Й 1.Транспортное и техническое обслуживание
Транспортные средства участвуют во всех производственных процессах. В общем комплексе с/х работ транспортные работы относятся к числу наиболее трудоемких и энергоемких процессов, на них приходится около 1/3 всех затрат труда при возделывании с/х культур , в себестоимости с/х культур транспортные расходы составляют от 15 до 40%. Виды транспорта: автомоб., тракторный и гужевой. В живот-ве применяется также трубопроводный. Автомобили перевозят грузы на большие расстояния, тракторы используются внутри хозяйства, гужевой транспорт – для внутриусадебных перевозок, на фермах. В среднем 80% грузов перевозят грузовыми автомобилями, 15% - тракторами, 5% - гужевым. От правильной организации перевозок, оснащенности организаций соответствующими современными транспортными средствами, их рационального использования зависят своевременность выполнения с/х работ, их качество. Классификация грузоперевозок осуществляется: по пунктам назначения (внехозяйственные, внутрихозяйственные, внутриусадебные), по объемной массе (транспортабельные грузы – зерно, строительные материалы, малотранспортабельные грузы – солома, сено), по срочности (скоропортящиеся, нескоропортящиеся). Эффект-ть зависит от дорог. Категории:1 и 2 – дороги республик. назначения, 3- с твердыми покрытиями, 4- грунтовые дороги, укреплен. местн. материалами, 5-естественные грунтовые дороги.
Грузы делятся по плотности, по степени использ-ния грузоподъемности: 1класс-100%(зерно), 2класс-99-71%(сах.свекла), 3-70-51%(овощи), 4-50% и менее(сено). Также грузы: транспортабельные (зерно), малотранспорт. (сено, з/м), скоропортящиеся (молоко). Для ↑ эффект-ти использ-ия: использование автопоездов, наращивание бортов, оптим. маршрутов, улучш. дорог, исп-ие спец. транспорта и т.д.
Обслужив. и ремонт техники носят планово-предупредительный характер. По степени сложности ТО разл.: ежедневное, ТО 1-ое, ТО 2, ТО-3, сезонное. Каждое послед. ТО – через опред. время и содержит операции предыдущего ТО. Ремонт – рем. мастерские хоз-в, райагропромтехника, ремзаводы (по договорам). Ремонт: текущий, капитальн., по потребности. При райагропромтехнике существуют станции ТО тракторов (СТОТ), СТОА(автомоб), СТОЖ(живот-кие фермы).
Прибыль и рентабельность
Рентабельность - важнейшая экономическая категории, присуща всем П, работающим на основе хозрасчёта. Оно означает доходность, прибыльность П. Характеризует экономическую эффективность с/х пр-ва. Рентабельность – вызывает экономические отношения по поводу соизмерения результатов производства с ресурсами и затратами, субъективно это показатель эффективности производства, выражающий степень окупаемости авансированных и потребляемых производственных ресурсов.
Виды: рент. издержек (приб./себест.), дохода (приб./выручку), фондов (приб./стоим. фондов), земли (прибыль/на стоим. земли).
Прибыль – разница между выручкой в ценах реализации и с/с реализованной продукции.
Резервы снижения с/с кроются в сфере производства, а рост цен реализации определяется ещё и сферой обращения.
Цена реализации за счёт производственных факторов повышается благодаря повышению качества продукции и продаж её в лучшие сезоны. В сфере реализации на рынке цена может быть более высокой за счёт более щедрых покупателей, путём завоевания новых внутренних и внешних рынков сбыта.
Т.о. рентабельность может быть повышена за счёт: снижения с/с, повышения качества и конкурентоспособности, завоевание более благоприятных рынков сбыта.
3. Задача. Уровень производства кормов в хозяйстве составляет 3800 ц к.ед. на 100 га кормовой площади. Определить необходимую площадь для производства 6000 ц говядины.
Определим общую потребность в кормовых единицах с учетом, что на 1 ц прироста живой массы КРС требуется 10 ц к.е..
6000*10=60000к.ед.
необходимая кормовая площадь составит 60000/3800*100=1579 га