СМИ в системе креативных индустрии
креативного ресурса. Для приверженцев этой концепции креативность становится мощнейшим сырьевым ресурсом, творчество же выступает движущей силой развития и главной экономической ценностью. Показательно, что творческий ресурс создает как материальные, так и нематериальные активы бизнеса. В контексте изменения структуры экономики, увеличения доли людей творческих профессий на рынке труда Р Флорида анализирует становление новых производительных сил общества: «Радикальное отличие между креативным и другими классами заключается в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и обслуживающего класса платят главным образом за выполнение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости, чем два другие класса. Приблизительно 15 млн специалистов, более 12% рабочей силы США, принадлежит к его суперкреативному ядру.
Сегодня в США креативный класс численно превосходит традиционный рабочий класс, объединяющий тех, кто работает на производстве, в строительстве или на транспорте»[15]. На протяжении второй половины XX в. стало очевидным, что процесс индустриализации и мас- совизации культурного производства привел и к демократизации культуры, внедрению ее в повседневную жизнь, возросшему влиянию культуры на все остальные сферы социальной деятельности. Важным последствием бурного развития культурных индустрий в странах Западной Европы стало также усиление влияния креативности на конкурентоспособность этого региона в условиях усиления производственной конкуренции с развивающимися странами Азии.
Р. Флорида включает в креативный класс профессионалов, занятых в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений. Основной экономической Функцией этого класса он называет создание новых идей, новых технологии и нового креативного содержания, причем представители этого класса — художники или инженеры, музыканты или специалисты по вычислительной технике, писатели или предприниматели — разделяют общий творческий этос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Размер этого класса довольно значителен, по мнению Флориды, в США он достигает 38 млн, т.е. 30% всех работающих американцев.
Определение творческих индустрий, на которое опирается сегодня большинство исследователей и специалистов по городскому развитию, было сформулировано Департаментом культуры, медиа и спорта (DCMS) правительства Великобритании в 1998 г. (табл. 10).
Творческие индустрии — это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Наступление информационной эпохи меняет контекст осмысления экономики, в которой доля труда людей творческих профессий существенно растет. С падением доли индустриального производства начал меняться облик традиционных промышленных регионов, и креативные индустрии выступили своего рода антикризисным инструментом. Опустевшие фабрики и заводы стали центрами современного искусства, широко использующими технологии мультимедиа, приютили музеи и галереи, которые активно подключили к своей деятельности новые медиа и специализированные СМИ. Важным результатом развития креативных индустрий становится сегодня появление нового городского ландшафта, в котором бытовая среда и стиль жизни характеризуются смешением высокого и массового искусства.
Перечень сегментов креативных индустрий сегодня еще шире, чем культурных, и включает в себя:
■ | визуальные и исполнительские искусства; |
■ | архитектуру и дизайн; |
■ | ремесла; |
■ | издательскую деятельность; |
■ | кино и телевидение; |
■ | новые медиа; |
■ | культурный туризм; |
■ | галерейный бизнес; |
ш | моду. |
Креативные индустрии представляют собой производственные циклы создания, производства и распространения товаров и услуг, использующих творческие способности и интеллектуальный капитал как исходные ресурсы. Креативная деятельность основана на активном применении знаний, что ведет к созданию товаров и услуг, характеризующихся креативным содержанием, экономической ценностью и рыночными целями. Креативный сектор в экономике представляет собой гибкий и модульный рынок, на котором действуют предприятия, различающиеся по формам собственности — частно-корпоративной, общественной,
СМИ в системе креативных индустрий | |||
Таблица 10 | |||
Сопоставительный перечень креативных индустрий в соответствии | |||
с различными методиками их определения | |||
Модель | Модель | Модель | Модель |
правительства | символических | концентрических | копирайта |
