Социально-экономические последствия инфляции.
Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются; инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов; В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения; Инфляция приводит к тому, что никому не выгодно делать долгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другой
покупательной способности; Инфляция приводит также к обесцениванию амортизационного фонда
фирмы, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь-то вклад в
банке, облигация, страховка или наличные деньги; Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что
налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения;
Антиинфляционная политика.
Одним из вариантов государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антимонопольных мер. Теорию естественного уровня безработицы. Естественным называется такой уровень безработицы, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нём достигается умеренная взаимная стабильность цен и заработной
платы. Естественный уровень должен отвечать следующему важному требованию: занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики. Безработица при естественном уровне равна сумме фрикционной и структурной
частей при отсутствии циклической безработицы. Антиинфляционная программа правительства включает сокращение дефицита бюджета, уменьшение расходов на оборону, избирательное субсидирование предприятий, стабилизацию курса рубля. Так же правительство предпринимает
ограничительные или конфискационные меры, направленные на уменьшение государственных расходов на оплату труда бюджетных служащих.
64.Доходы населения в рыночной экономике представляют собой совокупность поступлений денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени, используемых физическими лицами в целях потребления и накопления.
Различают денежные и натуральные доходы. Денежные доходы населения складываются из поступлений денег в форме оплаты труда, социальных трансфертов, доходов от собственности, предпринимательской деятельности, продажи продукции личного подсобного хозяйства и др. - алиментов, гонораров, благотворительной помощи и т.д.
Натуральные доходы включают продукцию ЛПХ, используемую на личное потребление, а также трансферты в натуральной форме.
Показателем материальной обеспеченности населения являются совокупные доходы. Это стоимостной показатель, в него входят денежные доходы, стоимость натуральных поступлений из ЛПХ и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального, регионального (республиканского, краевого) и местного бюджетов и социальных фондов предприятий.
Денежные доходы населения подразделяются на первичные и располагаемые
Первичные доходы населения включают все поступления, полученные от собственности на факторы производства.
Располагаемые доходы населения - результат перераспределительных процессов.
Они рассчитываются с помощью добавленных к первичным доходам социальных трансфертов и вычитания обязательных платежей и сборов. Полученной в результате суммой средств население, семьи и отдельные граждане могут использовать по собственному усмотрению.
Располагаемые доходы корректируются с учетом натуральных социальных трансфертов. Скорректированные располагаемые доходы населения включают располагаемые доходы и сальдо натуральных трансфертов.
К доходам населения относятся также средства, взятые в долг. В связи с этим выделяют конечные и общие доходы населения. Конечные доходы населения - это располагаемые доходы плюс чистые долги населения. Среднедушевой денежный доход - сумма конечных доходов, деленная на численность населения страны. Общие доходы населения включают скорректированные располагаемые доходы и чистые долги. Чистые долги отражают изменение задолженностей по ссудам, выданным гражданам кредитными организациями и предприятиями на потребительские цели.
Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране.
«Кривая Лоренца» — это метод графического изображения уровня концентрации явления
65. Уровень жизни—уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.
Уровень жизни также характеризуется неденежными факторами т.е. степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.
В анализе и прогнозировании уровня жизни населения используют также показатели среднедушевого дохода и доходов домашних хозяйств. Среднедушевой денежный доход определяется путем деления суммы конечных доходов на численность населения в стране.
Качество жизни-обобщающая социально-экономическая категория, представляющая обобщение понятия "уровень жизни", включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, морально-психологический климат, душевный комфорт.
Бедность-это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения. Это определение имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. В этом смысле бедность может быть абсолютной (нехватка средств для поддержания физической жизни и здоровья) и относительной (нехватка средств для поддержания принятого в данном обществе уровня жизни).
Социальная политика
— политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов[1][2]. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)
К задачам социальной политики относятся:
стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,
усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,
обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,
сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.
При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:
обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.
67. Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Импорт в буквальном смысле означает ввозить товары и услуги в порт страны. Покупателя таких товаров и услуг принято именовать страной импортёром. Понятие экспорт в буквальном смысле означает вывозить товары и услуги из порта страны. Покупателя таких товаров и услуг принято именовать страной "импортёром", тогда как внешнего продавца страной - "экспортером".
