Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. В ходе подготовки к семинарским занятия студентами выполняется самостоятельная работа по закреплению лекционного материала
В ходе подготовки к семинарским занятия студентами выполняется самостоятельная работа по закреплению лекционного материала, зафиксированного в конспектах, а также путём чтения основной и дополнительной литературы. В этом студент развивает способность к организации освоения и приобретения новых навыков и компетенций. Новаторство в организации самостоятельной работы проявляется в том, что помимо традиционного изучения литературы и контроля знаний путём ответов на ключевые вопросы лекции, студент в целях закрепления понятийного аппарата формирует тематический глоссарий,что позволяет в дальнейшем, для проверки знаний основных терминов по дисциплине проводить терминологический диктант. Тематический глоссарий формируется путём подбора из каждой лекции не менее пяти новых понятий, к которым даёт определения на основе усвоения научной информации не только из конспектов, но и из дополнительно изучаемых научных источников. В разработке тематического глоссария реализуется возможность контроля самостоятельной работы студента (текущий контроль).
Методические указания к самостоятельной работе студентов по формированию глоссария
1. Из каждой лекции извлекается не менее пяти новых понятий, к которым подбираются определения: непосредственно из лекции; из основной или дополнительной литературы, рекомендуемой к изучению; из электронных источников. Таким образом, минимальное число понятий равно пяти новым понятиям, умноженным на число лекций. Для первого модуля – 20 новых понятий, для второго – 20 новых понятий.
2. Глоссарии оформляются на листе формата А-4 в компьютерной вёрстке по приведённому ниже шаблону. Глоссарий необходимо подписать: фамилия, группа, дата передачи на проверку преподавателю.
№ | Новое понятие | Определение |
3. По сформированному глоссарию проводиться текущий контроль в виде терминологического диктанта.
Кроме того, самостоятельная работа студента проходит в виде презентации рефератов, что позволяет набрать поощрительные баллы.
Методические указания к самостоятельной работе студентов по выполнению рефератов.
1. Выбрать тему реферата из предложенного списка или предложить новую тему самостоятельно.
Темы рефератов по дисциплине «Экономика»
1. Методы преобразования отношений собственности в современной российской экономике.
2. Сущность, виды и организационно-хозяйственные формы предпринимательской деятельности в РФ.
3. Сущность и виды монополий в современных условиях.
4. Дифференциация доходов населения в РФ.
5. Занятость и безработица в рыночной экономике: структура и методы регулирования.
6. Социально-экономические причины бедности и методы социальной защиты в рыночной системе хозяйства.
7. Государственное регулирование рыночной экономики: принципы и методы.
8. Банки и банковская система. Основные направления ее совершенствования в РФ.
9. Денежно-кредитная политика и ее основные направления в РФ.
10. Инфляция: сущность, виды, социально-экономические последствия.
11. Циклический характер общественного воспроизводства и разновидности циклов.
12. Бюджетный дефицит и государственный долг, методы их регулирования.
13. Причины кризиса российской экономики и проблемы перехода к экономическому росту.
14. Естественные монополии и особенности их регулирование в России.
15. Рынок и государство. Роль и особенности государственного регулирования в различных экономических системах.
16. Социальная политика в рыночной экономике. Проблемы социальной политики в России в ходе экономических реформ.
17. Теория экономических циклов. Методы государственного регулирования на различных этапах экономического цикла.
18. Налоговая система России. Причины периодического изменения налогового законодательства и экономические последствия налоговой нестабильности.
19. Основные принципы налогообложения и налоговой политики в РФ.
20. Российская экономика и экономические реформы.
21. Цели и задачи экономических преобразований в РФ на современном этапе.
22. Рыночная экономика в России: необходимость, сущность, особенности.
23. Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики России.
24. Система социальной защиты потребителя в рыночной экономике и проблемы ее становления в России.
25. Финансовая система России и проблемы ее эффективности.
26. Государственный бюджет как инструмент фискальной политики. Проблема бюджетного дефицита.
27. Налоговая система государства. Налоги и их виды.
28. Доходы населения и уровень жизни. Государственная политика регулирования доходов.
29. Малое предпринимательство в системе рыночного хозяйства.
30. Становление и развитие товарного хозяйства в России.
31. Электронные деньги и формы их использования.
32. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.
33. Акционирование: мировой опыт, российские реалии и проблемы.
34. Особенности функционирования бирж в России.
35. Международный и внутренний рынок труда.
36. Система социальной защиты безработных.
37. Местные налоги и их роль формирования бюджета.
38. Антимонопольная политика государства.
39. Аренда и лизинг как формы хозяйствования и лучшего использования капитала.
40. Банковская система и регулирование рынка.
41. Причины и виды безработицы в условиях современной России.
42. Современные системы оплаты труда в России.
43. Роль малого бизнеса в экономике России.
44. Предпринимательство: его сущность, функции и развитие в РФ.
45. Иностранные инвестиции в развитие экономики России.
2. По теме реферата изучить материал периодических изданий, необходимые нормативные акты, статистические сборники. Сформировать список изученной литературы. Разместить в алфавитном порядке в разделе «Список использованных источников»
3. По результатам изучения источников составить своё личное мнение, подчеркнув при этом актуальность исследуемой проблемы, и вынести, выделив жирным шрифтом в первый абзац реферата.
4. Авторское мнение, представленное в первом абзаце, необходимо подтвердить тезисно (количество тезисов 5-7). Каждый тезис является началом абзаца. В подтверждение тезиса следует указывать компетентное мнение, приведя цитату с ссылкой, или приводить графический, статистический и т.д. материал.
5. Оформить титульный лист как для контрольных работ.
6. Объём реферата с учётом титульного листа и списка использованных источников, размещаемого после текста, не должен превышать десяти листов.
7. Не допускаются компиляции, плагиат.
8. Защита реферата представляет собой изложение ответов на вопросы оппонентов с аргументацией собственного мнения на основе изученных материалов по проблеме с ссылкой на источники.
Реферат является первым опытом научной работы студента и требует научного руководства со стороны преподавателя. Поэтому студент совместно с преподавателем обсуждают и разрабатывают структуру будущей работы.
Выполнение рефератов направленно на формирование у студента следующих общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-17.
В целом самостоятельная работа студента призвана выработать соответствующие компетенции, обеспечить понимание причинно-следственных связей между рассматриваемыми категориями, явлениями и процессами.