Порядок подготовки курсовой работы
Методические рекомендации
По выполнению курсовых и дипломных работ
Для студентов дневной и заочной форм получения высшего образования
1 ступени для специальности 1-26 02 03 «Маркетинг»,
специализация 1-26 02 03 06 «Промышленный маркетинг» и
специализация 1-26 02 03 01 «Рекламная деятельность»
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 1 Курсовая работа: требования к выполнению и защите 1.1 Порядок подготовки курсовой работы 1.2 Защита курсовой работы и критерии ее оценки 1.3 Курсовая работа по дисциплине «Маркетинг» 1.4 Курсовая работа по дисциплине «Технология производства рекламной продукции» 1.5 Курсовая работа по дисциплине «Поведение покупателя» 1.6 Курсовая работа по дисциплине «Управление сбытом» 1.7 Курсовая работа по дисциплине «Управление рекламой» 2. Дипломная работа: общие требования и рекомендации по выполнению 2.1 Общие требования, порядок выполнения дипломной работы и ее структура 2.2 Подготовка к защите дипломной работы 2.3 Дипломная работа по специализации «Промышленный маркетинг» 2.4 Дипломная работа по специализации «Рекламная деятельность» 3. Требования к оформлению курсовых и дипломных работ 3.1 Общие требования к оформлению работ 3.2 Объем студенческих работ, шрифт, интервал, размер полей 3.3 Оформление заголовков структурных частей работ 3.4 Правила нумерации 3.5 Оформление таблиц, рисунков и иллюстраций 3.6 Оформление формул, сносок ссылок 3.7 Оформление списка использованных источников 3.8 Оформление приложений Приложение А Образец оформления титульного листа курсовой работы Приложение Б Образец оформления реферата курсовой работы Приложение В Образец оформления содержания курсовой работы Приложение Г Алгоритм разработки текста и графического изображения рекламного сообщения Приложение Д Образец оформления титульного листа дипломной работы Приложение Е Образец оформления реферата дипломной работы Приложение Ж Образец оформления содержания дипломной работы Приложение И Образец оформления введения к дипломной работе Приложение К Образец оформления списка использованных источников Приложение Л Образец оформления текста Приложение М Образец оформления таблицы Приложение Н Образец оформления рисунка Приложение П Образец оформления переноса таблицы в приложении |
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия развития национальной экономики требуют качественной подготовки кадров. Инновационные изменения затрагивают не только реальный сектор экономики, но и сферу образовательных услуг. Система менеджмента качества определяет необходимостьсовершенствования методических подходов к выполнению различногорода студенческих работ, в частности курсовых и дипломных работ. Данные студенческие работы представляют собой эффективный способ развития исследовательских, научных, аналитических, практических и, наконец, творческих способностей личности.
Таким образом, в настоящее время возникает потребность в формировании целого комплекса по методическому обеспечению выполнения студенческих исследований, который включает в себя этапы планирования, организации, написания и защиты. В данных методических рекомендациях рассмотрены вопросы подготовки курсовых и дипломных работ основные элементы защиты, конкретизированы критерии оценки студенческих работ и даны рекомендации по их оформлению в соответствии с установленными государственными стандартами. Кроме этого особое внимание уделено содержанию курсовых работ по изучаемым дисциплинам: маркетинг; поведение покупателя; управление сбытом; технология производства рекламной продукции; управление рекламой.
Учебным планом для студентов дневной и заочной форм обучения факультета маркетинга и логистики Белорусского государственного экономического университета определено выполнение курсовых работ в соответствии со специальностью и специализацией. Их перечень представлен в таблице 1.
