Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 1. Цели и задачи дисциплины ..9
Содержание
Введение………………………………………………………………………...4
1. Цели и задачи дисциплины………………………………………………..9
2. Тематические планы курса…………………………………………….....14
3. Содержание дисциплины…………………………………………….…...20
Модуль I Введение: Общеэкономические основы развития
современного общества……………………………………………….….20
Модуль II Микроэкономика……………………………………………….30
4. Вопросы и задания по курсу к экзамену ………..………………………39
5. Темы контрольных работ(для студентов-заочников)…………………….43
6. Темы курсовых работ……………………………………………………….44
Приложение А (справочное) Памятка к выполнению курсовой работы….47
Приложение Б (справочное) Перечень ключевых слов………………….....49
Введение
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Микроэкономика», являющейся также разделом курса «Экономическая теория»1, разработаны на основе авторской программы, отражающей требования новых государственный стандартов обучения и опыт преподавания дисциплины (за последние 10 лет) на I курсе экономического факультета СибГТУ.
Тематика дисциплины, в соответствии с реализацией принципа общецивилизационной направленности социально-экономического развития мира, позволяет сделать упор на общетеоретический аспект познания экономических процессов и явлений, важнейших закономерностей хозяйственного развития, на использование общих закономерностей и ценностей мирового хозяйственного опыта для перехода нашей страны к социально-ориентированной смешанной экономике и поиска способов выхода ее на мировой рынок. В ней также большое внимание уделяется анализу не только функциональных, но и причинно-следственных связей, которые позволяют студентам ориентироваться в социально-экономических проблемах развития современного общества.
В основной своей части данные методические указания имеют вид планов, отражающих расширенную программу курса со списком рекомендуемых источников основной и дополнительной литературы (учебники и учебные пособия), включающую основные вопросы тем, практических занятий и для самоконтроля студентов, представляющих конкретизацию сформулированных в обобщенном виде основных вопросов темы. Большинство тем курса содержат также домашние и контрольные задания, состоящие из задач и теоретических вопросов, выполнение которых обеспечит более глубокое понимание и усвоение данной дисциплины. Поэтому они являются ориентиром, предлагающим широкую возможность варьировать учебный материал между лекциями, практическими и индивидуальными занятиями в соответствии с количеством часов и спецификой факультета; расставлять необходимые акценты, исходя из научных интересов, творческих способностей, индивидуальных особенностей и методических приемов преподавателей.
В связи с отсутствием цельного учебника, раскрывающего все вопросы программы, автором было разработано соответствующее ей базовое учебное пособие по курсу «Экономическая теория» (электронный ресурс: http://sibstu.kts.ru; обозначенный в тексте как «базовый курс») для более
1 В современных образовательных стандартах в качестве названия данной дисциплины, кроме «Экономическая теория», используются «Экономика» (как синоним), а также по разделам курса «Микроэкономика» и «Макроэкономика».
эффективной подготовки студентов. Базовое пособие основывается на отечественных и зарубежных учебных изданиях, отражающих традиционную версию данного курса. Современные их аналоги включены в списки рекомендуемых источников, представленные в каждой теме курса (в порядке их нумерации как литература «учебная»). Кроме того, изложение дискуссионных вопросов в учебном пособии опирается на дополнительную литературу, включающую статьи из научных журналов и газет, а вопросов исторического развития экономической науки – на специальную литературу по истории экономических учений. Все эти списки литературных источников рекомендуются по данному курсу
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Списки рекомендуемых источников по данному курсу
Основная литература (учебники и учебные пособия):
1. Экономика: учеб. для вузов / А.С. Булатов [и др.]; под ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2008.– 831 с.
2. Курс экономической теории: учеб. / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2010.– 880 с.
3. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2010.– 592 с.
4. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2010. – 560 с.
5. Курс экономической теории: учеб. пос. для студентов вузов / под. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Изд-во «ДИС», 1997.- 736 с., 2001. – 830 с.; 2007.– 1040 с.
