Основные характеристики вд.

1. Загруженность зоны УВД –количество ВС, одновременно обслуживаемых в границе данной зоны. Зависит от плотности ВД, размеров зоны и изменяется в зависимости от времени суток и времени года (летом наблюдается увеличение загруженности).

Пути уменьшения загруженности:

а). равномерное почасовое распределение движения ВС

б). своевременное использование спрямленных маршрутов

2. Плотность ВД –это количество ВС на единицу объема зоны УВД или на единицу длины ВТ или коридора.

3. Интенсивность ВД –количество фактически поступивших на обслуживание ВС в зону УВД за единицу времени (пример: за 1 час – 20 ВС)

4. Пропускная способность зоны УВД –количество ВС, которые могут обслуживаться в данной зоне за единицу времени .

Она определяется:

а).Установленными нормами эшелонирования ВС

б). Организацией УВД

в). Возможностями технических средств УВД

г). Скоростями ВС

д). Размерами зон УВД

Виды и методы УВД

Существуют три основных вида УВД:

1. Текущее планирование – расчет бесконфликтных пространственно-временных траекторий полета, некоторые совокупности ВС в пределах пространства управления с учетом заданных ограничений и приемлемости этих траекторий для смешанных систем УВД.

2. Управления по траекториям текущего плана –процесс, при котором действительные траектории движения ВС совпадают с запланированными.

3. Управление с экстраполяцией по РЛК (радиолокационный контроль) – процесс УВД по заранее рассчитанным траекториям, выполняется на основе знания диспетчером цели полета каждого ВС.

Под УВД понимают деятельность диспетчера по планированию, обеспечению и непосредственному регулированию ВД.

ПРОЦЕСС УВД
ПЕРЕРАБОТКА ПРОГРАММ ВД
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВТ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВД
ЦПДУ (Москва) ПДСУ (УГА) ПДСП (аэропорт) АДП (аэропорт)
ГЦ ЕСОрВД (Москва) (главный центр единой системы организации воздушного движения) ЗЦ ЕСОрВД (зональный центр единой системы организации воздушного движения)
СДП ДПР ДПК ДПП РЦ МДП (на МВЛ)

Установленная последовательность выполнения функциональных задач органов УВД по планированию, обеспечению и непосредственному регулированию ВД называется методом УВД. В зависимости от разделения ответственности методы бывают:

1. Консультативно-информационный метод.
Когда вся ответственность за ВП возлагается на ЭВС, а диспетчер несет ответственность за правильность выданной информации.
В зонах с высокой интенсивностью полетов по ППП не применяется.

2. Контрольно-информационный метод.
Предусматривает контроль за движением ВС на всех этапах полета с постоянным снабжением информацией ЭВС о воздушной, метео и наземной обстановке.
Окончательное решение принимает ЭВС. Диспетчер несет ответственность за правильность и своевременность переданной информации.

3. Контрольно-распределительный метод УВД.
Предусматривает контроль за движением ВС на всех этапах полета и регулирования его со стороны диспетчера с целью обеспечения безопасности и регулярности полетов.
Ответственность за безопасность полетов между диспетчером и ЭВС распределяется в зависимости от правил полетов (ППП (по приборам) либо ПВП (визуальный полет)) и в соответствии с руководящими документами, предусматривающими полную ответственность диспетчера за безопасность УВД, когда его команды являются обязательными для выполнения.

В зависимости от этапа выполнения полета, при УВД используются:

а). Регулирование по времени – осуществляется путем изменения путевой скорости ВС (диспетчер устанавливает скорость) или времени полета, установленных КО, ПОДов.

б). Регулирование в пространстве –осуществляется путем изменения эшелона полета или маршрута следования.

Методы регулирования ВД:

1. Программный метод.Предусматривает знание ЭВС программы полета и самостоятельное выполнение полета по этой программе.

2. Командный метод.Предусматривает движение ВС по командам диспетчера (векторение, выдача курсов).

3. Программно-командный.Предусматривает знание ЭВС программы полета с контролем полета со стороны диспетчера.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ВД.

  1. Контроль движения ВС по докладам ЭВС с контролем диспетчера на основании информации от ЭВС о местонахождении и элементах движения (скорость, высота, время), передаваемая с применением типовой фразеологии, в чистом виде применяемая на МВЛ.
  2. Контроль с помощью наземных РТС. Наиболее точный и надежный метод, когда диспетчер получает информацию о движение ВС в виде координат ВС А и S (азимут и удаление). Данные о параметрах движения ВС, взаимного расположения ВС, информация об условиях ВД.
  3. Графо-аналитический метод. Используется специальный диспетчерский график контроля движения ВС (применяется калька, диспетчер вручную прочерчивает график). Наглядный способ ведения ВС.
    Достоинства метода:
    а). Возможность отображения всех ВС в конкретном секторе УВД.
    б). Наглядность отображения взаимного расположения и дальности ВС в момент контроля.
    в). Возможность определять положение всей совокупности ВС в настоящий и будущий момент времени.

Недостатки:

Отсутствие информации о боковом отклонении ВС от заданного маршрута.

4. Комплексный методоснован на использовании донесений ЭВС, РТС и графического.

Достоинства:

а). надежность контроля посредством дублирования и взаимной проверки информации ВД.

б). Возможность обеспечивать контроль ВД при отсутствии одного из методов.

5. Контроль ВД с помощью стрипов – ленточные бланки, в которых отображается заданная программа движения ВС (аэродром вылета, аэродром назначения, эшелон, расчетное время пролета ПОДов).
Сущность метода:

а). Программа движения ВС, разработанная в ходе суточного планирования.

б). Программа печатается на ленточном бланке в соответствие с планом полета. (ФПЛ – FPL – flight plan).

в). После оформления разрешения на вылет передается на рабочее диспетчера.

г). В процессе УВД – диспетчер определяет текущее местоположение ВС, параметры движения ВС и сравнивает с программой на стрипе.
В случае изменения обстановки в зоне УВД, происходит перерасчет программы для новых условий с передачей диспетчеру и ЭВС.

Плюсы: документируется движение каждого ВС.

Минусы: большой объем печати и корректировки стрипов.

Воздушный Кодекс РФ

Принятие: 19 февраля 1997г. Государственной думой (изменен 4 февр. 2007);

Одобрение: 5 марта 1997г. Советом федерации;

Подписание: 19 марта 1997г. Президентом РФ;

Вступление в силу: 1 апреля 1997г.

ВК РФ – устанавливает правовые основы использования воздушного пространства
(ИВП РФ) и деятельности в области авиации.

Государственное регулирование данных сфер направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках и авиаработах, обороны и безопасности государства, охраны его интересов, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Наши рекомендации