процедурах регулярного менеджмента как об основе деятельности любого предприятия, работающего в рыночных условиях;
■ недооценка необходимости автоматизации бизнес-процессов фирмы на основе современных ИТ-платформ;
■ высокие цены на существующие западные и отечественные программы класса ERP:
и отсутствие гомогенных бизнес-процессов на предприятиях, работающих в условиях российской экономики;
■ общий скептицизм, вызванный неудачными примерами внедрения ERP как в мире, так и в России;
■ сопротивление изменениям, существующее на уровне сотрудников конкретного предприятия;
■ отсутствие практического опыта бизнес-моделирования деятельности СМИ;
■ сложная организационно-функциональная структура предприятий масс-медиа;
■ чрезвычайно высокая взаимозависимость структурных подразделений масс-медиа;
■ институциональная неопределенность отрасли масс-медиа;
■ слабая защищенность реальных участников медиарынка от недобросовестной конкуренции;
■ отсутствие на рынке квалифицированных кадров;
■ высокая зависимость предприятий масс-медиа от политической конъюнктуры;
■ утеря профессиональных ориентиров в области отношений с аудиторией;
■ дисперсность отрасли масс-медиа, невозможность реального распространения среди ее участников положительного отраслевого опыта;
■ высокий уровень иждивенческих ожиданий, надежда на патерналистское развитие событий в отношении масс-медиа как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, собственников, учредителей;
■ укоренившиеся штампы, связанные с тезисом о невозможности ведения «белого» бизнеса на рынке масс-медиа России;
■ отраслевой инфантилизм, выражающийся в нежелании профессионального сообщества и его формальных лидеров позиционировать себя в качестве самостоятельной отрасли народного хозяйства.
Список проблем может быть продолжен. Многие из них могли бы быть решены с помощью внедрения на предприятии корпоративных информационных систем (КИС). Внедрение КИС, как и любая сложная задача, решается по принципу от простого к сложному, но, учитывая низкую гомогенность отрасли масс-медиа, сложно давать рецепты общего характера. Каждое российское предприятие масс-медиа сегодня обладает индивидуальными характеристиками, оно предельно закрыто от внешней среды и, как правило, не готово делиться своими наработками.
В итоге все это ведет к чрезвычайно затратному с точки зрения времени и сил способу создания и развития предприятия. Скептицизм, который массово присутствует на медиарынке по отношению к любым попыткам управления ресурсами предприятия через внедрение корпоративных информационных систем, может быть побежден только временем и публичностью успешных предприятий.
На тех предприятиях, где решились на внедрение процедур регулярного менеджмента, запустили процесс бизнес-моделирования в качестве инструмента управления бизнесом, достаточно быстро убедились в результативности предпринятых шагов.
Заработавший процесс бизнес-моделирования формирует рабочую среду проекта, которая проявляется в:
■ функционировании предприятия как цельной системы, единой среды;
■ работе каждого сотрудника предприятия через систему коммуникаций, систему распределения обязанностей и систему принятия и исполнения решений;
■ возможности реализации концепции предприятия, заявленной при стратегическом планировании;
■ технологиях минимизации рисков, возникающие на разных этапах деятельности предприятия;
■ возможности выявления текущих проблем в режиме реального времени и решения их с минимальными стоимостными, репу- тационными и временными издержками.
Призывы к внедрению бизнес-моделирования, которые делаются исследователями отрасли СМИ, пока не находят поддержки. Многое
объясняется отсутствием консалтинговой составляющей на рынке масс- медиа, а также внедренческих фирм, сориентированных на него. ИТ- индустрия, представленная западными и отечественными игроками, обращена пока на предприятия с миллиардными оборотами.
В медиаотрасли отсутствует какая-либо популяризаторская работа, направленная на развитие современных технологий ведения бизнеса. Редкие мероприятия, проводимые в его поддержку различными организациями, носят весьма абстрактный характер и не имеют ничего общего с попыткой ответить на реальные вызовы времени.
Достаточно сложная ситуация на российском рынке СМИ, тем не менее, небезнадежна. Логика рынка, постепенное проявление его закономерностей на уровне конкретного предприятия масс-медиа ведут к тому, что ИТ-направление в них укрепляется. Это дает надежду на возникновение в дальнейшем основы для внедрения полноценных технологий бизнес-моделирования на медиапредприятиях.