6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учеб. для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2009. – 576 с.
Дополнительная литература:
а) Учебники и учебные пособия:
Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учеб. / Е.Ф. Борисов. – М.: Юрайт-М, 2008.– 568 с.
Экономическая теория: учеб. / под. ред. М.А.Сажиной, Г.Г. Чибрикова. – М.: НОРМА, 2007.– 672 с.
Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: пер. с англ./ К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2009.– т.1.– 399 с.; т.2.– 400 с.
Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – т.1.– 384 с.; т.2. – 384 с.
Долан, Э. Дж., Линдсей, Д. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х кн. / Э.Дж. Долан, Д. Линдсей. – СПб., 1994.– кн.1 – 448 с.; кн.2 – 405 с.
Микро-, макроэкономика: практикум/ под общ. ред. Ю.А. Огибина. – СПб., 1994.– 432 с.
Сборник задач по микроэкономике. К курсу «Микроэкономики»/ Р.М. Нуреева. – М.: НОРМА, 2003. – 432 с.
б) Периодические издания (журналы и газеты):
- Периодические научные журналы:
Вопросы экономики (ВЭ);
Вестник Моск. Ун-та, серия 6. Экономика;
Российский экономический журнал (РЭЖ), ранее называвшийся (до 1992г.) Экономические науки (ЭН);
Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО);
Деньги и кредит (ДиК);
Проблемы теории и практики управления (ПТПУ);
Рынок ценных бумаг (РЦБ)
США: экономика, политика, идеология (США: ЭПИ);
Финансовый бизнес (ФБ);
Экономика и организация промышленного производства (ЭКО);
Экономист;
Финансы;
Деньги;
Маркетинг;
Хозяйство и право;
Общество и человек;
Коммерсант;
Эксперт и др.
- Реферативные журналы:
Экономика;
Организация управления.
- Газеты:
Экономика и жизнь (ЭЖ);
Финансовая газета (ФГ);
Специальная литература по истории экономических учений
1 Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник для вузов/ С.А. Бартенев. – М.: Издательство «Юристъ»; «Гардарики», 2005. – 344 с.
2 История экономических учений: учеб.пос. для экон. вузов / под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашевой .– М.: Альфа – М; ИНФРА-М, 2009. – 784 с.
3 Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг; Акад. народ. хоз-ва при Правительстве РФ, 1994. – 720 с.
4 Блауг, М. 100 великих экономистов до Кейнса. 100 великих экономистов после Кейнса./ М. Блауг – М.: Экономическая школа, 2005.– 704 с.
5 Всемирная история экономической мысли. Т.I, II, III, IV / под ред. В.Н. Черковца. – М.: Мысль,1987,1988,1989,1990.
6 Жид, Ш. История экономических учений./ Ш.Жид, Ш.Рист. – М.: Экономика, 1995. – 532 с.
7 История экономических учений: учеб. для экон. специальностей вузов/ В.С. Адвадзе [и др.]; под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Фекулова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ, 2009. – 471 с.
8 Левита, Р. Я. История экономических учений: учеб. пос. для вузов/ Р.Я. Левита. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 224 с.
9 История экономических учений / под ред. Г.А.Шмарловской. – М.: Новое знание, 2004. – 340 с.
10 Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров / Е.М. Майбурд; Акад. народ. хоз-ва при Правительстве РФ. – М.: Дело:Книгоэкспорт, 2000. – 560 с.
11 Холопов, А.В. История экономических учений: учеб. пос. для экон. специальностей / А.В. Холопов. – М.: ЭКСМО, 2008. – 446 с.
12 Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учеб. для вузов / Я.С. Ядгаров. – М.: ИНФРА-М,2008. – 480 с.
13 Аникин, А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей – экономистов до Маркса./ А.В. Аникин. – М.: Политиздат, 1985. – 367 с.
14 Сажина, М.А. Экономический Олимп / М.А. Сажина – М.: Деловая литература, 2008. – 208 с.
