Вопрос 10 Предпосылки появления стратегического управления, понятие « стратегия» и «тактика» менеджмента, их главные задачи.

1ая по 20 в - стабильность вокруг отраслей

2я половина 20 бурное развитие (экономика, развитие товаров и услуг, создание вычислительной техники, фармацептических товаров. стратегия изначельно-искусство развертывания войн для войны. после - Стратегия - долговременная перспектива, Общий всесторонний план

Стратегия- система управленческих решений, определяющих перспективное направление развития организации, методов и способов ее функционирования в условиях изменяющейся окружающей среды

Стратегический менеджмент- основополагающая деятельность топ менеджеров

В СССР 5 и 7 летки = высокоцентрализованное планирование. планировались масштабы, размеры объемы, направления.

Компания

а) стратегия - коммерческая тайна

б) гласная стратегия

Задачи стратегического подхода: обеспечение соответствия между требованиями рынка и деятельностью организации по их выполнению в долговременной перспективе

Рынок- смена диктата производителя на диктат потребителя

Новые функции(часто повторяющийся и особый вид деятельности, закрепленный за определенными специалистами)

1) мониторинг внешней среды

2) своевременное распознание угроз

3) выявление возможностей для дальнейшего развития бизнеса

4) определение собственных преимуществ в конкурентной борьбе

5) определение способов реализации возможностей и преимуществ

6) корректировка целей

7) гибкое маневрирование ресурсом

Тактическая модельуправления позволяет разработать тактику менеджмента. При смене тактических действий происходит и координация процессов, и запуск новых, и прекращение старых, и перераспределение ресурсов. Все эти действия могут происходить синхронно или асинхронно.

При синхронной координации процессов тактические действия всех процессов в определенные моменты времени останавливаются одновременно и происходит реорганизация. При асинхронной координации это касается только части процессов.

Нетрудно выяснить, в чем преимущества синхронной и асинхронной координации. Синхронная координация проста, но не вполне эффективна. Она порождает лишние затраты времени и ресурсов при смене тактических действий. Асинхронная, наоборот, в этом плане эффективна, но требует сложной организации и взаимодействия процессов, и распределения ресурсов. Ведь нельзя перераспределять ресурсы, задействованные непрекращенными процессами.

В том примере, который мы разбирали в самом начале, в случае компьютера, существует операционная система, которая берет на себя львиную долю проблем координации. Пользователь может спокойно, не задумываясь, работать одновременно с несколькими программами, решая задачи более высокого уровня, чем координация их работы.

Однако, этот пример показывает, что когда мы изучаем тактику менеджмента, к чему бы этот менеджмент ни прилагался, будет ли это корпоративный или финансовый менеджмент, тайм-менеджмент или self-менеджмент, среди всех управляемых процессов выделяется один, самый важный, осуществляющий инвентаризацию, координацию, взаимодействие и обеспечение всех остальных. Он может в свою очередь быть очень сложно устроен, но именно он - мозг всей системы. От его организации, ее эффективности или неэффективности, будут зависеть прежде всего эффективность и результативность всего менеджмента.

