Субъекты экономических отношений.
Поскольку удовлетворение потребностей человека – конечное общественное назначение производства и экономики в целом, то и человек, в свою очередь, ни что иное как – субъект и конечная цель производства и экономики. Субъектами экономики являются и предприниматели, и работники, и потребители, и собственники, и торговцы, одним словом все, кто таки или иначе имеют отношения к экономической системе. Субъекты экономики условно делятся на три группы (от грандиозного к более локальному): государство, банк, предприятия и домашние хозяйства.
И журналистика, и экономика изучают деятельность человека. У них собственно один и тот же субъект и объект.
Вопрос№3. К.МАРКС: годы жизни, основные труды, концептуальные положения, теории, высказывания, оказавшие влияние на развитие экономики.
Карл Маркс (1818-1883) Маркс всесторонне изучил законы развития капиталистического общества и вывел основную концепцию коммунизма – общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, ведение хозяйства по плану. Подвел практическую и теоретическую базу под утоп-социализм. Опора — трудовая теория стоимости. Идеи Маркса развиты Энгельсом и Лениным. Часть трудов развития маркс-ленинизма написано Сталиным. Незаконченный труд «Капитал». Маркс не чистый экономист, его система охватывает многие науки — философия, социология, история. Карл Маркс не имеет конкурентов.
Билет №5
Дайте определение терминам и понятиям «люди», «природа», «искусственная природа», «потребительские товары», «инфраструктура», «информация» с точки зрения функциональной структуры экономики.
1.ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
С точки зрения функциональной структуры экономики:
Люди:
Человек – центральная фигура экономики, цель экономики и её созидательное начало.
Человек также и средство экономики, и главный экономический ресурс (рабочая сила). Человек в экономике: человек-управленец; человек-производитель; человек-потребитель.
Природа – клад, из которого экономика черпает ресурсы - землю, ископаемые богатства, пресную воду, солнечный свет. Природа – среда обитания человека
Потребительские товары – продукты питания, одежда, обувь, жильё, товары культурно-бытовых услуг, духовные ценности, направленные на удовлетворение личных потребностей человека.
Инфраструктура – совокупность объектов, систем, обеспечивающих пространство и условия жизни людей.
Виды инфраструктуры:
Производственная– промышленный и вельскохозяйственный транспорт, водоснабжение, канализация, линии энергопередач, трубопроводы, продукты, система информации и связи, организации и фирмы, предоставляющие услуги технологического и исследовательского характера.
Социальная – непроизводственные здания и сооружения – объекты культуры и здравоохранения, дома отдыха, жилищные комплексы.
*Двойственная природа инфраструктуры заключается в том, что разделение носит условный характер.
Информация – 1)знания, получаемые руководителями и работниками в результате общего и высшего образования. 2) применение в производстве результатов научных исследований. 3) знания оперативного и стратегического характера, вмещающиеся в инфраструктуре рынка.
* из словаря:
Информация экономическая – сведения, сообщения, документы об экономическом состоянии общества (об экономической политике государства, об уровне и структуре производства, о движении труда, товаров, капитала, о доходах населения, бюджетных и налоговых отношениях и т д.)
* Экономическая информация не может быть достоверной и полной без использования статистики и социологических исследований.
Вопрос№2. Факторы производства, их виды, формы. Журналистская проблематика вопроса.
Факторы производства (ресурсы, котрые вовлечены в производство):
труд (целесообразные человеческие действия, проявляющиеся в ведении хозяйства)
природные ресурсы
средства производства
денежные средства
информационные ресурсы
предпринимательский талант
Журналистская проблематика: Факторы производства влияют на экономические процессы и имеют возможность влиять на регулирование потребностей человека
Вопрос№3
АБРАХАМ ХАРОЛЬД МАСЛОУ:
Вся жизнь есть обучение, и каждый в ней учитель и вечный ученик.
Основатель гуманистической психологии, создатель пирамиды Маслоу, иерархически представляющей человеческие потребности.
(1908-1970)
Иерархия потребностей Маслоу (“пирамида” А. Маслоу) – теория мотивации, согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность. Однако Маслоу считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).
Вопрос 6.