Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции.

Задача 1.

В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции.

Таблица 9.3

P   Q TR TC FC VC AC AVC MC Pr Стратегия фирмы
      8 000 3,5        
      12 000        
      14 000        

Определите:

Рассчитайте и внесите в таблицу недостающие данные о работе фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Сделайте анализ ее экономического состояния и определите, какую стратегию должна осуществить данная фирма в том или ином случае.

Решение:

Расчеты и данные внесем в таблицу 9.4

Таблица 9.4

Р Q= TC/AC TR= P*Q TC= TFC + TVC TFC = const, TVC = AVC *Q AC= TC/Q AVC= TVC/Q MC = P Pr = TR -TC Стратегия фирмы
14000/ 3,5= 4000* 3 = 6000+ 8000 = 14000 8 000 3,5 8000/ 4000 =   12000 – 14000 =-2000 AVC Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru P Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru AC Миними-зация убытков Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru
18000/ 3= 6000   6000* 3 = 18000 6000+ 12000= 12 000 12000/ 6000 =   - Р = АС Безубы-точность
24 000/ 4= 6000*3 = 18000 6000+ 14000= 18 000 18000/ 6000 = - = -6000 P Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru AC Р = minAVC Закрытие фирмы

1) В первом случае, при объеме 4000 единиц, AVC Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru P Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru AC, т.е. AVC= 2 Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru P= 3 Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru AC= 3,5. Поэтому, в краткосрочном периоде данной фирме рекомендовано продолжать производство для минимизации суммы убытков (Рис. 9.2).

0 4000 Выпуск, шт
Р = D = MR
MC
AC
  P     3,5      
AVC  

Рисунок 9.2 – Минимизация убытков фирмы в условиях совершенной конкуренции

2) Во втором случае, цена равна средним издержкам (Р = АС), а сумма выручки равна сумме издержек. Таким образом, фирма осуществляет стратегию безубыточности (Рис. 9.3).

0 6000 Выпуск, шт
Р = D = MR
MC
AC
  P      
 

Рисунок 9.3 – Безубыточность фирмы в условиях совершенной конкуренции

3) В третьем случае, цена находится на уровне средних переменных издержек и меньше средних издержек. Точка, при которой P Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru AC, Р = minAVC является точкой закрытия фирмы (Рис.4).

0 6000 Выпуск, шт
Р = D = MR
MC
AC
  P        
AVC  

Рисунок 9.4 – Закрытие фирмы в условиях совершенной конкуренции

Варианты расчетно-графических работ

ВАРИАНТ 1.

Задача 1.

Фирма работает в условиях чистой конкуренции. Зависимость ее общих издержек от объема выпуска представлена в табл. 9.5

Таблица 9.5

Выпуск, в шт Общие издержки, в руб., (ТС) Предельные издержки (МС) Средние издержки (АС)
   
   
   
   
   
   
   

Определите:

1)Какой объем выпуска должна установить фирма, если цена за товар составляет 8 руб.;

2) Ниже какого уровня не должна упасть цена, чтобы фирма безусловно прекратила производство товара?

Задача 2.

Функция совокупных дневных затрат небольшой конкурентной фирмы имеет вид: ТС= 150+3Q2, где Q – дневной объем выпуска.

Определите: Равновесный объем выпуска и стратегию, которую осуществляет фирма, если рыночная цена на продукт фирмы = 78 руб. за единицу.

Задача 3.

Данные таблицы 9.6 характеризуют деятельность фирмы в условиях совершенной конкуренции

Таблица 9.6

P   Q TR TC FC VC AC AVC MC Pr Стратегия фирмы
        5.5    

Определите:

1) Рассчитайте и внесите в таблицу недостающие данные о работе фирмы на рынке совершенной конкуренции.

2) Сделайте анализ ее экономического состояния и определите, какую стратегию должна осуществить фирма в данном случае.

ВАРИАНТ 2.

Задача 1.

На рынке совершенной конкуренции спрос и предложение соответственно представлены функциями: Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru и Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru . Функция совокупных затрат отдельной конкурентной фирмы имеет вид: ТС = 80 + q2 . На основе приведенных данных определите: равновесную цену и объем произведенной продукции, экономический результат фирмы и осуществляемую ей стратегию.

Задача 2.

По представленным в таблице 9.7 данным найдите оптимальный объем производства и отметьте стратегию, которую осуществляет фирма на рынке. Решение подтвердите графически.

Таблица 9.7

Q TR TC
-

Задача 3.

Рассчитайте и запишите в таблицу 9.8 отсутствующие данные о работе трех конкурентных фирм. Сделайте анализ их экономического состояния, определите, какую стратегию они осуществляют и что им надо сделать для улучшения экономического положения - остановить производство, увеличить, сократить или не менять объем выпуска продукции:

Таблица 9.8

Фирмы P Q TR TC TFC TVC AC AVC MC Pr
«А»       3,5      
«Б»         5,5 5,0  
«В»         8,0    

ВАРИАНТ 3.