Великобритатании | текстов | кругов | ВОИС* |
(DCMS) | |||
Архитектура | Основные культур | Основные креа | Ключевые индуст |
Реклама | ные индустрии: | тивные искусст | рии копирайта: |
реклама, кино, | ва: литература. | реклама, коллек | |
Искусство и | Интернет, музыка, | музыка, сцени | тивные обще |
антикварный | издательская дея | ческие и визуаль | ства, кино и |
рынок | тельность, ТВ и | ные искусства. | видео, музыка, |
Ремесла | радио, видео и | ДonoлнumeJlьныe | сценические |
Дизайн | компьютерные | креативные ис | искусства, издательская деятель |
игры. | кусства: кино, | ||
Мода | Периферические | музеи и библиотека. | ность, программное обеспечение, |
Кино и видео | культурные индус | ТВ и радио, визу | |
Музыка | трии: креативные | Культурные инду | альное и графи |
искусства. | стрии в широком | ческое искусство. | |
Сценические | понимании: со | Вспомогательные | |
искусства | Пограничные куль | хранение куль | |
турные индустрии: | турного насле | индустрии копи | |
пздательская IHC1I,, "I , ц/\пт>1 | потребительская | дия, издательская | райта: записыва |
ДСЯI СЛЬНОС 1 ь | электроника, | деятельность. | ющие материалы. |
Программное | мода, программ | звукозапись, ТВ | потребительская |
обеспечение | ное обеспечение, | и радио, видео и | электроника, му |
ТВ и радио | спорт. | компьютерные игры. | зыкальные инструменты, бумага, |
Видео и компью | фотокопироваль | ||
терные игры | Смежные индуст | ное и фотографи | |
рии: реклама, архитектура, ди | ческое оборудование. | ||
зайн, мода. | Индустрии частичного копирайта: архитектура, одежда, обувь, дизайн, мода, домашние товары, ифушки. | ||
ВОИС — Всемирная | организация по интеллектуальной собственности. | ||
неточных:Creative Industries. Report 2008. The Challenges of Assesing the Creative Economy: | |||
l0*ards Informed Policy Making. United Nations, 2008. P. 13. | |||
государственной; размерам и организации — от независимых артистов и малых предприятий до крупнейших конгломератов мира.
Наряду с академическими исследованиями, обосновывающими процесс формирования креативных индустрий[16], во многих странах и международных организациях готовятся исследования, концептуальные доклады и политические документы, анализирующие те сферы производства, которые можно отнести к креативным индустриям. Так, в докладе ООН и ЮНКТАД «Креативные индустрии — 2008» подчеркивается, что креативность, основанная на знаниях и доступе к информации, стала сегодня важнейшим экономическим ресурсом[17].
Подкреативностью в данном документе подразумевается способность формулировать новые идеи и использовать их в создании произведений искусства, культурных продуктов, научных исследований и технологических инноваций.
В настоящее время креативные индустрии входят в число наиболее динамично развивающихся областей экономики. В период с 2000 по 2005 г. глобальный обмен креативными товарами и услугами рос ежегодно в среднем на 8,7%, достигнув в 2005 г. 424,4 млрд долл. Это составило, по оценкам ЮНКТАД, 3,4% мировой торговли.
Определения креативных индустрий различаются в зависимости от подхода к ним. Доклад ООН выделяет несколько наиболее важных — подход британского министерства культуры, СМИ и спорта; модель концентрических кругов, предложенная Тросби и развитая в документах Европейской комиссии, модель копирайта по версии Всемирной организации интеллектуальной собственности. В перечень важных подходов включен и рассмотренный ранее ООН подход Д. Хесмондхала к современным культурным индустриям.
Понятие «креативные индустрии» не случайно используется во множественном числе, поскольку их сегменты имеют разную экономическую логику и динамику развития. Для индустрии СМИ, принадлежность которой к креативным индустриям не вызывает сомнения, это особенно справедливо. Ее продукты во все возрастающей степени структурируют и организуют свободное время людей. В этом процессе контент СМИ. произведенный как журналистами, так и представителями других творческих профессий, становится той частью креативного ланд-
СМИ в системе креативных индустрий
шафта, который все больше заполняет стиль жизни современного человека. Вовлечение творческих людей в современную городскую среду имело серьезные последствия и для СМИ. Индустрия СМИ и развлечений стала неотъемлемым компонентом урбанистического стиля жизни. а сами города превратились в центры концентрации медиапроиз- водства и распространения медиаконтента.
