Развитие организационноймысли

10.1. Историческое развитие организационной науки

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
наилучшей формы организационной деятельности и с этим организационные проблемы волновали лю-

дей на протяжении всей истории существования человечества.

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
Организационная наука начала зарождаться в глубокой древности, прежде всего в виде организации управленческой деятельности. Первые советы по управлению ученые обнару- жили в хозяйственных административных клинописных

стах древних шумеров, живших в период с 29-28 вв. по 3-1 вв. до новой эры в Южном Двуречье. Дошедшие до нас письмен- ные источники Шумера, исследованные американским про- фессором С.Н. Крамером, отражают социально-экономическое положение в междуречье по меньшей мере за 3000 лет до н.э.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Советы по управлению можно найти в трудах ученых древнего Египта. Например, Поучение Птаххотепа (2000- лет до н.э.) содержит советы о необходимости внима- тельно выслушивать подчиненных и вникать в их проблемы.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Кодекс царя (1792-1750 гг до н.э.) в древнем

Вавилоне содержит свод законов об управлении государством, среди которых — использование свидетелей и письменных документов для контроля, установление минимальной зара- ботной платы, признание недопустимости перекладывания от- ветственности.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Вавилония, во многом благодаря высокому уровню органи- зации труда достигла к середине 1 в. до н.э. наибольшего эко- номического и расцвета. К этому времени отно-

сится сооружение таких чудес света, как Вавилонская башня и знаменитые висячие сады Семирамиды. При правлении Наву- ходоносора И-го произошло слияние государственных мето- дов управления с контрольными функциями управления в сфере производства и строительства.

Древнегреческий ученый Ксенофонт, родившийся около

430 г. до н.э., дал в своих трудах характеристику «образцового хозяйства» и «образцового гражданина», «идеального прави- теля « и «идеального государства». Он изложил программу преобразования тирании «в правильную государственную форму с сильной личной властью». В его труде «О доходах» предпринимается попытка найти выход из экономических трудностей Афин.

Целесообразность специализации трудовых процессов от- разил в своих трактатах известный философ древней Греции Платон (примерно 400 лет до н.э.). В тот же период времени Сократ сформулировал принципы распределения функцио- нальных обязанностей между исполнителями, подчеркивая необходимость контроля за исполнением указаний. В древнем Риме Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) ввел описание работ, планирование и отчетность.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Значительный вклад в развитие управленческой мысли внес итальянский государственный деятель Н. Макиавелли гг). Его рекомендации (в современной интерпрета-

ции) сводятся к следующим принципам:

развитие организационноймысли - student2.ru  
обоснованный подбор кадров;

• мотивация персонала;

развитие организационноймысли - student2.ru  
стремление к достижению общей цели;

развитие организационноймысли - student2.ru  
высокий профессионализм руководителя.

Широко известен труд узбекского государственного деяте- ля и поэта Алишера Навои. В 1500 году он издал философско-

2S4

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
дидактическое сочинение о наилучшем устройстве человече- ского общества.

Толчком к активному развитию управленческой мысли по-

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
служила промышленная революция, начавшаяся в с середины века. Она вызвала бурный рост промышленности, который привел к повсеместному использованию методов контроля качества и специализации производственных рабо- чих. Тогда же начала зарождаться организационная наука, из- вестная нам теперь как теория организации. Поначалу она ос- новывалась на практических навыках построения и функцио- нирования организации. В дальнейшем ученые стали не только обобщать сложившуюся практику, но и пытаться пред- лагать ей свои теоретические конструкции. Тем не менее, нау- ка об организации долгое время носила сугубо прикладной характер и не имела общеметодологической основы.

В Европе организационная наука постепенно продвигалась

«от общества как макроорганизации к организации как микро- обществу». Подобный характер развития организационной мысли объясняется тем, что эта наука была напрямую востре- бована практикой развития индустриального рыночного про- изводства и не предполагала отвлеченного развитие организационноймысли - student2.ru

развитие организационноймысли - student2.ru  
Развитие североамериканской науки в этой шло

развитие организационноймысли - student2.ru  
иначе. Американская теория организации и управления уже в прошлом веке отличалась сугубо эмпирической ориентацией, основанной на анализе выполнения разных Подтвер- ждение этому можно найти в вышедшей в США в 1832 году книге Ч. Вабаджа «Об экономике машинного развитие организационноймысли - student2.ru