История мировых экономических отношений связана с развитием двух концепций в подходе к мировым связям, следовательно, и двух направлений в государственной внешнеэкономической политике. Сторонники протекционизма считают необходимым осуществление государственной защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что международная торговля должна развиваться на основе рыночных сил спроса и предложения, т.е. структуру экспорта и импорта должен формировать рынок
68. Мировая валютная система: сущность, элементы. Девальвация, ревальвация. Влияние колебаний валютного курса на национальную экономику
Мировая валютная система - это форма организации международных валютных отношений, обусловленная развитием мирового хозяйства и юридически закрепляемая межгосударственными соглашениями. Ее определяющими элементами являются: золото и резервные национальные валюты, международные счетные единицы, состав и структура международных ликвидных активов (валютные средства и золотые резервы), режим валютных паритетов и курсов, условия взаимной обратимости валют, объем валютных ограничений, формы международных расчетов, статус международных валютно-кредитных организаций, регулирующих валютные отношения на наднациональном уровне, режим международных валютных рынков и мировых рынков золота. Важнейшими элементами любой валютной системы являются валюта и валютный курс. ВАЛЮТА - это денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара. В зависимости от режима использования валюты подразделяются на: а) полностью обратимые (свободно конвертируемые), б) частично обратмые, в) необратимые (неконвертируемые, замкнутые). КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ, или обратимость, - способность национальной валюты свободно без ограничений обмениваться на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. ВАЛЮТНЫЙ КУРС — это стоимостное соотношение двух валют при их обмене, или "цена" денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны или в международных платежных средствах. Девальва́ция -уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях золотого стандарта. Ревальва́ция - повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, международным счётным денежным единицам, золоту. Действие, противоположное девальвации. Резкие колебания валютного курса усиливают нестабильность международных экономических, в т.ч. валютно-кредитных и финансовых отношений, вызывают негативные социально-экономические последствия, потери одних и выигрыши других стран.
69. Платежный баланс: сущность, структура, экономическое значение.
Платежный баланс является ключевым понятием международной экономики т.к он систематизирует и позволяет анализировать взаимоотношения страны с внешним миром. Практически лишь на основе изучения платежного баланса правительство в состоянии понять стоящие перед ним макроэкон. проблемы не только с точки зрения своих национ. интересов, но и с точки зрения многочисленных связей страны с международной экономикой в целом. Платежный баланс - статистический отчет, в котором приводятся суммированные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с др. странами за определенный период. Платеж. Баланс состоит: 1) потоков реальных товаров и услуг (экспорта и импорта), 2) соответствующих им финансовых потоков, являющихся оплатой за приобретение или продажу соответствующих финансовых ресурсов.
Принципы построения платежного баланса:1.система двойной записи; 2. экон.территория страны; 3. резиденты – не резиденты; 4. рыночная цена; 5. время регистрации; 6. расчетная единица.
Источниками информации о платежном балансе являются: 1) таможенная статистика, т.е сделки с товарами зарегистрированными таможенными органами; 2) статистика денежного сектора – данных об активах и пассивах банковской системы; 3) статистика внешнего долга; 4) статистические обзоры данных о международной торговле, трудовых доходах, переводах мигрантов; 5) статистика операций с иностранной валютой.
Укрупненный состав стандартных компонентов (структура платежного баланса) следующий: Платежный баланс (стандартные компоненты):Текущий счет. Товары и услуги: Товары: товары внешней торговли; изделия для переработки; ремонт основных фондов; приобретение товаров в портах транспортными компаниями; Услуги: перевозки; поездки; коммуникационные услуги; строительные услуги; страховые услуги; финансовые услуги (за исключением страхования); компьютерные и информационные услуги ;авторские и другие выплаты; другие деловые услуги; другие личные услуги; правительственные услуги. Доход: Компенсация служащим, включая пограничных, сезонных и других рабочих; Доходы от капиталовложений. Трансферта:Общие правительственные органы; Другое. Капитальный счет:
Капитал, за исключением резервных активов: прямые инвестиции; портфельные инвестиции; другой капитал. Резервные активы: Монетное золото; Специальные права заимствования; Резервная позиция в МВФ; Иностранная валюта; Другие требования.
70. Международная экономическая интеграция: сущность, факторы, формы, экономическое значение.
Экон.интеграция означает сближение и взаимоприспособление отдельных нац. хозяйств. Интеграция обеспечивается концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосуд. эконом. политики. Существуют следующие виды интегр. объединений: 1)зона свободной торговли когда страны участницы ограничиваются отменой тамож.барьеров во взаимной торговле не распространяя это на страны, не входящие в зону. 2) таможенный союз, когда свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки стран дополняет единый таможенный тариф по отношению к 3-им странам.3) общий рынок озн. ликвидацию препятствий между странами не только в области взаимной торговли но и в перемещении рабочей силы и капитала.4)экон.союз предполагает проведение государствами-участниками единой экон.политики, также создание системы межгосуд. регулирования в процессах, протекающих в регионе.
Эконом. выгоды для отдельных государств от участия в объединениях включает краткосрочные результаты (рост ценовой конкуренции; развитие внутрирегионального рынка торговли) и долгосрочные эффекты (рост иностранных инвестиций, появление емкого рынка, рост концентраций производства).
Созданию интегр. группировок способствуют след. условия: 1)близость уровней экон.развития и степени рыночной зрелости экономик объединяющихся стран. 2) географ. близость, наличие общей границы и исторически сложившиеся экон. связи. 3) общность эконом. и иных проблем.
Из международных региональных интеграционных структур, заслуживающих особого внимания, можно выделить: Евросоюз, НАФТА, МЕРКСУР, СНГ, ЕврАзЭС, Союз Беларуси и России.