Сегодня уже никого не удивишь программами предпечатной подготовки в печатных СМИ или программными комплексами, работающими в электронных СМИ. Никого также не удивляет массовое использование бухгалтерских программ и программ упорядочения документооборота. После введения IV части Гражданского Кодекса РФ, регулирующего права на интеллектуальную собственность и ужесточения в этом направлении действующего законодательства, происходит постепенное привыкание к тратам на «белые» ИТ-программы. Расходы на них постепенно занимают реальное место в бюджете предприятий. Все это неизбежно приведет к тому, что появится интегральная ИТ-платформа, которая не только объединит уже существующие сегменты, но и добавит новые, на основе которых станет возможен запуск процессов бизнес-моделирования с целью создания оптимально функционирующей деловой среды предприятия. Однако важным фактором станет осознание руководителями медиапредприятий необходимости подобных изменений.
Вокруг решения задач по переходу предприятий масс-медиа на современные условия ведения бизнеса, включающих в себя и технологии бизнес-моделирования, собственно, и концентрируется его проблемное поле.
8.4. Бизнес-моделирование: основные методы, методики и нотации
Как уже говорилось, один из этапов бизнес-моделирования — между созданием концепции и «оцифровкой» архитектуры — ведется на основе общепризнанных методологий или нотаций. Именно с их по
мощью создается архитектура бизнес-модели, которая становится затем основой для создания программы управления ресурсами предприятия (ERP). Учитывая то, что этот этап может быть с успехом заменен работой в одной из программ стратегического планирования, постараемся дать предельно краткое представление об основных методиках и нотациях бизнес-моделирования, принятых в мире.
Считается, что всякая работающая методика подтверждает свою состоятельность, если может ответить на один простой вопрос. Например, для методики IDEF0 такой вопрос звучит так: «Как это работает?»
В качестве примера, для понимания сущности моделирования на основе разнообразных методик, возьмем именно IDEF0 как наиболее распространенную, имеющую строгую логическую основу. Методика основана на графическом представлении функциональных блоков, составляющих в совокупности законченный бизнес-процесс проекта, который затем разворачивается в бизнес-модель предприятия.
Идеологию методики можно представить с помощью схемы на рис. 3.
Управление (5) |
Выход (3) |
Механизм (4) |
Рис. 3 |
В рамках предлагаемой методики каждой функции предлагается ответить на несложные вопросы, в нашем случае применительно к моделированию масс-медиа. Возьмем ежемесячный журнал, номера вопросов соответствуют функциям:
1) что делается? (действие) — создается номер ежемесячного иллюстрированного журнала;
2) из чего? (вход) — из материалов штатных и внештатных авторов;
3) что получается? (выход) — ежемесячный иллюстрированный журнал;
4) кем делается и с помощью чего? (механизм) — выпускающей бригадой журнала на основе плана номера на оборудовании, объединенном в редакционно-издательский комплекс;
5) по каким правилам и по какой команде? (управление) — на основе положения о работе выпускающей бригады в соответствии с типом, концепцией и форматом издания.
Даже подобное очень упрощенное представление о бизнес-модели СМИ позволяет ответить на очень многие вопросы. Но методика заключает в себе многочисленные возможности представить весь процесс создания масс-медиа в виде функциональных блоков, названных глаголом действия, которые соединены между собой интерфейсными дугами, названных существительным. Таким образом, с помощью методики создается визуально-информационное представление о сущности бизнес-процесса, его реальном содержании.
Подобная работа чрезвычайно полезна как на этапе запуска проекта, так и на этапе его функционирования при попытке разобрать проблемные вопросы, оптимизировать плохо работающие сегменты бизнес-модели. При моделировании бизнес-процесса вручную закладывается основа архитектуры проекта, которая потом может быть легко «оцифрована» в программе стратегического бизнес-планирования типа Projekt Expert.
Используя схему, показанную на рис. 3, процесс издания журнала можно конкретизировать с помощью следующего блока, содержащего все функции первого примера, но уже значительно уточненные с точки зрения производства (рис. 4). Он, конечно, не дает подробного изложения методик моделирования, однако призван представить хотя бы одну из них.
Нотация, т.е. методика IDEF0, сама по себе основана на методологии структурного анализа SADT(Structured Analysis and Design Technique), Метод SADT разработан Дугласом Россом (SoftTech, Inc.) в 1969 г. для моделирования искусственных систем средней сложности. Он использовался в военных, промышленных и коммерческих организациях США и поддерживается Министерством обороны США, которое было инициатором разработки семейства стандартов IDEF(Icam DEFinition), являющегося основной частью программы ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing), проводимой по инициативе ВВС США.