развитие организационноймысли - student2.ru  
В процессе экономического развития общества сложилось множество направлений организационной мысли, ко-

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
торых сгруппировались различные школы исследователей. Ф. Тейлором и его последователями были развитие организационноймысли - student2.ru важнейшие для того развитие организационноймысли - student2.ru развитие организационноймысли - student2.ru управления. Идеи и методы, из развитие организационноймысли - student2.ru известны как научное развитие организационноймысли - student2.ru развитие организационноймысли - student2.ru выполняемая в низовом звене

развитие организационноймысли - student2.ru

развитие организационноймысли - student2.ru  
Исследования по теории организации стали проводиться на систематической основе с года. В рамках этих исследо- ваний были сформулированы принципы организации, соз- дающие основу и критерии для формирования организацион- ных структур, создания системы подразделений, определения управляемости и делегирования прав и ответственности.

Важнейшую роль в развитии организационной науки сыг- рали успехи естествознания конца 19 — начала 20 вв., в ре- зультате которых произошел коренной переворот в мировой экономике. Эти успехи создали технические и социальные предпосылки для научно-технической революции, вызвавшей коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения организационной науки в ведущий фактор развития мировой экономики и общественного произ- водства.

К середине 20 века наука превратилась в непосредствен- ную производительную силу, изменившую весь облик обще- ственного производства, характер и содержание труда, струк- туру производительных сил и структуру общества. Это приве- ло к ускоренному росту производительности труда, оказывало воздействие на все стороны жизни общества и способствовало научно-техническому прогрессу. Были созданы предпосылки для возникновения единой системы, объединяющей все сферы человеческой деятельности: теоретические познания законо- мерностей природы и общества (наука), комплекса техниче- ских средств (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рационализации практической дея- тельности в процессе производства (управление).

развитие организационноймысли - student2.ru  
К известным ученым, внесшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории организации, относят- ся Г. Дж. Д. Лизней, А. К. Рейли, Л. Урвик, М. Вебер.

В начале 20 века они предприняли попытку проанализировать организацию в целом. В конечном итоге во многом благодаря их исследованиям выделились основные концепции этой нау-

развитие организационноймысли - student2.ru  
обусловленные различными моделями организаций. Крат- ко охарактеризуем некоторые из них.

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
Организация как трудовой процесс.Первоосновой такой организации является блок «человек — труд». В такой модели трудовая деятельность принципиально отличается от управле- ния, которое является функциональной обязанностью другого должностного Основополагающим условием этого на- правления классической теории управления организацией яв- ляется то, что в том числе и работа низовых исполни-

телей, как показал Тейлор, должна изучаться с помощью на- учных методов.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Организация это машина. Вконцепции, предложен- ной, в частности, Г. Файолем, Л. Урвиком, организация рас- сматривается как обезличенный механизм, построенный на основе формализованных связей, статусов, целей в виде мно- гоуровневой административной иерархии. Организация в этом смысле не более чем инструмент для решения поставленных задач. Человек в ней перестает быть личностью. Он лишь один

развитие организационноймысли - student2.ru  
«винтиков», выполняющих определенную функцию. Такая, почти техническая система предполагает полную управляе- мость, предсказуемость и контролируемость действий всех членов коллектива организации.

развитие организационноймысли - student2.ru  
— община.Концепция создания организа-

развитие организационноймысли - student2.ru  
ции по типу общины была теоретически и экспериментально обоснована Э. Мейо и Ф. Фотлисбергером. Отношения в такой строятся на основе взаимной привязанности и

общих интересов по весьма распространенной схеме: «человек

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
— группа» или «человек — человек». Главным регулятором этом являются принятые в социально-

психологические нормы поведения.

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
Бюрократическая организация.Немецкий социолог, ис- торик, экономист и юрист Макс Вебер в начале века разра- ботал теорию социальной структуры, в соответствии с кото- рой в обществе, наряду с классами, выделялись статусные обладающие социальным престижем и особым стилем

жизни, и группы власти, к которым он причислял в первую очередь политические партии. По Веберу статусные группы полностью автономны по отношению к классовому делению общества.

