Настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Структура управления ВТО включает:

Высшим органом ВТО является министерская конференция, сессии которой проходят не реже, чем раз в два года. 3/4 голосов требуется для одобрения толкования того или иного многостороннего торгового соглашения или для снятия со страны-члена обязательства, налагаемого таким соглашением. Решение о приеме новых членов принимается министерской конференцией 2/3 голосов. Решение об изменении многостороннего соглашения требует согласия всех стран-членов.

Текущие вопросы в период между министерскими конференциями решает Генеральный совет ВТО. Он также является органом по урегулированию споров, занимается подготовкой обзоров торговой политики, а также руководит деятельностью специализированных советов по торговле товарами, услугами и торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Существует также Секретариат - технический орган, состоящий из примерно 500 сотруд­ников и возглавляемый генеральным директором. Главная его задача - оказание содействия странам-членам по организации многосторонних торговых переговоров, предоставление технической помощи, изучение торговой политики и предоставление правовых консультаций при разрешении торговых споров. Возглавляет ВТО генеральный секретарь, избираемый на три года. Наблюдение за выполнением правил торговли осуществляют специализированные комитеты:

Комитет по торговле и окружающей среде. Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям торгового баланса.

Ежегодно в рамках ВТО анализируется торгово-политический режим стран-участниц, сопоставляются доклады, подготовленные каждой из этих стран и Секретариатом ВТО. Лидеры мировой торговли - США, страны ЕС и Япония проходят экспертизу раз в два года, другие страны, следующие за ними по объему торговли, - раз в четыре года и прочие страны ВТО - раз в шесть лет. Эта схема применяется уже несколько лет и позволяет упорядочить торгово-политические действия ряда государств с целью сохранения равновесия в мировой торговле. В ВТО имеют статус наблюдателя около 60 международных организаций (МБРР, МВФ, ОЭСР и др.). Финансирование ВТО осуществляется странами-участницами пропорционально объему их внешней торговли.

Две из 15 республик, входивших в СССР - Киргизия и Латвия -являются членами ВТО (с декабря 1998 г. и февраля 1999 г.).

Прием в члены ВТО состоит из следующих этапов:

1 Предоставление в ВТО меморандума о своей торговой политике. ВТО создает рабочую группу по изучению меморандума на предмет определения соответствия регулирования внешней торговли в стране правилам ВТО.

2 Проведение в рамках ВТО двусторонних переговоров по вопросам доступа на ее рынок товаров и услуг других стран.

3 Приведение нацио­нального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями ВТО

4 Ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.

Условия присоединения оформляются следующим пакетом официальных документов:

1 доклад рабочей группы, в котором будет изложен весь пакет обязательств страны по итогам переговоров;

2 протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности;

3 список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и сельского хозяйства;

4 список специфических обязательств по доступу на рынок услуг.

Если условия, определенные в многосторонних соглашениях ВТО, приняты, рабочая группа составляет доклад для министерской конференции ВТО, к которому прилагается пакет указанных документов. После положительного голосования на очередной министерской конференции страна считается принятой в ВТО.

Такая сложная и длительная процедура присоединения создана, чтобы обеспечить стабильность статуса стран-участниц ВТО и оградить их от ущемления прав. Члены ВТО должны иметь определенную выгоду от присоединения новой страны, и потому проводят многолетние двусторонние переговоры с кандидатами.

Присоединение к ВТО имеет много плюсов.

- Признание государством с рыночной экономикой.

- Дискриминационные меры.

- Справедливый международный арбитраж в Женеве.

Зам. министра МИДа Михневич: июнь 2002 в ВТО 144 государства, за время существования организации ни одно государство не подало заявления о выходе, хотя эта процедура достаточно простая (за полгода до выхода).

Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документов и 25 министерских деклараций, определяющих права и обязанности стран в рамках многосторонней торго­вой системы ГАТТ 1994.

Эта организация была создана, чтобы каждое государство могло получить выигрыш от международной торговли. Достижение этой цели происходит на базе принципов, сформулированных ВТО:

1 Торговля без дискриминации - страны не должны предоставлять кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют всем остальным странам. В рамках ВТО предусматривается взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования (РНБ), закрепленное в ст. 1 ГАТТ, так же как и в соглашениях по торговле услугами и интеллектуальной собственностью.

2 Либерализация международной торговли - проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли. Средний уровень таможенного обложения импорта в результате восьми раундов многосторонних торговых переговоров снизился с 35 до примерно 6%. После Уругвайского раунда — с 6,3 до 3,8%, или на 40%.

3 Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО - отказ стран от использования протекционизма как средства торговой политики. Арсенал защиты внутреннего рынка, предусмотренный правилами ВТО включает: защитные меры - временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы на­носят или угрожают нанести серьезный ущерб национальным (отечественным) товаропроизводителям;

антидемпинговые пошлины - применяемые против конкретного источника демпинга за­щитные пошлины; компенсационные пошлины - применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в явной или скрытой форме. Западные страны активно пользуются мерами защиты внутреннего рынка.

По данным ВТО, в 1950-1993 гг. защитные меры вводились 151 раз 23 странами, в том числе США 22 раза; расследования по обвинению других стран в демпинге только в 1993-1994 гг. проводились 812 раз, в том числе в США 262 раза; расследования по использованию другими странами экспортных субсидий проводились в те же годы 125 раз, в том числе в США 85 раз.