Таблица 1- Перечень курсовых работ для студентов специальности «Маркетинг», специализаций «Промышленный маркетинг» и «Рекламная деятельность» УО БГЭУ
Курсовая работа по дисциплине | ДФО | ЗФО - полная | ЗФО- сокращенная | |||
Курс | Семестр | Курс | Семестр | Курс | Семестр | |
специализация «Промышленный маркетинг» | ||||||
Маркетинг | ||||||
Поведение покупателя | ||||||
Управление сбытом | ||||||
Специализация «Рекламная деятельность» | ||||||
Технология производства рекламной продукции | - | - | ||||
Маркетинг | - | - | ||||
Управление рекламой | - | - |
Методические рекомендации разработаны на основе стандартов «СТП 20-04-2008 Система менеджмента качества. Общие требования к содержанию и порядок выполнения студенческих работ» и «СТП 20-05-2008 Система менеджмента качества. Правила оформления студенческих работ» с учетом теории и практики проведения научных исследований следующим коллективом авторов:
Кандидатом экономических наук, доцентом кафедры промышленного маркетинга и коммуникаций БГЭУ А.Н. Саевцом и ассистентом этой кафедры Ю.Е. Анкинович (введение и раздел 3);
Кандидатом экономических наук, доцентом кафедры промышленного маркетинга и коммуникаций БГЭУ О.И. Карпеко и ассистентом этой кафедры А.В. Жилан (подразделы 1.7 и 2.4);
Доцентом, доцентом кафедры промышленного маркетинга и коммуникаций БГЭУ И.М. Баско и ассистентом этой кафедры А.А. Гуртовым (подразделы 1.6 и 2.3);
Кандидатом психологических наук, доцентом кафедры промышленного маркетинга и коммуникаций БГЭУ Ж.М. Голановой и ассистентом этой кафедры Н.Л. Трушкевич (подразделы 1.1, 1,2 и 1.5);
Кандидатом экономических наук, доцентом кафедры промышленного маркетинга и коммуникаций БГЭУ Г.А. Щербич и ассистентом этой кафедры Н.В. Казаченко (подразделы 1.3, 2.1 и 2.2);
Кандидатом технических наук, доцентом кафедры промышленного маркетинга и коммуникаций М.В. Самойловым (подраздел 1.4).
Методические рекомендации утверждены решением кафедры 26 декабря 2013 года, протокол № 8.
1.Курсовая работа: требования к выполнению и защите
Порядок подготовки курсовой работы
Выполнение курсовой работы является одним из элементов подготовки специалиста с высшим образованием. Курсовая работа направлена на получение практических, аналитических умений и навыков в соответствии со специальностью (специализацией). В ней должен проявится творческий подход студентов к оценке происходящих процессов и явлений с использованием инновационных методов исследования.
Цельювыполнения курсовой работы является:
§ закрепление и углубление теоретических знаний;
§ приобретение практических навыков в соответствии с содержанием дисциплины, по которой выполняется курсовая работа (проект);
§ овладение навыками самостоятельной работы;
§ освоение методологии экономического исследования, использование методов экономического анализа;
§ приобретение умений аналитического анализа, умений формулировки результатов исследования, логического изложения экономического материала;
§ выработка умения публичной защиты;
§ подготовка к выполнению квалификационных работ - дипломной работы и магистерской диссертации.
Примерная тематикакурсовых работ должна отвечать учебным задачам теоретического курса и быть связана с практическими направлениями развития современных экономической и финансовой систем, с научными исследованиями. Темы курсовых работ разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедры и утверждаются на заседании кафедры.
Перед выполнением курсовой работы студент обязан согласовать с руководителем тему, план, объект и предмет исследования в следующие сроки:
§ на дневной форме обучения – в первые две недели после начала семестра, в котором предусмотрено выполнение курсовой работы;
§ на заочной форме обучения – на установочной сессии, предшествующей семестру, в котором предусмотрено выполнение курсовой работы.
Для этого студент предоставляет руководителю для рассмотрения и согласования:
· Выбранную тему, предполагаемые объект и предмет исследований в курсовой работе;
· Самостоятельно составленный примерный план курсовой работы;
· Поставленные в работе цель и задачи, способы их решения;
· Перечень аналитического материала, доступного для студента;
· Описание схемы и методов проведения исследования;
· Список возможных литературных источников по теме.
Окончательная формулировка темы курсовой работы определяется студентом совместно с руководителем исходя из представленного материала.
Согласованные тема и план курсовой работы подписываются студентом и руководителем с указание даты согласования и прикладываются к работе(сразу после титульного листа).
Запрещается выполнять курсовые работы по темам, которые не согласованы с руководителем и не утверждены на кафедре.
Курсовая работа должна носить учебно-исследовательский характери опираться на новейшие достижения экономической науки. Ее не следует сводить к переписыванию учебных пособий, их глав, разделов, научных статей и монографий, диссертаций, а также к полному использованию Интернет-ресурсов. Для исключения плагиата необходимо приводить ссылки на литературные и информационные источники, Интернет-ресурсы. При этом не следует приводить объемные, громоздкие цитаты. Лучше передать их смысл своими словами с использованием сноски или ссылки.
Курсовая работа предполагает более глубокое аналитическое самостоятельное исследование. В ней должен быть представлен анализ различных взглядов, точек зрений, теоретических подходов, методов и способов научного исследования. Вместе с тем работа должна содержать авторскую точку зрения на рассматриваемую проблему, собственные выводы автора по каждому разделу и в целом по результатам исследования.