15 Хайлбронер, Р.Л. Философы от мира сего. Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи./ Р.Л. Хайлбронер. – М.: КоЛибри, 2008. – 432 с.
Курс экономической теории обеспечен также электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМКД: http://sibstu.kts.ru), куда вошли:
Ревуцкая Л.Н. Рабочая программа курса.
Ревуцкая Л.Н. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов.
Ревуцкая Л.Н. Методические указания, тематика, примерные планы и литература к выполнению курсовых работ.
Ревуцкая Л.Н. Методические указания по проведению деловых игр.
Ревуцкая Л.Н. Экономическая теория: электронное учебное пособие по курсу (базовый курс).
Ревуцкая Л.Н. Методические указания к практическим (семинарским) занятиям.
Ревуцкая Л.Н. Сборник контрольных вопросов и заданий.
Сетевые информационные ресурсы экономических наук:
- электронные каталоги крупнейших российских библиотек и информационных центров:
1. www. rsl.ru (Российская государственная библиотека);
2. www. nsr.ru (Российская национальная библиотека);
3. www. gpntb.ru (ГПНТБ);
4. www. inion.ru (ИНИОН РАН);
5. www. spsl.nsc.ru (ГПНТБ СО РАН);
6. http://nbmgu.ru (МГУ) и др.;
- порталы и web-сайты информационных центров, вузов, библиотек:
1. http://www/cir.ru (Университетская информационная система «Россия»);
2. http://www/eup.ru (Научно-образовательный портал «Экономика и управление на предприятиях»);
3. www. hse.ru (Высшая школа экономики);
4. www. lib.finec.ru (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) и др.;
- электронные библиотеки (интернет библиотеки):
1. http://www/finbook.biz (ЭБ по бизнесу, финансам, экономике и др.);
2. http://www/econom.nsc.ru (Виртуальная экономическая библиотека);
- информационные ресурсы крупнейших библиотечных корпораций:
1. http://mars.udsu.ru – Корпоративный проект Межрегиональная Аналитическая Роспись Статей (МАРС). Каталог Марса есть в ЭБ СибГТУ;
2. http://www.arbikon.ru – Ассоциация Региональных библиотек Консорциумов (АРБИКОН).
В целом все эти списки рекомендуемых источников и информационные ресурсы также служат необходимыми литературными источниками для выполнения курсовой и контрольной работы, перечень тем которых и памятка по их выполнению, составленная на основе существующих методических указаний к ним, также представлены в данной методической разработке.
Изучение курса завершается экзаменом в I семестре, для подготовки к которому данным учебным пособием рекомендуются разработанные автором вопросы и задания.
Цели и задачи дисциплины
Учебная дисциплина «Микроэкономика», изучающая, во-первых, обособленные экономические единицы (отрасли, фирмы, домохозяйства, а также отдельные рынки, конкретные товары и услуги, конкретные цены); во-вторых, взаимодействие отдельных экономических субъектов (наемных работников, предпринимателей, потребителей и так далее) на отдельных рынках и процесс принятия ими экономических решений, является составной частью (разделом) экономической теории.
Возрастание роли экономической теории вызвано происходящими коренными преобразованиями, которые претерпевает наше общество, становлением новой экономической системы – социально-ориентированной смешанной экономики, изменением экономических отношений в обществе, коренной ломкой прежних представлений об обществе и экономике. Она призвана выработать научные представления о будущей модели экономики, с научных позиций оценить экономические изменения, происходящие в обществе, а также выработать основы экономической политики и экономических действий, которые будут направлены на укрепление и развитие страны.
Курс экономической теории опирается на знания, полученные в школе, по математике, истории, экономике и является базовым для изучения других экономико-управленческих дисциплин, таких как «Мировая экономика», «Экономика предприятия (организации)», «Менеджмент», «Маркетинг» и другие.
