Сущность материального неденежного стимулирования трудовой деятельности
№1
До сегодняшнего дня нет единого подхода к определению категории з/п. Согласно современным подходам выделяют несколько теорий з/п. Это макротеории, микротеории, микстеории.
К макротеориям относятся:
· Теории социального заработка – пытаются объяснить почему общество обязано платить любому из своих членов, исходя из его нужд или прав. Эти теории не учитывают (отрицательное) таланты отдельного человека, качество и количество выполняемой им работы.
· Теории контролируемых заработков – утверждают, что между чистым диктаторством и чистой демократией существует пространство для правительственного режима, которое честно и открыто допускает определенную степень косвенного контроля над уровнями заработков
· Теории оправданных заработков – объясняют или оправдывают уровень компенсации труда отдельного работника
Микротеории – объясняют структуру заработков в пределах конкретной отрасли или компании, используя непосредственные переговоры и обмен мнениями между работодателем и наемным работником.
Микстеории – исходят из того, что практика менеджмента, т.е. функции, структура управления организации значительно влияют на продуктивность, и поэтому возрастает роль внутреннего менеджмента организации и практики в области стимулирования труда (мощная связь между макро, микро теориями).
Темы рефератов:
Макротеории:
1) Теории социального заработка:
1.1.Теория справедливой цены (Платон, Аристотель)
1.2.Теория справедливого заработка (Фома Аквинский)
1.3.Теория стоимости минимума средств существования (А. Смит)
1.4.Теория фонда заработков (Бантам, Мальтус)
1.5.Марксистская теория
1.6.Теория прибавочной стоимости
2) Теории контролируемых заработков
3.1.Теории национального дохода (теория заработков при полной занятости) (Кейнс)
3.2.Теория потребления (теория покупательной способности) (Генри Форд)
Анализ эволюции теоретических подходов к пониманию сущности з/п позволяет сделать вывод: что з/п – это прежде всего плата работнику за труд, за использование его рабочей силы. з/п являет основным источником дохода работника, но не единственным, т.к. осуществляются выплаты социального характера, и поступают доходы в виде дивидендов по акциям и др.
Определение з/п применяют к лицам, работающим по найму и получающим за свой труд плату по заранее определенным условиям, но заработная плата наемного работника – один из элементом издержек производства. Поэтому з/п в соотв с основным законом рыночной экономики формируется под воздействием спроса и предложения на рынке труда.
Рынок труда – составная часть рыночной экономики. Основные его компоненты: спрос и предложение на рабочую силу, конкуренция между работниками и работодателями, но особое место занимает в нем стоимость рабочей силы, с которой связана ее цена и как следствие экономическая природа з/п. При этом стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства работника, т.к. затраты человеческой энергии в процессе труда должны быть возмещены (мы продаем свою способность трудиться). Иначе человек не сможет активно участвовать в производственной деятельности.
Объем и структура физиологических потребностей человека постоянно изменяется и возрастает. Т.е. определение стоимость рабочей силы включает в себя социальные, исторические и моральные аспекты. Сумма жизненных средств необходимых для воспроизводства рабочей силы включает в себя также и затраты на содержание членов семьи работника, на образование, на мед. Обслуживание, на повышение квалификационного уровня. Чем выше квалификация, тем выше стоимость рабочей силы.
Стоимость рабочей силы сводится к стоимости определенной суммы жизненных благ, которые работник приобретает на свое вознаграждение, полученное за результаты своего труда. Конкретной формой стоимости цены рабочей силы в денежном выражении является з/п. З/п следует рассматривать не только как экономическую категорию, но и как нравственную, т.к. она обеспечивает человеку определенный социальный статус.
Затраты на возмещение стоимости цены рабочей силы не могут не предусматривать, кроме покрытия расходов на питания, одежду, предметов домашнего обихода, также затраты на содержание жилища, мед.обслуживание, общее и проф.образование, социальные нужды как в период деятельности работника, так и после ее завершения.
з/п – цена рабочей силы, соотв стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводства рабочей силы, удовлетворяя материально-духовные потребности работника и членов ее семьи. Кроме того, это часть дохода наемного работника, это форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. А также это доля чистой продукции дохода предприятия, зависящая от конечных результатов работы всего предприятия и распределяемая между работниками в соотв с количеством и качеством затраченного труда и реально трудовым вкладом.
