Собственности в переходной экономике россии

Как было упомянуто ранее, спонтанная приватизация началась в СССР в 1987 году и была связана с некоторыми мерами регулирования правовых отношений собственности, которое постепенно становилось не таким жестким, как это было раньше.

Уже в "Законе СССР о собственности" было закреплено положение о разделении единой государственной собственности на общесоюзную собственность союзных республик, автономных республик, автономных областей и округов, а также коммунальную собственность.

Республики стали устанавливать иные, не перечисленные общесоюзным "Законом СССР о собственности", формы собственности. Это означало, что региональные элиты подали заявки на законодательное оформление своего права собственности на часть государственного имущества, которым они всегда имели право лишь управлять.

Еще раньше процесса формирования отношений между различными субъектами собственности начались кардинальные изменения в распределении полномочий в пределах самих предприятий. До 1987 года государственное предприятие признавалось лишь субъектом хозяйствования, субъектом же собственности оставалось государство. Но в "Законе СССР о государственном предприятии (объединении)" появилась новая норма, согласно которой значительно возрастала роль трудового коллектива в решении вопросов производственного и социального развития. Конечно, по большому счету реально трудовому коллективу отводилось лишь идеологическое прикрытие, но после принятия данного закона начался процесс перехода прав собственности от партийного аппарата к администрации предприятий.

У государственной собственности появилось несколько формальных и фактических субъектов собственности. Эта неопределенность не могла не способствовать снижению эффективности хозяйствования. В этом же законе впервые за государственным социалистическим предприятием было закреплено право владения. Теперь предприятие могло сдавать в аренду, продавать, обменивать здания, сооружения, оборудование, сырье и другие товарно-материальные ценности, а также списывать их с баланса, если они изношены или морально устарели.

В 1988 году был принят "Закон о кооперативах в СССР", который послужил правовым оформлением частной собственности.

Несколько ранее, в 1986 году, появился "Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", который послужил основой легализации частного предпринимательства и индивидуально-трудовой частной собственности.

В 1989 году был принят ряд нормативных актов об аренде, которые увенчал закон "Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде". Этот закон содержал правовую основу для перераспределения прав собственности и для изменения форм собственности. В нем впервые законодательно разрешалось заключать договоры аренды с правом выкупа трудовыми коллективами арендованного имущества.

Законодательная база для перераспределения прав собственности и преобразования собственности была создана в 1990 – 1991 гг. Были приняты "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" (1990 г.), целый ряд законов и нормативных актов, направленных на развитие рыночных отношений, в том числе закон "Об основах разгосударствления и приватизации в СССР" (1991 г.).

Преобразование собственности в СССР имело свою внутреннюю логику. Во-первых, предполагались различные формы преобразования собственности. Разгосударствление предполагало перераспределение таких правомочий, как управление, использование части дохода без смены форм собственности. В смене форм собственности предусматривалось превращение государственной собственности в другие формы негосударственной собственности (коллективную, семейную). Приватизация рассматривалась как одна из форм разгосударствления. Во-вторых, приоритетное право выбора форм, направлений и сроков приватизации предоставлялось трудовым коллективам.

Свободу выбора и гибкое разнообразие возможностей преобразования собственности являются особенностью союзного подхода к данному направлению экономической реформы. Однако процесс преобразований по союзной модели развиться не успел, т.к. прекратило существование само государство, создавшее нормативную базу.

Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, методам.

Основными особенностями российского процесса приватизации были следующие:

- директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или их руководителями, а Госкомимуществом;

- приоритетность одной формы (превращение государственной собственности в частную);

- приоритет социально-политических целей над экономическими. Критерий экономической эффективности российская модель приватизации не учитывала, имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества, оценивалось по остаточной стоимости по оптовым ценам 80-х гг.;

- социальная деформированность при быстрой концентрации капитала;

- форсированное развитие фондового рынка.

Приватизация в России проходила в несколько этапов:

1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала сферу социальной инфраструктуры.

2. Ваучерная (чековая) приватизация. Сущностью этого этапа было преобразование государственных предприятий в открытые АО и продажа по конкурсу и на аукционе малых предприятий (от 50 до 80% стоимости выкупаемого имущества выплачивалось ваучерами).

3. Послечековая (денежная) приватизация. Ее основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона или по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги.

Еще одной формой приватизации следует считать залоговые аукционы. Государство, с целью покрытия дефицита бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций предприятий, акционированных в порядке приватизации. Отдавая пакеты акций в залог, государство не планировало их возвращения и не резервировало в бюджете средства на возвращение кредитов.

Несмотря на то, что пройдены крупные этапу в процессе приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Не найдена пока оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы функционального движения собственности.

Наши рекомендации