Целью освоения дисциплины является формирование экономического мышления будущего выпускника, необходимого ему для принятия управленческих решений, разработки экономической политики, а в более общем плане – для понимания механизма функционирования современной экономики. Достижение этой цели предполагает:
- всесторонний анализ внутренней структуры, форм движения и функционирования экономической системы (экономики);
- целостное изложение основных теоретических подходов к функционированию экономики;
- целостное изучение экономических систем, предполагающее выявление принципов их формирования и реальной социально-экономической структуры общества;
- изучение различных методов и принципов, позволяющих дать системный теоретический и количественный анализ экономики на микро- и макроуровнях.
В соответствии с поставленными задачами в структуре изучаемого курса выделяются следующие два модуля (раздела):
|
I. Введение: Общеэкономические основы развития современного общества, в котором освещается место и роль человека в экономике, дается представление об экономической теории как науке, ее объекте, предмете, методах, функциях, обзор важнейших направлений и школ в экономической теории, показаны основные закономерности развития экономической организации общества, переходной экономики и ее особенности в России, приводится общая характеристика рыночной экономики.
II. Микроэкономика, где анализируются механизмы рынка совершенной и несовершенной конкуренции; теории фирмы: производство, издержки, доход; рынки ресурсов и формирование факторных доходов; неопределенность рыночной экономики.
Наличие в структуре курса двух таких разделов объясняется необходимостью акцентировать внимание на тесной связи микроэкономики и экономической теории. В программе курса в каждой теме выделены основные вопросы и порядок их рассмотрения, предполагающий их изложение и изучение на базе теоретических взглядов известных экономистов и концепций, разработанных различными направлениями и школами экономической теории.
Методические указания, помимо тематики и основных вопросов, сформулированных в обобщенном виде, содержат конкретизирующие их контрольные вопросы (выступающие и как вопросы для самоконтроля студентов) и список рекомендуемых источников, состоящий из работ отечественных и зарубежных экономистов, распределенных между основной (которая в тексте обозначена как «учебная» и дана в порядке нумерации) и дополнительной литературой с учебным пособием по курсу «Экономическая теория», разработанным автором в электронном варианте (в тексте обозначен как «базовый курс»). Данные указания, отражающие программу курса, являются ориентиром, предлагающим широкую возможность варьировать учебный материал между лекциями, практическими и индивидуальными занятиями, в соответствии с количеством часов, спецификой факультета, направления и профиля подготовки; расставлять необходимые акценты, исходя из научных интересов, творческих способностей, индивидуальных особенностей и методических приемов преподавателей. Учитывая опыт работы последних 10-ти лет на первом курсе ЭФ, автором в каждой теме курса выделены вопросы практических занятий, которые, как правило, не читаются на лекциях.
Из-за нехватки аудиторного времени и чтобы избежать повторений, ряд вопросов курса перераспределено в другие дисциплины. Так, в курсе: «Экономика предприятия (организации)» дается классификация и анализ внешней и внутренней среды предприятия, организационных форм бизнеса, проблемы банкротства и санации предприятий.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
– экономическую терминологию;
– существующие в экономике функциональные и причинно-следственные взаимосвязи и взаимозависимости;
– основные закономерности экономического развития;
– основные теоретические подходы к анализу экономики;
– различные методы и принципы системного теоретического и количественного анализа экономики;
– методологию моделирования экономических процессов на микро- и макроуровнях;
– теории: спроса и предложения, потребительского поведения фирмы (производство, издержки и доход);
– поведение фирмы и особенности ценообразования в различных рыночных структурах;
– механизмы функционирования рынков ресурсов (труда, капитала, земли);
– структуру и методы оценки основных макроэкономических показателей;
– методы и инструменты проведения различных видов макроэкономической политики (монетарной, фискальной, стабилизационной, социальной и так далее);
– воздействие различных эффектов (мультипликации, акселерации и тому подобное) на экономику;
– теоретические основы (принципы) реформирования и их практическую реализацию в переходной экономике России.