Концепция, предложенная М. Вебером в рамках разрабо- танной им теории бюрократии, авторитета и власти, предпола- гает создание такой организации, в которой обеспечивается полная рационализация поведения человека с целью преодо- ления иррациональности в его поступках и в отношениях с окружающими. Теоретически обязанности в организации, соз- данной на основе рациональной схемы, распределяются меж- ду специалистами по степени их компетентности с соблюде- нием четкой субординации.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Социотехническая организация. Концепция создания подобных организаций была сформирована на базе исследо- ваний, проведенных в 50-е годы на угольных шахтах в Уэльсе и на текстильных фабриках в Ахмедабе. В основе социотехни- ческой организации лежит «теория Гласиер» — универсальная теория, предусматривающая выявление связей между внутри- групповыми зависимостями и технологией производства. Тео- рия появилась в результате выполнения долгосрочного иссле- довательского который был предпринят в 1948 г. Гласиеровской металлической компанией (Лондон). Проект выполнялся совместно с исследовательской группой Тави- стокского института.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Рабочая принципиальные результаты и выводы исследований отражены в различных книгах и монографиях, написанных главным образом, У. Брауном и Э. Джеквесом.

развитие организационноймысли - student2.ru  
модель. Организация, согласно

развитие организационноймысли - student2.ru  
Ч. Бернарду, Г. Саймену, Дж. Марчу, рассматривается как система длительных взаимодействий между работниками, ко- торые зачастую вносят в организацию собственные ценности. При этом цели организации, а также ее структура зависят как от так и от неформальных отношений. Процесс

управления подобной организацией весьма сложен, поскольку он связан с большим количеством неопределенностей.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Естественная организация. В основе лежит концепция, идущая от Т. Р. Мертона, А. Этциони и других ис- следователей. Функционирование организации рассматрива- ется ими как объективный самосовершающийся процесс, обеспечивающий самонастройку системы при внешних и внутренних возмущающих воздействиях. Теоретически такая система не нуждается в управлении, а на практике подобная модель содержит слишком большое количество неопределен- ностей. При таком подходе трудно рассматривать организа- цию с позиций управления, что может привести в конечном итоге к непредвиденным ситуациям.

Модель организационного потенциала. В основе лежат идеи, выдвинутые в начале 70-х годов в США профессором И. Ансоффом, который считает, что идея матрицы — одна из основных в современной науке о формировании организаци- онных структур. Промышленная организация рассматривается им как некая система, осуществляющая взаимосвязи с источ- никами ресурсов и с внешней средой. Исходя из этого, выде- ляются два исторически сложившихся подхода к формирова- нию организационных структур: статический и динамический.

Особый акцент И. Ансофф делает на научном подходе к управлению и управляющих способностях организации, к ко- торым, по его мнению, относятся следующие категории: цели и задачи, организационные ценности и нормы, управленче- ские навыки, внутрисистемные отношения, мотивация, кон- троль, технологии, планирование, делегирование полномочий, использование новейших технических устройств

Более подробно с перечисленными моделями организаций можно познакомиться в книге Б.З. Мильнера «Теория органи- заций».

Заметим, что при построении и исследовании организаци- онных систем в нашей стране и за рубежом превалирует кон- цепция системного подхода. Методологическое кредо данного направления заключено в известном тезисе У. Эшби о необхо- димости разнообразия. Управление в этом случае предполага-

ет разнообразные состояния исследуемого объекта, трудовую самостоятельность индивидуумов, автономию групп, множе- ственность целей.

развитие организационноймысли - student2.ru  
В начале 90-х годов американский ученый Д. став-

ший впоследствии лауреатом Нобелевской премии по эконо- мике, опубликовал серию работ, имеющих непосредственное отношение к обоснованию роли и принципов функционирова- ния организаций. В своих работах Норт пытается дать ответ на жизненно важный вопрос о том, почему некоторые страны бо- гаты, а другие — бедны, связывая воедино экономические из- менения, техническое развитие и институциональные условия.

«Институты» (по Норту) — это разработанные людьми фор- мальные и неформальные ограничения, а также факторы при- нуждения, структурирующие их взаимодействие.

развитие организационноймысли - student2.ru  
В книге «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, опубликованной на русском языке в г., Норт делает следующие выводы:

1. Законы могут быть изменены практически мгновенно, а неформальные нормы, которые создают легитимную основу для действия законов, меняются постепенно. Резкое измене- ние законов часто дает результаты, не имеющие ничего обще- го с ожиданиями. Страны, которые принимают законы, соз- данные по образу и подобию других государств, с другими экономическими условиями, традициями, неформальными нормами, приобретают совсем не то направление развития, которое свойственно государствам, откуда эти законы были заимствованы.