Стратегия –система управленческих решений, определяющих перспективное направление развития орг-и, методов и способов ее функционирования в условиях изменяющейся среды. Тактика –составная часть стратегии, представляющая собой набор методов, ср-в, инструментов практики и т. менеджмента.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Для того, чтобы понять предпосылки возникновения стратегического управления(СУ) и его идеологию, рассмотрим основные эпохи экономического развития странна примере экономики США , начиная с конца прошлого века.Период с 80-х годов прошлого века по 30-е нынешнего называют эпохой массового производства, характеризующейся процессом формирования инфраструктурымассового производства. Основная задача, стоявшая в этот период перед организациями – максимизация объемов производства слабодифференцированного товара с минимальными издержками. Ее суть нашла отражение в ответе Генри Форда своим торговым представителям: "Дайте им ее любого цвета, лишь бы она была черной", – на их предложение дифференцировать продукцию. Речь шла о серийно производимой в то время модели "Т", которая всегда была черного цвета. В этом утверждении имелась логика, так как в то время только черная краска могла достаточно быстро высыхать на открытом воздухе. Несмотря на динообразие цвета, модель "Т" производилась и продавалась в огромных для того времени количествах, что было связано с ее относительно низкой ценой и стабильным спросом . Период массового производства характеризовался четкой разгранниченостью отраслей, стабильными и предсказуемыми перспективами роста, вследствие чего у организаций, как правило, отсутствовала необходимость входить в другие отрасли; предпринимательский сектор функционировал достаточно автономно, с минимальным вмешательством со стороны государства и общества. В связи с этим идеология управления основывалась на возможности экстраполяции текущих тенденций и выражалась в бюджетировании как основной технологии планирования. Период с 30-х по 50-е называют эпохой массового сбыта. Критической точкой перехода стал момент, когда предложение дешевой слабодиверсифицированной серийно производимой продукции превысило спрос. В этот период упал спрос на модель "Форда" "Т". С проблемой сбыта столкнулись и другие производители транспортных средств, например, "Дженерал Моторс". Именно эта компания явилась в автомобилестроении пионером диверсификации, начав ежегодно представлять на рынок новые модели, что позволило ей поднять спрос на свою продукцию. Вскоре "Форд" также был вынужден последовать примеру "Дженерал Моторс". Эта эпоха характеризуется прежде всего стремлением производителей оказывать влияние на потребителей, используя расширение номенклатуры производимой продукции, усовершенствования в организации сбыта, интенсификацию рекламных усилий. На эту эпоху приходится зарождение маркетинга как философии бизнеса, во главу угла которой была поставлена необходимость выявления, предсказания, формирования и удовлетворения потребностей клиентов. В перерабатывающих отраслях переход к этой эпохе произошел несколько позже по сравнению с отраслями, непосредственно контактировавшими с массовым потребителем. С точки зрения стабильности и предсказуемости эта эпоха может быть охарактеризована как эпоха относительной стабильности и предсказуемости. Преобладающей технологий являлось долгосрочное планирование, выражавшееся в товарном бюджетировании. В это период начинается процесс усиления научно-технологических изысканий.Крупнейшие американские компании – "Дженерал Электрик", "Дюпон" и др. - создают мощные исследовательские центры. С середины 50-х годов начинается "постиндустриальная эпоха", охарактеризованная английским экономистом Питером Друкером как "не имеющая закономерностей", которая продолжается по настоящее время. Главными детерминантами новой эпохи явились ускорение темпов научно-технического

прогресса и новый уровень благосостояния, достигнутый обществом, породившие изменение структуры экономики и до некоторой степени ее идеологию (рост доли услуг в ВНП, высокая степень дифференцированности продукции, усиление

внимания к негативным формам прогресса – загрязнению окружающей среды, инфляции, монополизму, манипуляции потребителями, росту фактора удовлетворенности индивидуумов от совершаемой работы и т. д.), а также увеличение темпа протекания экономических процессов. Это значительно усложнило не только оперативное управление, но и управление с учетом будущих тенденций за счет снижения степени их определенности. Эта эпоха характеризуется усилением интенсивности конкуренции в целом и усложнением ее структуры, что в совокупности с ростом стоимости рабочей силы и сырья усилило интернационализацию предпринимательской деятельности. Особое место в этой эпохе принадлежит НТП. Прорывные инновации (технологические разрывы по Фостеру), позволяющие в несколько раз повышать конкурентоспособность продукции, нередко приводят к возникновению мощнейших градиентов отраслевых параметров, изменениям в структуре отраслевой конкуренции, переделу рынка и т. д., что может оказывать существенное влияние на состояние не только микро-, но и макрофакторов внешней среды организации. Анализ эпох показывает, что имело место неуклонное усложнение структуры внешней среды организации; ускорение темпов изменения параметров внешней среды; возрастание неопределенности параметров внешней среды во времени. Эти факторы в совокупности обусловили усложнение управления организациями, в особенности диверсифицированными – концернами и конгломератами.

Наши рекомендации