уметь:
– экономически (логически) мыслить;
– анализировать конкретную экономическую ситуацию (на рынке, в фирме, стране, мире);
– рассчитывать все виды издержек и их математические соотношения, оптимальный объем выпуска и результативность (прибыль) деятельности фирмы в различных рыночных структурах;
– определять объемы спроса и предложения и их эластичность;
– формулировать основные макроэкономические цели общества;
– раскрывать содержание и цели различных видов макроэкономической политики и их результативность;
– оценивать источники, факторы, структуру, результаты и тенденции экономического развития;
– принимать правильные экономически обоснованные решения на основе использования микро- и макроэкономических показателей, теоретических подходов (классического, кейнсианского и других).
– владеть навыками:
– сбора и анализа экономических показателей деятельности организации, а также разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению;
– сбора и анализа информации для анализа внутренних и внешних факторов влияющих на эффективность деятельности организации;
– построения экономико-математических моделей (графиков), характеризующих экономические процессы;
– разработки рекомендаций по эффективному ведению бизнеса;
– разработки экономических стратегий поведения организации;
– определения взаимосвязи экономических и других функциональных стратегий организации.
В результате освоения данной дисциплины у обучающихся формируются следующие компетенции (согласно ФГОС), в том числе общекультурные (ОК):
ОК 1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК 4: способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
а также профессиональные (ПК):
ПК 1: способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК 2: способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК 4: способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
ПК 5: способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
ПК 9: способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
ПК 13: способен критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
Учебным планом дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение контрольных, домашних и курсовой работ, для подготовки к которым особое место отводится самостоятельной работе студента в рамках предлагаемой тематики курса.
Структура курса:
Модуль I. Введение: Общеэкономические основы развития современного общества.
Тема 1. Экономическая теория: предмет, методы, функции.
Тема 2. Основы общественного производства (экономики).
Тема 3. Экономическая система и ее типы.
Тема 4. Рыночная экономика: рынок и конкуренция.
Модуль II.Микроэкономика.
Тема 5. Теория спроса и предложения. Потребительское поведение.
Тема 6. Теория фирмы: производство, издержки и доход.
Тема 7. Рынки ресурсов и формирование факторных доходов.
Тема 8. Экономика неопределенности, спекуляции и страхования.
Тематические планы курса
Таблица 2.1− Тематический план курса «Микроэкономика» для обоих профилей подготовки (очная форма обучения)
Модули и темы дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Код реализуемых общекультурных и профессиональных компетенций | ||
Л | Пз | СР | ||
Модуль I. Введение: Общеэкономические основы развития современного общества. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 1. Экономическая теория: предмет, методы, функции. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 2. Основы общественного производства (экономики). | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 3. Экономическая система и ее типы. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 4. Рыночная экономика: рынок и конкуренция. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Модуль II.Микроэкономика | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 5. Теория спроса и предложения. Потребительское поведение. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 6. Теория фирмы: производство, издержки и доход. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 7. Рынки ресурсов и формирование факторных доходов. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 8. Экономика неопределенности, спекуляции и страхования. | - | - | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |
Экзамен | - | - | ||
Итого : 216/(6) |
Таблица 2.2− Тематический план курса «Микроэкономика» по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (очная сокращенная форма обучения)
Модули и темы дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Код реализуемых общекультурных и профессиональных компетенций | ||
Л | Пз | СР | ||
Модуль I. Введение: Общеэкономические основы развития современного общества. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 1. Экономическая теория: предмет, методы, функции. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 2. Основы общественного производства (экономики). | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 3. Экономическая система и ее типы. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 4. Рыночная экономика: рынок и конкуренция. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Модуль II.Микроэкономика | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 5. Теория спроса и предложения. Потребительское поведение. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 6. Теория фирмы: производство, издержки и доход. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 7. Рынки ресурсов и формирование факторных доходов. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 8. Экономика неопределенности, спекуляции и страхования. | - | - | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |
Курсовая работа | - | - | ОК: 1, 4 ПК:1,2,4,5,9,13 | |
Итого : 216/(6) /атт.72(2) |
