Принципы, способы разрешении конфликтов и
Правовая база организации и проведения
Примирительных процедур
Целью комиссии по трудовым спора организации, примирительной комиссии, процедуры рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, является содействие сторонам конфликта в его разрешении. Указанные институты, в которых предпринимается попытка примирить конфликтующие стороны путем рассмотрения предмета и причин индивидуального или коллективного трудового спора, носят общее название — примирительные процедуры.
В действующем законодательстве Российской Федерации нет норм, в которых были бы закреплены принципы, на которых должны базироваться организация примирительной процедуры и деятельность лиц, призванных способствовать раз решению социальных конфликтов. Эти принципы относятся к числу, выработанных международной и отечественной практиками примирения, посредничества и арбитрирования.
Основными принципами формирования института примирения сторон и организации в нем рассмотрения трудового спора с участием полномочных представителей сторон спора являются: добровольность, паритетность, свобода выбора и принятия решения субъектами трудового спора по поводу кандидатов на роль по средника и арбитров, формирования и организации примирительных процедур; доверие, признание в качестве законного, независимого, компетентного лица (на пример, посредника) или группы лиц, выбранных и утвержденных в установлен ном порядке в качестве членов определенного института примирения (комиссии по трудовым спорам (КТС), примирительной комиссии, трудового арбитража).
Рассмотрение индивидуального или коллективного трудового спора в целях его разрешения должны строиться на принципах:
• соблюдения норм законодательства, полномочности представителей сторон коллективного конфликта, равноправия сторон конфликта перед законом,
• свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание проблемы конфликта;
• добровольности принятия обязательств каждой из сторон конфликта;
• возможности осуществления контроля и ответственности за выполнение обязательств, направленных на ликвидацию причин конфликта.[215]
Отдельно следует перечислить принципы, которые должны соблюдаться лица ми, выполняющими функции посредника или трудового арбитра. В ходе рассмотрения коллективного конфликта посредник и трудовые арбитры обязаны соблюдать принципы: беспристрастности, нейтральности, независимости, законности, соблюдения чести и достоинства, а также сохранения конфиденциальности сведений о предмете конфликта, его причинах и прочие.[216]
Действующим российским законодательством закреплено несколько способов разрешения коллективного трудового спора. К их числу относятся:
1) процедура рассмотрения конфликта примирительной комиссией (ст.6 175-ФЗ);
2) процедура рассмотрения конфликта с участием посредника — посредничество (ст.7 175-ФЗ);
2) процедура рассмотрения конфликта в трудовом арбитраже (ст. 8 175-ФЗ) с участием лиц, которые приобретают статус арбитров в результате институализации этой процедуры.[217]
Правовой базой организации и проведения примирительных процедур при раз решении коллективных трудовых споров являются:
1) Конституция Российской Федерации.
2) Ст. 220 КЗоТ РФ и Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995, 175-ФЗ).
3) Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04. 1996 г. №468.[218]
4) Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть I[219]).
5) Другие законодательные акты, подзаконные и нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения.
6) Коллективные договоры, соглашения по социально-трудовым отношениям, в которых могут содержаться положения о порядке, регламенте проведения примирительных процедур и прочие.
В перечне указан Гражданский Кодекс РФ (4.1), поскольку между одной стороной или сторонами коллективного трудового спора и лицами, добровольно принявших решение выполнять функции посредника или трудового арбитра, может быть заключен безвозмездный или возмездный договор (ст.420, ст.423 ч. I ГК РФ) в связи с выполнением им своих обязанностей. Данные обязанности могут быть предметом любого из такого видов договоров.[220]
В обеспечение организации и проведения процедур по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или в трудовом арбитраже принимает непосредственное участие государственный орган — служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба).[221] а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации, на которые возложены аналогичные функции.[222]