2. Функционирование экономики в значительной степени определяется государственным устройством, формирующим экономические законы, создающим и обеспечивающим эф- фективные права собственности и влияющим на политику развития.

3. Эффективные политико-экономические системы форми- руют гибкие институциональные структуры, способные пере- живать шоки и перемены. Формирование этих систем является

развитие организационноймысли - student2.ru  
результатом длительного процесса эффективных

систем, рассчитанных на краткосрочную перспективу, требует в каждом случае специальных исследований и разработок.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Эти рекомендации весьма актуальны для современного со- стояния российской

10.2. Развитие организационной мысли в России

развитие организационноймысли - student2.ru  
В России значительную роль в развитии организационной деятельности сыграли реформы государственного управления, который провел Петр 1 Великий (годы жизни гг.).

развитие организационноймысли - student2.ru  
государственного аппарата явились важным ша-

развитие организационноймысли - student2.ru  
гом на пути превращения русского самодержавия в чиновни- чье-дворянскую монархию с ее и служивыми со-

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
словиями. В частности, Петр 1 провел административную реформу. В 1708-09 вместо уездов, воеводств и наместни- чества было учреждено 8 (позже 10) губерний во главе с гу- бернаторами. В г губернии были разделены на 47 про- винций.

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
Содействуя развитию отечественной промышленности, Петр 1 учредил центральные органы (коллегии), промышленностью и торговлей, стал передавать предприятия в частные руки и выдавать их владельцам субси- дии. Кроме того, он ввел тариф, который ограждал новые от- расли промышленности иностранной конку-

ренции.

развитие организационноймысли - student2.ru  
оживлением и подъемом экономической

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
жизни в России ознаменовалось правление Елизаветы Петров- ны (годы 1709-1762). Фактическим руководителем внут- ренней политики с начала 1750-х годов был П.И. Шувалов, е которого связана отмена таможен и развитие организационноймысли - student2.ru организация внешней торговли г.)

развитие организационноймысли - student2.ru  
В годы правления Екатерины II (годы жизни 1729-1796)

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
было «Вольное экономическое общество

(1765 г), начато «генеральное межевание» для упорядочивания помещичьего землевладения. В 1767 г. она созвала Комиссию об Уложении и составила для нее наказ, широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей в части организацион- ной деятельности.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Целым ряд умеренно-либеральных реформ, включая учре- ждение министерств и кабинета министров, был принят при правлении Александра 1 (годы жизни 1777-1825). По его предложению М.М. Сперанским был разработан проект госу- дарственных реформ, в числе которых «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений России» г).

развитие организационноймысли - student2.ru  
В г. подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал придать самодержавию внешние фор- мы конституционной монархии (выборность части чиновни- ков, организация государственного контроля, разделение вла- стей и пр.).

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
Особое значение для общественного развития России име- ла, безусловно, крестьянская реформа отменившая крепостное право и положившая начато капиталистической формации в стране. Позже в 1906 году началась столыпинская аграрная реформа крестьянского надельного землевладения в России, которая была прекращена постановлением временного правительства в июне 1917 года. Инициатором и руководите- лем реформы был председатель Совета министров П.А. Сто- лыпин. Реформа имела большое социально-экономическое значение для страны, капиталистическое развитие которой продолжалось уже почти 50 лет. Разрушение общины и обра- зование частной крестьянской собственности составляли суть этой реформы. Разрешение на продажу и куплю наделов земли ускорило и облегчило процесс вовлечения крестьянской на- дельной земли в товарооборот.

Далеко не все в России приветствовали развитие капита- лизма, Русский экономист, социолог и публицист В.П. Ворон- цов считал, что в России нет условий для развития капитализ- ма. Становление русской промышленности и создание круп-

номасштабных организаций воспринимал как неестественное и вредное явление. Выступал за развитие мелкого производст- ва в сельском хозяйстве, предлагал развивать кустарные про- мыслы. Защищал мелкого буржуа и пытался найти средства, оберегающие его от последствий капитализма.

В XX веке развитие организационной мысли в России шло сложным путем. Отечественная организационная наука воз- никла намного позже, чем на Западе. Смена государственного строя, войны и послевоенная разруха мешали развитию орга- низационной науки. Ее развитие тормозила централизованная командная система управления народным хозяйством.