Задача 1.

Средние издержки конкурентной фирмы заданы функцией: АС = 50 + 3Q. Определите, как изменится объем выпуска продукции и результат ее хозяйствования, если цена на продукцию фирмы снизится со 170 до 110 руб. за единицу.

Задача 2.

Обувная фабрика работает в условиях совершенной конкуренции . Постоянные расходы фабрики составляют 1500 руб. За счет разного объема использования переменного ресурса фирма может изменять объем выпуска продукции, так , как это показано в таблице 9.9 :

Таблица 9.9

Переменный ресурс , ед.
Производство обуви, пар

Цена единицы переменного ресурса - 200 руб., а цена 1 пары обуви - 30 руб.

Определите: оптимальный объем выпуска продукции и уровень доходности фирмы;

как изменится объем выпуска и полученную фирмой прибыль, если при прочих равных условиях цена обуви снизится до 25 руб.; при какой цене фирма будет вынуждена прекратить производство Задачу решить аналитически и графически, сделать анализ.

Задача 3.

По представленным в таблице 9.10 данным найдите оптимальный объем производства и отметьте стратегию, которую осуществляет фирма на рынке. Решение подтвердите графически.

Таблица 9.10

Q TR TC
-

ВАРИАНТ 4.

Задача 1.

Функция совокупных дневных затрат небольшой конкурентной фирмы имеет вид: ТС= 7 Q +2Q2, где Q – дневной объем выпуска.

Определите:

Равновесный объем выпуска и стратегию, которую осуществляет фирма, если рыночная цена на продукт фирмы = 35 руб. за единицу.

Задача 2.

Ниже приведена функция совокупных затрат конкурентной фирмы в краткосрочном периоде таблично (табл.9.11).

Таблица 9.11

Q, ед.
TC,тыс.руб.

По приведенным данным определите оптимальные объемы производства для этой фирмы, если рыночные цены товара составят 2 и 6 руб. за единицу продукции. Сделайте необходимые расчеты и добавьте соответствующие столбцы. Исчислите прибыль фирмы при каждой цене. Приведите графическое изображение решения задачи, обозначив на графике кривую спроса.

Задача 3.

Учитывая, что фирма функционирует на рынке чистой конкуренции, определите оптимальный объем производства и стратегию, которую осуществляет фирма по данным таблицы 9.12.

Таблица 9.12

Q
TR
TC

ВАРИАНТ 5.

Задача 1.

На рынке совершенной конкуренции спрос и предложение соответственно представлены функциями: Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru и Решение задач творческого уровня. В таблице 9.3 представлены данные об издержках фирмы «Таврия-агро», работающей в условиях совершенной конкуренции. - student2.ru . Функция предельных затрат отдельной конкурентной фирмы имеет вид: МС = 3q + 5. На основе приведенных данных определите: равновесную цену и объем произведенной продукции, экономический результат фирмы и осуществляемую ей стратегию.

Задача 2.

По данным таблице 9.13 определите:

1) Рассчитайте и внесите в таблицу недостающие данные о работе фирмы на рынке совершенной конкуренции.

2) Сделайте анализ ее экономического состояния и определите, какую стратегию должна осуществить фирма в данном случае.

Таблица 9.13

P   Q TR TC FC VC AC AVC MC Pr Стратегия фирмы
               

Задача 3.

Небольшая конкурентная фирма имеет в краткосрочном и долгосрочном периоде валовые издержки ТС = 40 – 12Q + Q2. Долгосрочные средние издержки фирмы минимизируются при производстве 12 единиц продукции, а краткосрочные – при 9 единицах продукции. Рыночный спрос, как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде описан функцией: Р = 160 – Q. Определите, в каком равновесии находится фирма: долгосрочном или краткосрочном, цену продукции и экономическую прибыль.

ВАРИАНТ 6.

Задача 1.

Фирма по выпуску часов работает на рынке совершенной конкуренции. Объем совокупных затрат определяется по формуле: ТС= 100 +Q2, где Q – дневной объем выпуска. Если цена часов составляет 60 руб., то какое количество необходимо произвести, чтобы максимизировать прибыль, и какую прибыль получит фирма?

Задача 2.

Учитывая, что фирма функционирует на рынке чистой конкуренции, определите оптимальный объем производства и стратегию, которую осуществляет фирма по данным таблицы 9.14.

Таблица 9.14

Q
TR
TC

Задача 3.

Керченский металлургический комбинат выпускает 2000 чайных сервизов за неделю и реализует их по цене 100 руб. за один сервиз. При этом объеме выпуска совокупные средние затраты равны 80 руб., а совокупные постоянные затраты – 40000 руб. Производственные мощности комбината дают возможность увеличить объем выпуска до 4000 сервизов в неделю. Комбинат получил предложение производить эти сервизы на экспорт в количестве 100 единиц по контрактной цене – 80 руб. за сервиз. Определите, выгодно ли это предложение и как измениться его прибыль, если предложение будет принято?