1.11.13
№2
Свойства, характеризующие з/п:
· Объем жизненных средств, требуемых для производства рабочей силы и эффективного функционирования производства
· Зависимость з/п каждого работника не только от количества и качества затраченного им труда, но и реального трудового вклада и конечных результатов работы трудового коллектива
· Является основной частью жизненных средств з/п выступает важнейшим материальным стимулом, поскольку для удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящиеся заинтересованы в получении и росте з/п, следовательно в повышении результативности своего труда и коллектива в целом.
Различают номинальную и реальную з/п.
Номинальная з/п – сумма денег, полученная работником за определенный период. Подразделяется на начисленную (до выплаты налогов) и выплаченную (за вычетом уплаченных налогов).
Реальная з/п характеризуется количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены работником при данном размере номинальной з/п при данном уровне цен на товары и услуги.
Как социально-экономическая категория, з/п рассматривается с точки зрения ее роли ДЛЯ РАБОТНИКА И ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ. Для работника з/п основная статья его личного дохода; это средство воспроизводства и повышения уровня благосостояния его и членов его семьи. Для работодателя – расходуемые им средства на использование привлекаемой рабочей силы, составляющие одну из основных статей расходов в с/с производимых товаров и услуг. Поэтому работодатель заинтересован в возможном снижении затрат рабочей силы на ед продукции, но с другой стороны в целях повышения качественного уровня рабочей силы он «заинтересован» в повышении затрат на рабочую силу. Сходя из этого, з/п выполняет в рыночной экономике 3 основных функции:
1) Воспроизводственная – обеспечивать рабочий объем потребления материальных благ и услуг достаточный для расширенного воспроизводства рабочей силы
2) Стимулирующая – призвана формировать для работодателя определенный производственный результат от применения приобретенной им рабочей силы, которая позволяет ему получить ожидаемую прибыль, а для наемного рабочего з/п формирует заинтересованность в продуктивном труде.
3) Регулирующая – призвана выступать регулятором спроса и предложения на продукцию или услуги конечного потребителя, а также на рабочую силу определенного качества на рынке труда.
Факторы, влияющие на з/п:
1. Организационно-производственные:
ü Уровень НТП
ü Сложность труда и квалификацию работников
ü Условия труда
ü Результаты и качество труда
ü Конечные результаты деятельности предприятия
ü Кадровая политика
2. Социальные:
ü Прожиточный минимум
ü Структура потребительской корзины
ü МРОТ
ü Социальные трансферты
ü Условия мобильности труда
3. Рыночные:
ü Издержки производства на рабочую силу
ü Спрос и предложение на рынке
ü Эластичность спроса на рабочую силу по цене
ü Взаимозаменяемость ресурсов
ü Изменение цен на потребительские товары и услуги
4. Институциональные:
ü Меры гос регулирования
ü Деятельность профсоюзов
ü Деятельность союзов работодателей
7.11.13
№3
На ряду с материальными денежными стимулами применяются стимулы, имеющие материальную ценность, но в реальном выражении представлены в виде льгот и компенсаций. Их называют бенефиты и социальный пакет. Социальные льготы могут быть гарантированы государством и могут быть добровольно предоставлены предприятием для своих работников. Гарантированные государством льготы обязательны для всех предприятий и поэтому несут не стимулирующую роль, а роль социальных гарантий и социальной защиты для имеющих работу (ежегодный оплачиваемый отпуск, оплачиваемый больничный и др). Предприятие может предоставить своим сотрудникам льготы, не предусмотренные законом. Для того, чтобы привлечь новых работников, снизить текучесть кадров, стимулировать эффективную и качественную работу. Это приводит к снижению профсоюзной активности, предотвращает забастовки и привлекает и закрепляет на предприятии квалифицированные кадры. Социальный пакет для наемных работников имеет большое значение, т.к. даже высокий уровень з/п через некоторое время перестает удовлетворять сотрудника, а социальные льготы позволяют работнику понимать, что предприятие учитывает и старается решить его проблемы, тем самым косвенно увеличивает его доход. Социальный пакет это также способ удержания наиболее ценных сотрудников, когда объем денежного вознаграждения примерно соотв среднерыночному по отрасли и конкуренция начинает осуществляться только за счет дополнительных льгот. Социальные льготы это особая форма участия сотрудника в экономическом успехе предприятия (если есть социальные льготы, значит предприятие финансовой устойчиво).
Поэтому можно выделить функции, выполняемые организацией в целях добровольного предоставления своим сотрудникам социальных льгот:
1) Приведение в соотв целей и потребностей сотрудников предприятия
2) Выработка особой психологии у сотрудников, когда они отождествляют себя со своим предприятием
3) Повышение производительности, эффективности, качества труда и готовности всех сотрудников к эффективной работе на благо предприятия
4) Социальная защита сотрудников на более высоком уровне, чем это гарантировано государством и законодательством
5) Создание положительного микроклимата в трудовом коллективе предприятия
6) Создание положительного имиджа предприятия на внутреннем и внешнем рынках труда
В структуре материального неденежного стимулирования труда выделяют следующие группы стимулов:
I. Дополняющие условия труда – предоставление необходимых средств труда на рабочем месте (частичная или полная оплата связи, предоставление транспорта или оплата расходов на транспорт, персональный компьютер и т.д.)
II. Социальные условия – высвобождение времени сотрудника для повышения эффективности использования рабочего времени (доставка на работу/ с работы, негосударственное пенсионное обеспечение, компенсация отдыха детей, материальная помощь, медицинская страховка, льготное питание, занятия спортом, ценные подарки
III. Имиджевые условия – повышение статуса сотрудника внутри компании и вне ее (служебный автомобиль, питание в отдельном зале, медицинская страховка по программе дополнительного медицинского страхования, оплата дорогостоящего отпуска)
IV. Индивидуальные - привлечение или удержание ценных специалистов (предоставление кредитов/поручительство перед банком, оплата обучения, оплата путевок на курорты, служебные квартиры/ оплата аренды квартиры за счет фирмы)
Установление социальных пакетов на предприятии базируется на соблюдении ряда принципов:
Ø На основе заслуг – чем выше должность и продолжительнее стаж работы, тем больше выбор льгот. Для этого разрабатываются социальные пакеты, включающие медицинскую страховку, установление лимита на мобильную связь, наличие персонального автомобиля. А для рядовых работников этот пакет состоит из медицинской страховки.
Ø На основе ранжирования значимости льгот (защитные льготы предоставляются всем сотрудникам – мед страхование, пенсионные выплаты; дополнительные – для отдельных категорий работников – ссуды на приобретение жилья, оплата обедов, новогодние подарки)
Ø Принцип кафетерия/ «меню» - когда сотрудник самостоятельно выбирает льготы в пределах определенной суммы, которые наиболее важны для него в текущем периоде
Все эти стимулы имеют материальную ценность и являются продолжением экономической формы стимулирования труда. у каждой льготы есть психологическая составляющая, поскольку льгота непосредственно не относится к з/п, она является вознаграждением в форме дарения.
Значение льгот для персонала:
Осознание работником проявляемой со стороны организации заботы о персонале
Осознание уважения по отношению к работодателю
Планирование использования свободного времени с учетом интересов организации
Потребность в укреплении экономических позиций организации
Уверенность в организации, т.е. осознание своей защищенности
Готовность принять наказание за совершенный проступок
Снижение агрессивности и повышение толерантности у персонала.
Также существует группа отсроченных неденежных стимулов – страхование жизни работника, страхование жизни членов семьи, страхование имущества, мед и стоматологическое обслуживание, оплата кратковременной и долговременной нетрудоспособности, сберегательные доходы, пенсии и пенсионное обеспечение, выходные дни, не предусмотренные коллективным договором.
Принципы, которым должна отвечать на предприятии система социальных льгот:
ü Необходимо выяснить материальные и нематериальные потребности сотрудников
ü Необходимо в полном объеме информировать сотрудников о предоставляемых им социальных льготах
ü Предоставляемые социальные льготы должны быть экономически оправданы и применяться только с учетом бюджета организации
ü Гарантированные государством льготы не должны дублироваться предприятием
ü Система социальных льгот должна быть лаконична и понятна любому сотруднику, т.е. за какие заслуги она ему положена или за что может быть отменена
21.11.13
ТЕМА
ОРГАНИЗАЦИЯ ОТ