4 Предсказуемость торговой политики - проведение торговой политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего нарушения принятых на себя обязательств. Страны, инвесторы, корпорации должны быть уверены, что тарифы, нетарифные ограничения, прочие инструменты торговой политики применяются странами в соответствии с определенными ВТО правилами. Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является связывание тарифов - принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку импортного тарифа сверх установленного предела. Страны могут изменить уровень связанного тарифа, но только после переговоров с ее торговыми партнерами и компенсации за наносимый тем самым ущерб.

Связанные тарифы составляют 99% в развивающихся странах, 73% в развитых странах и 98% в странах с переходной экономикой. В области торговли сельскохозяйственной продукцией все 100% тарифов связанные.

5 Содействие конкуренции - принцип ВТО, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг (экспорт по ценам ниже справедливых рыночных), экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливьми методами торговой политики. Однако само толкование понятия справедливых методов в международной торговле весьма сложно и запутанно. С целью определения проблем на пути свободной конкуренции в мировой торговле в рамках ВТО действует механизм проверки торговой политики (Trade Policy Review Mechanism) - детальный анализ торговой политики стран-членов секретариатом ВТО с целью определения ее соответствия требованиям соглашений ВТО и вынесения рекомендаций по устранению их нарушений. В рамках такой проверки каждая проверяемая страна предоставляет на рассмотрение ВТО детальный доклад о состоянии ее внешнеторговой политики, включая торговлю товарами и услугами.

В соответствии с принципами ВТО регулирует международную торговлю посредством выполнения таких функций, как:

1 надзор за исполнением многосторонних торговых соглашений;

2 проведение многосторонних торговых переговоров;

3 содействие решению торговых споров;

4 контроль за развитием международной торговли и торговой политики;

5 оказание технического содействия и обучение персонала;

6 сотрудничество с другими международными организациями по вопросам торговой политики. Разработка стандартной внешнеторговой документации;

7 направление миссий экспертов в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой;

8 исследование взаимосвязи мировой торговли и проблем окружающей среды.

В связи с ростом количества разногласий между членами ВТО первостепенной задачей становится урегулирование торговых споров.

Из 136 стран - членов ВТО более 100 являются развивающимися, в том числе около 30 из них - наименее развитыми. Доля экспорта в ВВП наименее развитых стран составляет 9% и импорта - 16%; в группе развивающихся стран - соответственно 24 и 26%.

Кроме ВТО, регулирование разных аспектов взаимодействия участников ВТД осуществляет большое кол-во межд. орг-й.

Наиболее известны: Межд. торг. Палата (МТП), Межд. валют. Фонд (МВФ), Межд. банк реконстр. И развития (МБРР), Орг-я межд. гражданской авиации (ИКАО), Европейская орг-я свободной торговли (ЕАСТ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Система электронной передачи информации по межд. расчетам (СВИФТ).

Всего в мире более 40 подобных организаций. Для успешного управления гос. и частными внешнеторговыми пр-ми - участие представителей бел. бизнеса в работе как можно большего числа этих межд. орг-й.

4 МВФ

Всеобщая система преференций (ВСП)

- является особым видом таможенно-тарифного регулирования. Ее основная суть - в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке таможенно-тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся гос-в. Это создает условия для предпочтительного доступа экспорта из разв-ся стран на рынки развитых гос-в. ВСП призвана способствовать эк. развитию р. Стран, расширению объемов и ассортимента э-х ими товаров.

Инициатива введения ВСП исходила из развивающихся стран еще в начале 60-х гг. По решению ЮНКТАД была введена в нач. 70-х. Схемы ВСП действуют с 1971 - в ЕС и Японии, 1972 - Австрия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Швейцария, 1974 - Канада, 1976 - США.

ВСП осн-ся на трех принципах: всеобщность, недискриминация, невзаимность.

Принцип всеобщности предполагает предоставление преференций всеми развитыми странами всем развивающимся.

Недискриминация означает, что всем развивающимся странам представляются одни и те же преференции.

Принцип невзаимности предполагает. Что развитые страны предоставляют тарифные уступки в одностороннем порядке, не требуя взаимности.

Однако на практике каждая развитая страна составляет свою схему предоставления преференций и свой собственный перечень стран-бенефициаров.

Схемы ВСП имеют ряд ограничительных условий. Они содержат "защитные" оговорки, дающие возможность развитым странам отменять или изменять преференциальный режим в случае причинения импортом из р. Стран ущерба внутренним производителям аналогичных товаров.

Под преференциальные льготы попадают только товары, происходящие из стран-бенефициаров. Происхождение товаров подтверждается сертификатом происхождения товаров формы А, выдаваемым ТПП страны-экспортера.

Преимущества от ВСП сокращаются также в результате одновременного применения нетарифных мер. Хотя в последнее время многие развитые страны сокращают использование количественных ограничений и применяют только тарифные методы.

ПР: В США установлен "верхний " уровень конкурентоспособности - предусматривает выключение преф. режима в отношении товара, импорт которого из одной страны в течение года составлял 50 % и более от общего импорта этого товара в США или превышал определенную сумму в долларах.

Не все товары подпадают под ВСП. В США ВСП распространяется на 420 наименований товаров из более 130 стран, но к ним не относятся: большинство текстильных товаров, часы, обувь, сумки, некоторые изделия из стали, электроника.

В целом, использование ВСП привело к укреплению экспортного потенциала р. Стран. Многие импортеры из развитых стран ориентируются на поставки товаров, пользующихся преференциями. Схемы ВСП тем эффективнее, чем глубже развивающиеся страны проводят структурную перестройку и организуют выпуск конкурентоспособной продукции.

Наши рекомендации