ВАРИАНТ 7.

Задача 1.

Рыночная цена единицы продукции составляет 100 руб. Величина средних совокупных затрат АС при оптимальном объеме выпуска, равном 20 единиц = 120 руб. Величина средних переменных затрат – 80 руб. Определите, какое решение должна принять фирма в краткосрочном периоде. Сделайте графический анализ ситуации, в которой пребывает фирма.

Задача 2.

По представленному рисунку 9.5 определите, на каком рынке работает данная фирма, какую стратегию она осуществляет. Сделайте экономический анализ его экономического положения.

0 6000 Выпуск, шт  
Р = D = MR
MC
AC
  P        
AVC  

Рисунок 9.5 – Деятельность фирмы в условиях совершенной конкуренции

Задача 3.

По данным таблицы 9.15 определите:

1) Рассчитайте и внесите в таблицу недостающие данные о работе фирмы на рынке совершенной конкуренции.

2) Сделайте анализ ее экономического состояния и определите, какую стратегию должна осуществить фирма в данном случае.

Таблица 9.15

P   Q TR TC FC VC AC AVC MC Pr Стратегия фирмы
             

ВАРИАНТ 8.

Задача 1.

Конкурентная фирма производит за год 10 тыс. ед. продукции со средними переменными затратами = 4 руб. Рыночная цена одной единицы продукции = 7 руб. Какую прибыль получит фирма, если сумма ее амортизации составляет 10 тыс. руб., арендная плата = 5 тыс. руб., фиксированный налог с единицы товара = 1 руб.?

Задача 2.

Фирма работает в условиях чистой конкуренции. Зависимость ее общих издержек от объема выпуска представлена в таблице 9.16

Таблица 9.16

Выпуск, в шт Общие издержки, в руб., (ТС) Предельные издержки (МС) Средние издержки (АС)
   
   
   
   
   
   
   

Определите:

1)Какой объем выпуска должна установить фирма, если цена за товар составляет 14 руб.;

2) Ниже какого уровня не должна упасть цена, чтобы фирма безусловно прекратила производство товара?

Задача 3.

Учитывая, что фирма функционирует на рынке чистой конкуренции, определите оптимальный объем производства и стратегию, которую осуществляет фирма (табл. 9.17).

Таблица 9.17

Q
TR
TC

ВАРИАНТ 9.

Задача 1.

Средние издержки конкурентной фирмы заданы функцией: АС = 40 + 2Q. Определите, как изменится объем выпуска продукции и результат ее хозяйствования, если цена на продукцию фирмы снизится со 200 до 100 руб. за единицу.

Задача 2.

Фирма работает в условиях чистой конкуренции. Зависимость ее общих издержек от объема выпуска представлена в табл. 9.18

Таблица 9.19

Выпуск, в шт Общие издержки, в руб., (ТС) Предельные издержки (МС) Средние издержки (АС)
   
   
   
   
   
   

Определите:

1)Какой объем выпуска должна установить фирма, если цена за товар составляет 6 руб.;

2) Ниже какого уровня не должна упасть цена, чтобы фирма безусловно прекратила производство товара?

Задача 3.

По данным таблицы 9.20 определите:

1) Рассчитайте и внесите в таблицу недостающие данные о работе фирмы на рынке совершенной конкуренции.

2) Сделайте анализ ее экономического состояния и определите, какую стратегию должна осуществить фирма в данном случае.

Таблица9.20

P Q TR TC FC VC AC AVC MC Pr Стратегия фирмы
             

ВАРИАНТ 10.

Задача 1.

Конкурентная фирма планирует начать выпуск новой модели товара, цена которого на рынке составляет 110 руб. Средние переменные затраты составляют 60 руб., общие постоянные затраты на организацию производства = 50000 руб. Определите, каким должен быть объем производства, чтобы обеспечить фирме состояние безубыточности, а так же экономическую прибыль в размере 30000руб.?

Задача 2.

Фирма работает в условиях чистой конкуренции. Зависимость ее общих издержек от объема выпуска представлена в табл. 9.21.

Таблица 9.21

Выпуск, в шт Средние издержки, в руб., (АС) Предельные издержки (МС) Средние издержки (АС)
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Определите:

1)Какой объем выпуска должна установить фирма, если цена за товар составляет 14 руб.;

2) Ниже какого уровня не должна упасть цена, чтобы фирма безусловно прекратила производство товара?

Задача 3.

Учитывая, что фирма функционирует на рынке чистой конкуренции, определите оптимальный объем производства и стратегию, которую осуществляет фирма (табл.9.22).

Таблица 9.22

Q
TR
TC

Наши рекомендации