Последствия для экономики России.
Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства. В условиях тотального господства государственной собственности в экономике России основным методом перехода к реальному многообразию форм собственности должна была стать приватизация. Это одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Были избраны следующие способы приватизации: 1) продажа акций открытых акционерных обществ; 2) продажа предприятий на аукционе; 3) продажа предприятий на коммерческом конкурсе, в том числе с ограничением состава его участников; 4) продажа предприятий на некоммерческом инвестиционном конкурсе (инвестиционные торги); 5) продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий; 6) выкуп арендованного имущества.
Целями приватизации в России были: 1) формирование слоя частных собственников - предпринимателей; 2) повышение эффективности деятельности предприятий. 3) создание конкурентной среды; 4) содействие демонополизации экономики; 5) привлечение иностранных инвестиций; 6) социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет приватизации. Ни одна из этих целей не была достигнута.
В России приватизация превратилась в разграбление государственной собственности, стала, по словам мэра Москвы Ю.Лужкова, величайшей аферой XX века.
Проводимый с 1992 года курс на реставрацию частной собственности привел в действие факторы, тормозящие экономический рост в России.
1. Возрождается потребление класса богатых. В наших условиях оно происходит за счет уменьшения потребления трудящихся и фонда накопления, сокращения затрат на науку и народное образование, здравоохранение и социальную защиту и т.д. Уменьшается приложение труда в общественном производстве: часть работников теперь обслуживает богатых; т.е. кто имеет большие доходы от собственности, могут не работать. Разбухает аппарат управления, резко возрастает численность тех, кто охраняет правопорядок и собственность.
2. Непомерно разрастается армия посредников. За годы так называемых реформ доля государства и производителей снизилась в цене продтоваров с 82,9 до 65,6 %, по товарам производственно-технического назначения - с 96 до 78,9%, а доля нематериальной сферы (торговля, банки, посредники, коммерческие структуры, теневой капитал) по всем видам товаров резко возросла. [Зарембо Ю. О собственности в современной экономике.// Экономист, 1996, №7, с.88.]
3. Приватизация сопряжена с дерегулированием экономики, т.е. с отказом от планового регулирования. Это привело к невиданному в новейшей истории экономическому кризису. Для быстрого выхода из кризиса надо усилить государственное регулирование экономики, однако приватизация как средство дерегулирования препятствует этому, выступая фактором макроэкономической дестабилизации.
4. Превращение земли в частную собственность противоречит потребностям развития производительных сил в сельском хозяйстве. Прежде земельная рента поступала государству и могла быть использована для дотаций тому же сельскому хозяйству, снижения цен на сельскохозяйственную продукцию. С передачей земли в частную собственность земельная рента присваивается частными собственниками. Это вызывает удорожание сельскохозяйственной продукции, существенно увеличивает квартирную плату (плата за землю составляет примерно треть квартплаты). Напротив, отсутствие частной собственности на землю облегчает процесс концентрации сельскохозяйственного производства, притока капиталов, направляемого на совершенствование технологии, что повышает конкурентоспособность фермера - арендатора в сравнении с фермером, который вынужден вначале приобрести землю, чтобы иметь возможность вложить оставшийся капитал в совершенствование сельскохозяйственного производства.
В условиях существования частной собственности производство, распределение, обмен и потребление ориентируются на норму прибыли как критерий экономической эффективности. В ряде случаев это приводит к принятию частными собственниками решений, противоречащих интересам общества. Ради увеличения прибыли вывозятся за границу сырье и валюта, остро необходимые отечественной экономике. Взамен ввозится готовая продукция, которую можно производить самим, в итоге чего теряются рабочие места, простаивают собственные производственные мощности. Механизм перелива (через банки, фондовую биржу и пр.) направляет капитал туда, где выше норма прибыли. В нынешних условиях это означает - на спекуляцию, а не на развитие и поддержание производства. Из-за нехватки финансовых средств или отсутствия прибыли прекращается производство на тех предприятиях, продукция которых остро необходима обществу.
Как свидетельствует мировой опыт, национализация и денационализация являются двумя равноправными сообщающимися сосудами, долевые пропорциональные уровни которых во времени могут меняться в зависимости от эффективности различных форм собственности. С учетом неэффективного и грабительского характера приватизации в России необходимо осуществить обратный перевод в государственную собственность приватизированных предприятий и попытаться вывести их из кризисного состояния.