Как подчеркивают исследователи, творческие индустрии, несмотря на значительное присутствие в них крупных компаний, основаны на приоритете малых и средних предприятий. Многие из них представляют собой местные производства, ориентированные на выход на глобальные рынки. Это положение как нельзя более справедливо для современного состояния индустрии СМИ. Сегодня при развитии новых медиа процесс индустриализации контента начинает деиндустриализовываться: роль отдельных авторов возрастает, потребность в персонифицированном мнении как никогда высока и сам контент СМИ возвращает ту ауру индивидуальности и творческой уникальности, о потере которой сожалели В. Беньямин, М. Хоркхаймер и Т. Адорно. Причем создание креативного контента лучше всего удается независимым продюсерским компаниям, редакциям, ориентированным на выпуск артхаусной продукции, отдельным авторам. В результате, наивысшую лояльность аудитория сегодня демонстрирует отдельным творческим личностям, которые чаще всего оказываются популярными интернет-блогерами или «золотыми перьями» традиционных СМИ. Противостоять им могут только «звезды» индустрии развлечений, на которых работают большие команды. Именно в этом столкновении обнажается один из важнейших конфликтов современных СМИ — между творческим, индивидуализированным и индуст- риализованным, массифицированным трудом создателей контента СМ И.
СМИ как индустрия развлечений. Как уже отмечалось выше, общество ждет от СМИ выполнения многочисленных функций, причем в традиционных нормативных теориях журналистики удовлетворение потребности в развлечениях обычно ставится не на первое место. Однако фактически сегодня именно оно ставится в центр деятельности многих медиапредприятий. Особая роль, которую играют СМИ в организации свободного времени современного человека, объясняет, почему это происходит. Многие авторы обращают внимание на это, считая Уход СМИ в сторону развлечений естественным и типичным процессом. А- Черных следующим образом обозначает эту тенденцию: «...именно Медиа в самом широком смысле, включая как традиционные (прессу, литературу, театр, кино, радио, телевидение и связанные с последними Тщательными средствами источники воспроизведения и тиражирова-
ния их продуктов — магнитофоны, проигрыватели и т.д.), так и новые, прежде всего сетевые, включая Интернет, источники информации, являются важнейшим фокусом досуговых интересов, формируя общую культурную среду для большинства людей по сравнению с любым другим социальным институтом. Незапланированным, но все более значимым следствием этого процесса оказывается постоянное возрастание экономического (хозяйственного) значения медиа по мере роста консолидации (конгломерации) и диверсификации деятельности медийных структур»[18].
Трансформация СМИ в сторону индустрии развлечений — объективный процесс, связанный с возрастанием доли аудиовизуальных, электронных СМИ в медиаиндустрии в целом и в бюджете свободного времени современного человека. Не в последнюю очередь это связано и с последствиями технологического прогресса и цифровой революции, которые увеличили число технологических платформ воспроизведения развлекательного контента. Несколько причин объясняют неизбежность интеграции индустрии СМИ и развлечений.
Во-первых, это стремление рекламодателей к выходу на массовую аудиторию, которую всегда привлекали развлекательные «зрелища». СМИ как индустрия организации доступа рекламодателей к (целевым) аудиториям оказались в числе сервисных индустрий, обслуживающих саму рыночную экономику, ориентированную на массовое потребление. Массовые СМИ — желтая пресса, универсальные радио- и телеканалы — стали для огромных аудиторий прекрасным средством отдыха, и именно в этих масс-медиа объем серьезных журналистских материалов минимален. Большая часть человечества называет ТВ «центром развлечений в современной семейной жизни»[19]. Сегодня развлекательные программы составляют основную часть телеконтента практически во всех странах мира. Исходя из этого, можно сказать, что ТВ — основной канал доставки развлечения для абсолютного большинства населения. В число наиболее «телевизионных» стран мира — стран с наибольшим проникновением ТВ в дома зрителей — входят в настоящее время Китай (370 млн телевизоров), США (233 млн) и Япония (91 млн)[20].
Во-вторых, внедрение рекламы в содержание СМИ. Это не могло не оказать влияния на журналистские тексты, с которыми она сосуществовала в прессе, на радио и ТВ. В результате усилились визуальная