Тем не менее, российские ученые внесли значительный вклад в организационную науку. Л.В. Канторович — извест- ный российский экономист-математик, лауреат Нобелевской премии по экономике, определил значение объективно обу- словленных оценок, возникающих при анализе оптимальных экономических моделей. Его исследования способствовали созданию теории оптимального планирования и управления организациями. Достижения А.Н. Колмогорова и В.А. Ко- тельникова в области математики во многом способствовали созданию экономико-математических моделей современных организаций.

В последние годы были введены в употребление некоторые научные категории и понятия теории организации, наметилась специализация исследований в этой области, получены первые позитивные результаты, касающиеся осмысления опыта зару- бежной теории организации, предложены и внедрены кон- кретные формы демократизации управления применительно к условиям России. Эта дисциплина стала изучаться во многих высших учебных заведениях.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Проведенные в стране реформы по коммерциализации на- родного повышению самостоятельности деловых ор-

ганизаций активизировали теорию организации. У нее появился реальный потребитель — заинтересованное лицо, способное за- ключать контракт с конкретным специалистом. Таким заинте-

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
лицом является в первую очередь руководитель фирмы и занимающиеся решением задач, связанных с управлением персоналом. Коммерческая среда довольно быст- ро и вполне определенно ранжировала в за-

висимости от их квалификации, образования и опыта.

развитие организационноймысли - student2.ru  
К числу основных направлений теоретических обобщений и получивших распространение в России, отно-

сятся:

развитие организационноймысли - student2.ru  
Реинжиниринг — перестройка на современной информа- ционной и технологической основе организации произ- водства и управления.

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
2. Системотехника — прикладная наука, «исследующая за- дачи создания управляющих систем

развитие организационноймысли - student2.ru  
(в первую очередь в экономике), а также сложных спра- систем.

3. Ситуационное управление — метод решения сложных за- дач, оперативного управления, заключающийся в приня- тии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся экономиче- ской ситуацией,

развитие организационноймысли - student2.ru  
4. Концепция внутренних рынков объединений и корпора- ций (организационных рынков), работающих на конкурс- ной

5. Теория альянсов — ассоциативные формы организации и управления.

6. Развитие и использование интеллектуальных ресурсов.

7. Проблемы доверия к управленческому аппарату, к при- нимаемым этим аппаратом решениям.

8. Постановка и решение задач управления персоналом.

В этих условиях при решении управленческих задач есте- ственно было бы обратиться к зарубежной практике. Но, к со- жалению, далеко не все из зарубежного опыта оказалось при- емлемым для деловой культуры в России. Многое теперь при- ходится разрабатывать самостоятельно с учетом специфики ведения экономической деятельности страны и ее менталите-

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru теория организации; наука большие том, что рос-

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru сийские ученые свой вклад-, развитие

развитие организационноймысли - student2.ru  
наука.

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru Вклад информатизации науку

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru Современный вступил эпоху формирования инфор- мационного пространства, которое се-

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru
развитие организационноймысли - student2.ru  
тевых использовании компью-

терных обработки и хранения информации.

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
странства является неограниченная возможность к нему говорить развитие организационноймысли - student2.ru развитие организационноймысли - student2.ru

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
новой информационно» развитие организационноймысли - student2.ru

ловека.

развитие организационноймысли - student2.ru

развитие организационноймысли - student2.ru  
Создание индустрии и инфор- развитие организационноймысли - student2.ru мации в, товар к тещшдашм преобразо-

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru в© всех очередь- в развитие организационноймысли - student2.ru

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru
развитие организационноймысли - student2.ru  
В от ма- развитие организационноймысли - student2.ru развитие организационноймысли - student2.ru развитие организационноймысли - student2.ru обладает развитие организационноймысли - student2.ru развитие организационноймысли - student2.ru

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
и развитие организационноймысли - student2.ru причем

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
является развитие организационноймысли - student2.ru

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
На этапе развитие организационноймысли - student2.ru развитие организационноймысли - student2.ru для задач развитие организационноймысли - student2.ru развитие организационноймысли - student2.ru

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru «Ценность.— вероят-

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
ности в развитие организационноймысли - student2.ru

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru
развитие организационноймысли - student2.ru  
чисто мате- развитие организационноймысли - student2.ru развитие организационноймысли - student2.ru раскрыть

развитие организационноймысли - student2.ru развитие организационноймысли - student2.ru

развитие организационноймысли - student2.ru  
как объ-

развитие организационноймысли - student2.ru  
развитие организационноймысли - student2.ru  
ектов, себя состав- развитие организационноймысли - student2.ru ляющую.

