Субъекты экономических отношений.

Поскольку удовлетворение потребностей человека – конечное общественное назначение производства и экономики в целом, то и человек, в свою очередь, ни что иное как – субъект и конечная цель производства и экономики. Субъектами экономики являются и предприниматели, и работники, и потребители, и собственники, и торговцы, одним словом все, кто таки или иначе имеют отношения к экономической системе. Субъекты экономики условно делятся на три группы (от грандиозного к более локальному): государство, банк, предприятия и домашние хозяйства.

И журналистика, и экономика изучают деятельность человека. У них собственно один и тот же субъект и объект.

Вопрос№3. К.МАРКС: годы жизни, основные труды, концептуальные положения, теории, высказывания, оказавшие влияние на развитие экономики.

Карл Маркс (1818-1883) Маркс всесторонне изучил законы развития капиталистического общества и вывел основную концепцию коммунизма – общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации наемного труда, равная плата за равный труд, ведение хозяйства по плану. Подвел практическую и теоретическую базу под утоп-социализм. Опора — трудовая теория стоимости. Идеи Маркса развиты Энгельсом и Лениным. Часть трудов развития маркс-ленинизма написано Сталиным. Незаконченный труд «Капитал». Маркс не чистый экономист, его система охватывает многие науки — философия, социология, история. Карл Маркс не имеет конкурентов.

Билет №5

Дайте определение терминам и понятиям «люди», «природа», «искусственная природа», «потребительские товары», «инфраструктура», «информация» с точки зрения функциональной структуры экономики.

1.ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
С точки зрения функциональной структуры экономики:
Люди:
Человек – центральная фигура экономики, цель экономики и её созидательное начало.
Человек также и средство экономики, и главный экономический ресурс (рабочая сила). Человек в экономике: человек-управленец; человек-производитель; человек-потребитель.

Природа – клад, из которого экономика черпает ресурсы - землю, ископаемые богатства, пресную воду, солнечный свет. Природа – среда обитания человека

Потребительские товары – продукты питания, одежда, обувь, жильё, товары культурно-бытовых услуг, духовные ценности, направленные на удовлетворение личных потребностей человека.

Инфраструктура – совокупность объектов, систем, обеспечивающих пространство и условия жизни людей.
Виды инфраструктуры:

Производственная– промышленный и вельскохозяйственный транспорт, водоснабжение, канализация, линии энергопередач, трубопроводы, продукты, система информации и связи, организации и фирмы, предоставляющие услуги технологического и исследовательского характера.
Социальная – непроизводственные здания и сооружения – объекты культуры и здравоохранения, дома отдыха, жилищные комплексы.

*Двойственная природа инфраструктуры заключается в том, что разделение носит условный характер.

Информация – 1)знания, получаемые руководителями и работниками в результате общего и высшего образования. 2) применение в производстве результатов научных исследований. 3) знания оперативного и стратегического характера, вмещающиеся в инфраструктуре рынка.
* из словаря:
Информация экономическая – сведения, сообщения, документы об экономическом состоянии общества (об экономической политике государства, об уровне и структуре производства, о движении труда, товаров, капитала, о доходах населения, бюджетных и налоговых отношениях и т д.)
* Экономическая информация не может быть достоверной и полной без использования статистики и социологических исследований.

Вопрос№2. Факторы производства, их виды, формы. Журналистская проблематика вопроса.

Факторы производства (ресурсы, котрые вовлечены в производство):
труд (целесообразные человеческие действия, проявляющиеся в ведении хозяйства)
природные ресурсы
средства производства
денежные средства
информационные ресурсы
предпринимательский талант

Журналистская проблематика: Факторы производства влияют на экономические процессы и имеют возможность влиять на регулирование потребностей человека
Вопрос№3

АБРАХАМ ХАРОЛЬД МАСЛОУ:

Вся жизнь есть обучение, и каждый в ней учитель и вечный ученик.

Основатель гуманистической психологии, создатель пирамиды Маслоу, иерархически представляющей человеческие потребности.

(1908-1970)

Иерархия потребностей Маслоу (“пирамида” А. Маслоу) – теория мотивации, согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом: в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность. Однако Маслоу считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).

Вопрос 6.

Наши рекомендации