Тема 29. Особенности переходной экономике России
Особенности переходной экономики России. Плановая система - исходное состояние российской экономики.
Реформирование отношений собственности в переходной экономике. Собственность в теневой и рыночной экономике. Приватизация в России: этапы, методы, направления, результаты. Формирование многосубъектной структуры собственности в отечественной экономике переходного периода. Экономическая среда и предпринимательский потенциал в современной российской экономике. Теневая экономика. Рынок труда. Инвестиционная политика как фактор преодоления структурной несбалансированности. Инвестиционный кризис в экономике России: причины, формы преодоления. Преобразования в социальной сфере. Распределение доходов. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
Тема 30. Теория экономических циклов
Сущность экономического цикла и его основные характеристики: причины, виды, фазы, время протекания, частота повторения, динамические параметры, амплитуда показателей экономической активности. Бизнес-цикл и импульсно-распространительный подход к его объяснению. Длинные волны Н.Кондратьева.
Теория циклов как теория колебаний совокупного спроса и капиталовложений. Инвестиционные импульсы и кейнсианская теория бизнес-цикла. Цикл чистых инвестиций в запасы. Модель мультипликатора-акселератора. Современные неоклассические теории бизнес-цикла. Несовершенная информация и реальный бизнес-цикл. Политические шоки как источник импульсов для бизнес-циклов.
Воздействие государства на экономический цикл и его модификация. Дефицитная экономика и деформации цикла. Экономические циклы и макроэкономическая нестабильность.
Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Очная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | Практиче-ские или семинар-ские занятия | ||||
1. | Экономическая теория как наука | Информационная лекция. Групповые дискуссии. | |||
2. | Типы и модели экономических систем | - | 2* | Групповые дискуссии. | |
3. | Экономические потребности и блага | - | 2* | Групповые дискуссии. | |
4. | Собственность | - | Групповые дискуссии. | ||
5. | Экономические ресурсы | - | Лекция-визуализация. Групповые дискуссии. | ||
6. | Производство и его факторы | - | - | ||
7. | Сущность и функции рынка | Информационная лекция. Групповые дискуссии. | |||
8. | Экономические функции правительства | - | - | ||
9. | Цели и функции фирмы | - | Групповые дискуссии. | ||
10. | Спрос и предложение | - | 2* | Лекция-визуализация. Групповые дискуссии. | |
11. | Эластичность | - | 2* | Лекция-визуализация. Решение задач. Групповые дискуссии. | |
12. | Издержки производства | Информационная лекция. Решение задач. Групповые дискуссии. | |||
13. | Природные ресурсы и экологические проблемы | - | 2* | Работа с нормативными правовыми актами. Групповые дискуссии. | |
14. | Школы и направления экономической теории | Информационная лекция. Групповые дискуссии. | |||
15. | Труд и предпринимательская способность | - | Групповые дискуссии. | ||
16. | Безработица | Лекция-визуализация. Групповые дискуссии. | |||
17. | Теория ренты | - | Групповые дискуссии. | ||
18. | Инвестиции | - | Групповые дискуссии. | ||
19. | Совокупный спрос и совокупное предложение | - | - | ||
20. | Специфика макроэкономики | - | Групповые дискуссии. | ||
21. | Экономическое развитие и рост | - | Информационная лекция. Групповые дискуссии. | ||
22. | Инфляция | Лекция-визуализация. Групповые дискуссии. | |||
23. | Сущность, функции и виды денег | - | - | ||
24. | Кредит и кредитная система | - | - | ||
25. | Финансовая система государства: бюджет, налоги | - | - | ||
26. | Государственное регулирование экономики | - | |||
27. | Система национальных счетов | - | - | ||
28. | Международные экономические отношения | - | Информационная лекция. Групповые дискуссии. | ||
29. | Особенности переходной экономики России | - | Групповые дискуссии. | ||
30. | Теория экономических циклов | - | Групповые дискуссии. | ||
Итого: | |||||
% занятий, проводимых в интерактивной форме | 10 часов, 35 % |