развитие организационноймысли - student2.ru  
В последние годы заметные достижения в области осмыс- ления роли информации в деятельности организаций связаны с развитием информатики — науки, изучающей процессы пе- редачи, обработки и хранения информации. В результате про- веденных исследований было установлено, что в практиче- ских задачах управления информация выступает как объек- тивная категория, исполняющая роль регулятора деятельности организации, который отражает требования окружающей сре- ды. Точно так же система информа-

ционных связей обеспечивает учет воздействия свойств внут- ренней среды на работу организации.

Указанные свойства объективно определяют ведущую роль информации в развитии любой организации. Чем сложнее по своей структуре организация, тем большие объемы внутрен- ней и внешней информации используются для обеспечения ее жизнедеятельности. Поэтому уровень информатизации орга- низации является ведущим показателем обобщенного понятия качества организации и определяет ее способность к выжива- нию в условиях конкуренции.

Революционные процессы, происходящие в последние де- сятилетия в области информатизации всех сторон жизнедея- тельности общества, стали мощным катализатором становле- ния и стремительного развития процессов глобализации рын- ка. Наиболее видимым для всех проявлением этих тенденций стало создание Всемирной торговой организации — ВТО. Во- прос о вступлении России в эту организацию рассматривается нашим правительством как один из существенных моментов успешного развития предприятий страны, занимающихся эко- номической деятельностью. Кроме того» это будет способст- вовать укреплению позиций страны в мировом сообществе. Предполагается, что с ростом информатизации будет проис- ходить все большая рационализация деятельности организа- ций всех типов и всех уровней. В конечном счете это должно привести к созданию государственных систем с гуманистиче- ским и рациональным общественным устройством.

В соответствии с законом самосохранения (смотрите раз- дел 4.3) общество как сложная, открытая, управляемая дина- мическая система, включающая в себя большое количество организаций, нуждается в развитии механизмов саморегули- рования. Именно они должны обеспечить взаимодействие ме- жду элементами систем всех уровней, образующих общест- венную систему. Саморегулирование должно быть направлено на то, чтобы удерживать в большей или меньшей степени все системы в состоянии устойчивого динамического равновесия. Этой цели удается достичь путем использования информаци- онных маркетинговых систем управления. С их помощью можно выделить «наилучшие» организаций и соответственно ориентировать руководителей на изучение опыта ведущих ор- ганизаций в данной отрасли.

Во множестве функций, которые выполняет информация в процессе жизнедеятельности организации, следует подчерк- нуть два основных фактора.

Первый из них обусловлен тем, что информация, исполь- зуемая в производственном процессе, носит производитель- ный характер и, следовательно, играет роль ресурса, необхо- димого для выпуска конечного продукта. Особенно наглядно это свойство проявляется в деятельности фирм, для которых информация является предметом и продуктом труда. К ним следует отнести государственные и частные организации, за- нимающиеся координацией и управлением деятельностью других организаций, в том числе и маркетинговые агентства. Предметом деятельности последних является информация о состоянии рынка и действиях его субъектов, а результатом труда является информация, используемая в системах управ- ления организаций. Вторая особенность воздействия инфор- матизации на жизнедеятельность организаций заключается в том, что развитие подхода к информации как к самостоятель- ному объекту привело к созданию нового научного направле- ния — информационной экономики.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Развитие и успешное внедрение в практическую деятель- ность научных разработок в этой области, которое началось с 90-х годов XX было обусловлено следующими причи- нами:

• возрастающим влиянием научно-технического прогресса на деятельность организаций;

• определяющим влиянием уровня информационного обес- печения,

• революционным характером темпов развития информати- зации;

• переходом к межгосударственным формам экономиче- ской деятельности.

Факт зависимости организаций (как общественных, так и хозяйственных) от полноты, достоверности, надежности и оперативности используемой информации вынудил рассмат- ривать ее как объективный ресурс обеспечения жизнедеятель- ности организации (см. закон об информированности и упоря- доченности —- раздел 4.6. данного учебного пособия). В ин- формационной экономике информация рассматривается как результат интеллектуального труда всех членов общества. С этой точки зрения она превращается в товар, т.е. предмет куп- ли-продажи, имеющий свои специфические особенности по сравнению с традиционными товарами и услугами.

Классический подход к оценке целесообразности исполь- зования информационных ресурсов с помощью получаемого экономического эффекта оказался малопродуктивным. Это связано с тем, что многие достижения составляют коммерче- скую тайну. Для получения содержательных оценок в этой об- ласти следует развивать государственные системы статисти- ческого анализа деятельности организаций. Параллельно необходима государственная поддержка независимых марке- тинговых агентств, занимающихся сравнительной оценкой деятельности различных организаций.

В развитии таких агентств заинтересованы сами организа- ции, так как только с использованием маркетинговой инфор-

мации, полученной из независимых источников, занимающих- ся анализом деятельности большого количества фирм, они мо- гут объективно оценить позиции своей организации и пер- спективы выживания. Личная заинтересованность вынуждает клиентов поставлять в независимые агентства дополнитель- ную (по сравнению с требованиями государственной стати- стической отчетности) информацию о своей деятельности. В качестве клиентов в данном случае выступают юридические лица — субъекты экономической деятельности. Особенно ус- пешно развивается деятельность независимых маркетинговых компаний в среде электронной коммерции, что связано с гло- бальным характером информационного пространства.

развитие организационноймысли - student2.ru  
Специфика информации как продукта заключается в том, что при одинаковом содержании она может иметь различные формы материального воплощения, что значительно расширя- ет возможности ее использования. Она может быть представ- лена в виде документов, печатных передана в сло-

весной форме, размещена на магнитных носителях. Совре- менные средства телекоммуникаций значительно расширили возможности передачи и хранения информации. Она может отображаться в виде информационных файлов, передаваться с использованием аудио и видео средств. Классификация ин- формации по функциональному назначению представляет значительную сложность из-за многообразия направлений ее использования. Традиционные и наиболее давно используе- мые виды информации — данные статистической отчетности. Наиболее современные — базы знаний.

В отличие от материальных продуктов, информация не разрушается в процессе использования и, следовательно, мо- жет использоваться многократно. Однако имеется существен- ное ограничение: информация быстро устаревает и теряет оперативность.

Ценность информации заметно повышается, если она носит адресный характер, т.е. ориентирована на определенный круг пользователей. Характеризуя специфику информации как

продукта, следует отметить такое ее свойство, как уникаль- ность. Действительно, нет смысла тратить время и средства на производство еще одного уже имеющегося информационного продукта, достаточно лишь обеспечить к нему доступ заинте- ресованных лиц, используя, например, процедуру тиражиро- вания или поместив его в общедоступную базу данных.

развитие организационноймысли - student2.ru  
С указанных позиций характеристики качества информа- ционного продукта заметно отличаются от аналогичных пока- зателей материального продукта или услуги. Тем не менее, и в том, и другом случае основой разработки набора характери- стик качества должна служить его полезность, т.е. степень востребованности другими организациями и людьми. Одна из основных особенностей информационного продукта заключа- ется в том, что его полезность зависит от способности органи- зации использовать полученные сведения для обеспечения выживаемости и выбора наиболее эффективного пути дости- жения поставленной цели. Получение положительных резуль- татов возможно только в том случае, если организация обла- дает средствами для переработки и использования поступив- шей информации и структурой системы управления, обеспечивающей быструю и адекватную реакцию на измене- ние входных информационных

Окончательная полезность информации может быть опре- делена только после ее использования в процессах управления или производства. Следует учитывать тот факт, что в ходе ис- пользования информация может изменяться, что приведет к соответствующему изменению качества информационного продукта с точки зрения деятельности данной организации. Из сказанного, в частности, следует, что оценка качества (полез- ности) информационного продукта всегда носит субъектив- ный характер, связанный с деятельностью конкретной органи- зации.

Если речь идет об оценке стоимости информационного продукта, целесообразно использовать количественные оцен- ки. Однако следует иметь в виду, что коммерческой оценке

развитие организационноймысли - student2.ru  
поддается лишь небольшая часть информации, циркулирую- щей внутри организации и во внешней среде. Это чаще всего информация, отражающая состояние рынка, спрос и предло- жение, цены, действия конкурентов. Эта информация хранит- ся в базах данных, там же пользователь может найти прогнозы развития цен и спроса, анализ экономических тенденций. Со- ставление таких прогнозов требует высокой квалификации и использования значительных вычислительных ресурсов, по- этому организации готовы оплачивать доступ к данных, содержащих нужную информацию.

Многие организации вынуждены обращаться к услугам

Наши рекомендации