Таблица 2.3− Тематический план курса «Микроэкономика» по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (заочная форма обучения)
Модули и темы дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Код реализуемых общекультурных и профессиональных компетенций | ||
Л | Пз | СР | ||
Модуль I. Введение: Общеэкономические основы развития современного общества. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 1. Экономическая теория: предмет, методы, функции. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 2. Основы общественного производства (экономики). | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 3. Экономическая система и ее типы. | - | ОК: 1,4 ПК:9 | ||
Тема 4. Рыночная экономика: рынок и конкуренция. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Модуль II.Микроэкономика | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 5. Теория спроса и предложения. Потребительское поведение. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 6. Теория фирмы: производство, издержки и доход. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 7. Рынки ресурсов и формирование факторных доходов. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 8. Экономика неопределенности, спекуляции и страхования. | - | - | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |
Контрольная работа | - | - | ОК: 1,4 ПК:1,2,4,5,9,13 | |
Итого : 216/(6) |
Таблица 2.4− Тематический план курса «Микроэкономика» по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (заочная сокращенная форма обучения)
Модули и темы дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Код реализуемых общекультурных и профессиональных компетенций | ||
Л | Пз | СР | ||
Модуль I. Введение: Общеэкономические основы развития современного общества. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 1. Экономическая теория: предмет, методы, функции. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 2. Основы общественного производства (экономики). | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 3. Экономическая система и ее типы. | - | ОК: 1,4 ПК:9 | ||
Тема 4. Рыночная экономика: рынок и конкуренция. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Модуль II.Микроэкономика | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 5. Теория спроса и предложения. Потребительское поведение. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 6. Теория фирмы: производство, издержки и доход. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 7. Рынки ресурсов и формирование факторных доходов. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 8. Экономика неопределенности, спекуляции и страхования. | - | - | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |
Контрольная работа | - | - | ОК: 1,4 ПК:1,2,4,5,9,13 | |
Итого : 216/(6) /атт.72(2) |
Таблица 2.5− Тематический план курса «Микроэкономика» по профилю «Экономика предприятий и организаций» (заочная форма обучения)
Модули и темы дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Код реализуемых общекультурных и профессиональных компетенций | ||
Л | Пз | СР | ||
Модуль I. Введение: Общеэкономические основы развития современного общества. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 1. Экономическая теория: предмет, методы, функции. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 2. Основы общественного производства (экономики). | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 3. Экономическая система и ее типы. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 4. Рыночная экономика: рынок и конкуренция. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Модуль II.Микроэкономика | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 5. Теория спроса и предложения. Потребительское поведение. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 6. Теория фирмы: производство, издержки и доход. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 7. Рынки ресурсов и формирование факторных доходов. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 8. Экономика неопределенности, спекуляции и страхования. | - | - | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |
Контрольная работа | - | - | ОК: 1,4 ПК:1,2,4,5,9,13 | |
Итого : 216/(6) |
Таблица 2.6− Тематический план курса «Микроэкономика» по профилю «Экономика предприятий и организаций» (заочная сокращенная форма обучения)
Модули и темы дисциплины | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Код реализуемых общекультурных и профессиональных компетенций | ||
Л | Пз | СР | ||
Модуль I. Введение: Общеэкономические основы развития современного общества. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 1. Экономическая теория: предмет, методы, функции. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 2. Основы общественного производства (экономики). | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 3. Экономическая система и ее типы. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Тема 4. Рыночная экономика: рынок и конкуренция. | ОК: 1,4 ПК:9 | |||
Модуль II.Микроэкономика | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 5. Теория спроса и предложения. Потребительское поведение. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 6. Теория фирмы: производство, издержки и доход. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 7. Рынки ресурсов и формирование факторных доходов. | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |||
Тема 8. Экономика неопределенности, спекуляции и страхования. | - | - | ОК: 1 ПК:1,2,4,5,9,13 | |
Контрольная работа | - | - | ОК: 1,4 ПК:1,2,4,5,9,13 | |
Итого : 216/(6) /атт72(2) |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ I ВВЕДЕНИЕ: ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА