Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины
Материал дисциплины «Правоохранительные органы» изучается на лекциях и семинарских занятиях. При этом предполагается возможность чтения лекций с участием практических работников, приглашение на семинарские занятия представителей судов и иных правоохранительных органов. Для углубленного изучения материала студентам предоставляются учебно-методические (электронные) комплексы, как по всему объему изучаемой дисциплины, так и по отдельным ее темам (например, «Адвокатская деятельность и адвокатура»), учебная, учебно-методическая литература, в том числе, альбомы схем.
Планы семинарских и практических занятий содержат задания, связанные с рассмотрением конкретных правовых ситуаций, которые неоднозначно решаются с точки зрения законодательства и правоприменения, а также иные задания, связанные с осуществлением анализа законодательства, отдельных нормативных актов и пр. При осуществлении аудиторных занятий предусматривается широкое использование эссе и рефератов.
Важную роль в усвоении курса играет самостоятельное изучение учебного материала. Приобретение навыков самостоятельной работы поможет обучаемым в их профессиональной деятельности. Они должны уметь анализировать законы, ведомственные нормативные акты и литературу, обобщать теорию и практику. Мотивация такой деятельности детерминирована планами семинарских занятия и формами контроля успеваемости.
При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:
- изучить нормативно-правовые акты;
- изучить рекомендованную учебную литературу;
- дополнить конспекты лекций;
- изучить и законспектировать первоисточники по теме;
- подготовить ответы на все вопросы семинара.
По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.
Примерные темы эссе, рефератов, контрольных работ.
1. Правоохранительная деятельность: основные признаки и направления.
2. Законодательство о правоохранительных органах.
3. Место судебной власти в системе государственной власти.
4. Развитие принципов организации правосудия в Конституции РФ.
5. Принцип осуществления правосудия только судом в истории российской уголовной юстиции.
6. Институт мировых судей: прошлое и настоящее.
7. Проблемы становления Конституционной юстиции в России.
8. Судебная система США (Франции, Англии и т.п.).
9. Концепция судебной реформы о совершенствовании судебной системы Российской Федерации.
10. Органы юстиции в истории государственности России.
11. Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации.
12. Направления деятельности службы судебных приставов.
13. История становления и развития прокуратуры России.
14. Проблемы совершенствования построения и организации следственного аппарата в России.
15. Органы внутренних дел (либо иной орган или должностное лицо) как орган дознания.
16. Этапы развития органов предварительного расследования в России.
17. Органы расследования зарубежных стран.
18. Координация министерством юстиции деятельности по развитию юридических услуг.
19. Нотариат в Российской Федерации: задачи, система.
20. История образования и развития адвокатуры в России.
21. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.
Основными видами самостоятельной работы студентов при освоении дисциплины «Правоохранительные органы» являются: подготовка к аудиторным занятиям (лекциям, семинарским) и выполнение соответствующих заданий; самостоятельное решение ситуационных задач; самостоятельная работа над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с планами семинарских занятий; подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью; подготовка ко всем видам контрольных испытаний; выполнение письменных контрольных работ; работа в студенческих научных обществах, кружках, семинарах; подготовка к олимпиадам, конкурсам, конференциям.
Для оценки успеваемости обучаемых существуют следующие критерии:
Отлично – высокий уровень подготовки, которой существенно выше среднего, возможно, с очень незначительными погрешностями.
Хорошо – в целом хорошая подготовка с рядом заметных ошибок.
Удовлетворительно – подготовка, удовлетворяющая минимальным требованиям.
Неудовлетворительно – необходима дополнительная подготовка для успешного прохождения испытания.
Планы семинарских занятий[1]