Структурно курсовая работа должна состоять из следующих элементов:
1) титульный лист;
2) реферат;
3) содержание;
4) введение;
5) основная часть;
6) заключение;
7) список использованных источников;
8) приложения (при необходимости).
Курсовая работа оформляется на писчей бумаге формата А4 односторонней печатью. Нумерация страниц единая по всей работе, номер ставится внизу страницы по центру. На начальной странице раздела номер не ставится.
В курсовой работе обязательна ссылка на источник при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул и т.п., а также под каждой таблицей и иллюстрацией. Номер источника по списку необходимо указывать сразу после упоминания в тексте, проставляя в квадратных скобках порядковый номер источника в списке используемых источников и страницу, на которой находится выдержка, например [2, с. 57].
Титульный листоформляется в соответствии с Приложением А.
Рефератоформляется в соответствии с Приложением Б.
Содержаниекурсовой работы оформляется в соответствии с Приложением В. Оно, как правило, включает три раздела. Необходимо избегать логических ошибок в формулировке названия курсовой работы и ее разделов (например, давать одинаковые названия).
Во введениикурсовой работы должна быть обоснована актуальность, теоретическая и практическая значимость избранной темы, цель и задачи исследования, предмет и объект исследования, методы исследования, а также структура работы и используемый материал (объем до 3-х страниц). Во введении определяется степень разработанности проблемы в современной экономической литературе, т. е. дается аналитический обзор научной литературы. При этом основные научные труды, используемые в аналитическом обзоре, должны быть изучены и представлены в списке использованных источников.
Основная частькурсовой работы раскрывает содержание и важнейшие проблемы исследуемой темы. Она должна содержать аналитическое изложение результатов самостоятельного исследования научной литературы, статистические данные, критический анализ точек зрения, умозаключения и конструктивные предложения по совершенствованию того или иного экономического процесса, явления.
Как правило, основная часть курсовой работы состоит из трех разделов. Первый раздел посвящен теоретическому анализу изучаемого вопроса или проблемы. Во втором разделе определяется практическая значимость исследования, здесь используется фактический материал, статистические данные, проводится конкретный анализ, дается оценка. В данном разделе необходимо провести конкретные экономические расчеты, оценку эффективности изучаемого явления (процесса, операции и т. д.).
В третьем разделе определяются направления совершенствования, реформирования конкретной области анализа, конкретизируются пути решения проблем, предлагаются собственные рекомендации и выводы автора работы.
Каждый раздел основной части курсовой работы должен быть посвящен решению задач, сформулированных во введении курсовой работы, и заканчиваться подведением итогов, определением результатов исследования. Содержание работы дополняется рисунками, таблицами, статистическими данными. Вместе с тем не допускается использование сканирования различного рода материалов (иллюстраций, схем, рисунков, таблиц, текста и т. д.). Если из литературного источника заимствовалась таблица либо графический материал, то наряду с номером источника и страницей указывается номер таблицы или графического материала.
Руководитель имеет право не принимать на проверку курсовые работы, выполненные и/или оформленные не в соответствии с требованиями данных методических рекомендаций.
Объем основной части 20–25страниц.
Заключениекурсовой работы должно отражать основные выводы и результаты исследования по всей работе (объем до 3-х страниц).
Список использованных источниковпредполагает наличие основных литературных источников, которые были использованы в курсовой работе.
Приложенияв курсовой работе необходимы для полноты раскрытия исследуемой проблемы и могут включать вспомогательные материалы: промежуточные экономические расчеты, формулы, доказательства и таблицы, статистические данные, иллюстрационный материал и др.
Студент при выполнении курсовой работы может уточнять непонятные вопросы у научного руководителя, корректировать содержание работы, получать необходимую информацию во время консультаций.
Студенты должна, как правило, выполнять курсовую работу на основе материалов конкретной организации, где они работают или проходили практику.
Выполненную курсовую работу студент сшивает в папку-скоросшиватель и предоставляет на проверку и рецензированиенаучному руководителю за 3 недели до дня защиты, который устанавливается решением кафедры. Срок проверки курсовой работы руководителем – 10 дней. После ее проверки руководителем необходимо устранить все указанные в рецензии недостатки (если они имелись). Доработанную курсовую работу предоставляют на кафедру не позднее чем за неделю до защиты для повторного рецензирования научным руководителем и получения допуска к защите.