Подход к проведению диагностики

Для проведения базового обследования организационного функционального устройства и технологий муниципального управления. Исполнитель, руководствуясь положениями российского законодательства (приложение А) и государственных стандартов (приложение Б) выделил в деятельности администрации городского округа следующие основные процедуры муниципального управления:

1) прогнозирование;

2) планирование;

3) реализация принятых обязательств;

4) мониторинг реализации принятых планов, программ, проектов;

5) анализ и оценка реализации принятых обязательств;

6) контроль.

Перечисленные процедуры управления были выделены для проведения обследования системы функционирования администрации города и применяемых технологий управления по следующим основаниям.

Управление муниципальным развитием, осуществляемое администрацией города (и ее структурными подразделениями), означает способность администрации города влиять в рамках законодательно установленных полномочий на процесс функционирования и развития городского округа. Результатом такого влияния (управления) является получение положительных изменений условий жизнедеятельности в городском округе и удовлетворение запросов местного сообщества, доверившего управление развитием городского округа органам местного самоуправления (включая администрацию города как исполнительный орган).

Организация процесса управления развитием города является одной из главных задач деятельности местных администраций, так как от качества организации данного процесса непосредственно зависят получаемые результаты и эффективность деятельности администрации города. Под организацией процесса управления понимается, в том числе, установление порядков, правил, регулирование деятельности. В соответствии с законодательством о местном самоуправлении исполнительные органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению порядков, имеющих непосредственное отношение к процессу социально-экономического развития городского округа, а именно: порядка формирования прогнозов развития, планов, программ, инвестиционных проектов, организации их реализации, порядка мониторинга и оценки выполнения принимаемых обязательств в рамках планирования и т.д.

В соответствии с положениями законодательства о местном самоуправлении[16] органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями, осуществляют действия, реализуют права по решению вопросов местного значения, которые заключаются в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации эти действия осуществляются самостоятельно населением и (или) органами местного самоуправления. В соответствии с Уставом Нижегородской области [10][17] вопросы организации деятельности органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований на основании федерального закона; органы государственной власти области содействуют развитию местного самоуправления на территории области и обеспечивают государственные гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления.

В Уставе города Нижнего Новгорода [19][18] в составе полномочий администрации города Нижнего Новгорода фактически выделены основные функции муниципального управления, а именно:

- планирование бюджета и финансов;

- управление муниципальной собственностью;

- использование земли и природных ресурсов;

- градостроительная и инвестиционная деятельность;

- создание условий для предоставления услуг в сфере транспорта, связи и информатизации;

- обеспечение реализации прав граждан в сфере жилищной, жилищно-коммунальной и создание условий для предоставления услуг в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

- обеспечение условий для предоставления услуг в сфере здравоохранения, образования, туризма, культуры;

- обеспечение оказания социальной поддержки населения;

- обеспечение условий соблюдения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан.

Таким образом, администрация города (в том числе ее структурные подразделения) должна ориентировать свою деятельность на ожидания местного населения, субъектов, осуществляющих экономическую деятельность на территории городского округа. Кроме того, администрация города обязана осуществлять эту деятельность в соответствии с нормами российского законодательства [7], [8] в параметрах эффективности и результативности, которые подлежат мониторингу и оценке со стороны органов государственной власти Российской Федерации и Нижегородской области.

В целях проведения оценки процесса управления и применяемых технологий управления, выработки по результатам оценки соответствующих предложений по оптимизации процесса управления и структуры администрации города как субъекта управления этим процессом, руководствуясь положениями выше упомянутых государственных стандартов, в рамках данного исследования выделены основные технологические элементы управления. На их основе и на основе правовых актов, содержащих положения относительно муниципального управления, были сформированы критерии для оценки применяемой в администрации города Нижнего Новгорода «системы» муниципального управления. В результате проведенной оценки получены основания для совершенствования деятельности администрации города по управлению развитием города и применяемых технологий управления[19].

Для обеспечения качества управления в соответствии с положениями стандарта [49] для каждого выделенного процесса управления должны быть идентифицированы:

- входы и выходы процесса деятельности (то, что дает начало процессу и то, что является его результатом), которые в свою очередь являются пунктами взаимодействия и координации данного процесса с другими процесса в составе общего процесса управления развитием социально-экономического развития городского округа;

- потребитель (получатель выхода данного процесса), который может быть как внешним (вне структуры мэрии), так и внутренним (в составе структуры мэрии);

- средства управления, необходимые для верификации (проверки) соблюдения установленных в муниципальной правовой базе требований к данному процессу (порядок его осуществления и результаты процесса);

- взаимодействие с другими процессами (т.е. координация входов и выходов процессов, взаимосвязанных между собой общим алгоритмом управления социально-экономическим развитием городского округа).

Наши рекомендации