Отраслевое равновесие: влияние эластичности
«Паутинообразная модель» Я. Тинбергена
Рассматривая формирование цен на конкурентных рынках, Я. Тинберген показал, что, когда цены устанавливаются на основе колебаний спроса и предложения, то производство и цены на товары с небольшим сроком хранения (например, сельхозпродукция), выйдя из состояния равновесия, не обязательно возвращаются к нему, как утверждала неоклассическая экономическая теория. Это положение получило название «паутинообразной теоремы» – термин введён Н. Калдором.
Используя «крест Маршалла», рассмотрим три случая:
Рис. 4.6. «Скручивающаяся спираль», ed>es
Рис. 4.7. «Раскручивающаяся спираль», ed<es
Рис. 4.8. Постоянные рыночные колебания, ed=es
Исходная цена спроса на всех графиках – y1, исходный объём предложения при такой цене – x1. Высокая прибыль производителей, обусловленная превышением спроса над предложением, побуждает фирмы увеличивать объём предложения до уровня x2. Однако реализовать такой объём продукции оказывается возможным только при цене y2. Цена равновесия – y*, объём равновесного спроса-предложения равен x*. Для рассматриваемых случаев будут выполняться следующие условия:
В свою очередь:
1) когда эластичность спроса ed больше, чем эластичность предложения es, колебания цен и объёмов стремятся к точке равновесия,
2) когда эластичность спроса ed меньше, чем эластичность предложения es, колебания цен и объёмов всё дальше будут «уходить» от состояния равновесия, что приведёт к «выбиванию» части продавцов с рынка и коррекции положения кривой предложения,
3) в случае одинаковой эластичности кривых торговли отклонения цен и объёмов будут происходить постоянно на одинаковую величину.
Различная эластичность кривых спроса и предложения сказывается также и на способности «перекладывать налоговое бремя» на потребителей посредством увеличения цен. Общее правило при этом – больший ущерб от введения налога понесёт та сторона, эластичность кривой торговли которой – меньше. Рассмотрим следующие графики:
Рис. 4.9. Потери потребительского излишка и прибыли производителей в случае ed<es | Рис. 4.10. Потери потребительского излишка и прибыли производителей в случае ed>es |
Ущерб для потребителей от введения налога заключается в росте цен, происходящем в результате сдвига кривой предложения из положения S в положение S1. Это сокращает потребительский излишек, или «ренту потребителя», которая определяется зоной между кривой спроса DD’ и равновесной ценой y*. В свою очередь, ущерб для производителей после введения налога заключается в сокращении объёма продаж (в натуральном выражении) и, соответственно, прибыли. Это сокращает ренту производителя, определяемую зоной между кривой предложения S и равновесной ценой y*. Величина налога будет равна площади прямоугольника y2aby1. Та часть прямоугольника, которая оказывается выше равновесной цены y*, представляет собой потери потребителей, та, что ниже – потери производителей, или, другими словами, распределение налогового бремени.
Эластичность кривых торговли на различных рынках – разная. Это приводит к различным искажающим влияниям, появлению «налогового клина» (треугольнику справа от прямоугольника y2aby1). Оптимальное распределение ресурсов с учётом влияния налогов (для этого последние должны быть нейтральны) получило название равновесия по Линдалю.
В то же время изменение распределения ресурсов в случае введения налогов и бюджетных затрат (которые можно рассматривать как отрицательные налоги) может быть стимулирующим для развития одних отраслей и подавляющим – для развития других. Изменения отраслевой структуры ВВП вследствие введения налогов также можно рассчитать с помощью модели межотраслевого баланса.