Задания для самостоятельной работы. 1. Уставный капитал компании – 250 млн.руб

1. Уставный капитал компании – 250 млн.руб. Определяемая прибыль, подлежащая распределениями между акционерами, составляет 29 млн.руб. Выпущено 4 млн. акций. Сложившаяся ставка банковского процента – 12%.

а) какова номинальная стоимость акции?

б) каков ожидаемый размер дивиденда?

в) каков примерный курс акции?

2. Общие издержки месячного производства (сборки) персональных компьютеров московской фирмы «Сатурн» оцениваются в 5 млн. руб. Объем производства – 20 штук. Постоянные месячные издержки фирмы равны 20000руб. Требуется подсчитать переменные издержки, средние издержки, средние постоянные издержки и средние переменные издержки.

3. Студент во время каникул может заработать 500 тыс.руб. или пойти на курсы английского языка. Выбрав курсы английского языка, студент составил систему расходов: плата за обучение – 200 руб., плата за учебники на курсах – 30 руб., транспортные расходы – 40 руб., расходы на питание – 300 руб. Чему будут равны альтернативные издержки?

4. Общие издержки производства 20 единиц продукции равны 100 долл., а 21 единицы продукции – 106 долл. Определить предельные издержки 21-й единицы продукции.

Темы докладов и рефератов

1. Цели создания финансово-промышленных групп в России.

2. Отличительные черты зарубежных холдинговых компаний.

3. Акционерное общество - сущность, типы и структура управления.

4. Производительность факторов производства. Закон убывающей отдачи.

5. Оптимальный (минимальный эффективный) размер предприятия и структура отраслей.

6. Выручка и прибыль фирмы. Условие максимизации прибыли.

ТЕМА 7. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ И КОНКУРЕНЦИЯ.
Конкуренция как элемент рынка. Сущность конкуренции, ее виды и формы. Классификация рыночных структур. Совершенная или свободная конкуренция: преимущества и недостатки. Несовершенная конкуренция. Спрос и цены на продукцию конкурентной фирмы. Прибыль конкурентной фирмы и ее максимизация в краткосрочном периоде.

Монополистическая конкуренция, необходимые условия для возникновения. Дифференциация продукта. Роль неценовой конкуренции. Максимизация прибыли и оптимизация выпуска фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Основные признаки олигополии. Модели олигополии. Разнообразие форм олигополистического поведения. Соперничество в условиях олигополии: лидерство в ценах, ценовые войны. Олигопсония. Дуополия.

Монополия, признаки и условия существования. Виды монополии: закрытая (искусственная), естественная (полная), открытая. Условие максимизация прибыли фирмы-монополиста. Монопольная цена. Индекс Лернера. Ценовая дискриминация. Государственное регулирование монополии, реакция монопольного рынка на налоги и субсидии. Монопсония. Антимонопольная политика государства. Антимонопольное законодательство.

План семинарского занятия

1. Значение конкуренции в рыночной экономике.

2. Виды несовершенной конкуренции, их характеристика.

3. Спрос и предложение на монопольном рынке.

4. Антимонопольная политика государства.

Основные понятия

Конкуренция. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Картель. Синдикат. Концерн. Конгломерат. Олигопсония. Дуополия. Демпинг. Монополизация рынка. Монополия. Монопольная цена. Ценовая дискриминация. Монопсония. Антимонопольное законодательство.

Контрольные вопросы

1. Какова роль конкуренции в рыночной экономике?

2. Что включает в себя недобросовестная конкуренция?

3. Какие элементы включает в себя неценовая конкуренция?

4. Чем несовершенная конкуренция отличается от совершенной конкуренции?

5. Каковы причины смены чистой конкуренции современной конкурентной рыночной системой?

6. На какие виды подразделяется несовершенная конкуренция?

7. Какие пути максимизации прибыли выбирает фирма – олигополист?

8. Какие факторы обусловили появление первых монополий?

9. Какие организационные формы монополий Вы знаете?

10. Концерн и конгломерат: в чем сходство и различие этих форм?

11. Какими методами монополии осуществляют контроль над ценами?

12. При каких условиях случайная монополия может перерасти в искусственную монополию?

13. Существует ли олигополистическая взаимозависимость, тайный или явный сговор на рынке монополистической конкуренции с дифференциацией продукта?

14. Что включают в себя входные барьеры для вступления в отрасль?

15. Какие факторы противодействуют монополизации рынка? Какие из них наиболее эффективны?

16. В чем сущность антимонопольной политики государства?

17. Какие причины приводят к возникновению естественных монополий?

18. Почему законодательство многих стран запрещает ценовую дискриминацию?

19. При каких условиях монополия будет заниматься ценовой дискриминацией?

20. Существует ли монополия, полностью свободная от конкуренции?

Наши рекомендации