И стимулирования трудовой деятельности.
Мотивы трудовой деятельности являются частью всей совокупности мотивов человека. Они формируются, когда в распоряжении общества (или субъекта управления) имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека. Для приобретения этих благ нужны трудовые усилия работников. Именно трудовая деятельность открывает возможность работнику получить эти блага с меньшими материальными затратами и моральными издержками, чем другие виды деятельности.
Мотив (от фр. Motif , лат. Moveo – фактор) – это побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.
Мотив задается целевым состоянием "индивид-среда", которое само по себе желательнее или удовлетворительнее наличного состояния. Мотив как осознанное побуждение к определенному действию, формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает. Из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимый для реального жизненного действия или поведенческого акта. Мотив как побуждение – это источник действия, его порождающий. Но чтобы стать таковым, он должен сформироваться.
Мотив труда - это устойчивое психологическое состояние в виде осознанной и "опредмеченной" потребности, удовлетворение которой с наименьшими моральными и материальными издержками возможно посредством трудовой деятельности. Формирование мотива к труду отражает процесс возникновения подвижных связей потребностей с отвечающими их удовлетворению предметами (благами). Этот процесс происходит в несколько этапов:
1 этап - осознание человеком своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (деятельности);
2 этап - представление о тех благах, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд;
3 этап - мысленное (идеальное) построение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и благами, которые их удовлетворяют. На этом этапе происходит взвешивание, оценивание затрат, которые человек должен понести для получения желаемого, и соотнесение этих затрат с удовлетворением, удовольствием от получения желаемого – установление «цены» трудовой активности;
4 этап – выполнение действия, удовлетворение потребности и получение вознаграждения.
Формирование мотива труда предполагает наличие следующих компонентов, образующих его структуру: (1) потребность, которую хочет удовлетворить работник; (2) благо, способное удовлетворить эту потребность; (3) трудовое действие, необходимое для получения блага; (4) «цена» трудового действия как физические и моральные издержки на трудовую активность. Рассмотрим названные элементы структуры мотива труда подробнее.
(1) Потребность.
Потребность - такое физиологическое или психологическое состояние человека (ощущаемое как недостаток в чем-либо), которое создает побуждение к активности и нацеливает личность на получение вознаграждения в виде восстановления баланса, т.е. получения желаемого. Под потребностью подразумевается особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями его жизнедеятельности.
Например, Демокрит рассматривал нужду (потребность) как "основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог выйти бы из дикого состояния".
Гераклит подробно рассматривал побудительные силы, влечения, потребности и считал, что "потребности определяются условиями жизни, всякое желание покупается ценою «психеи», поэтому злоупотребление в удовлетворении потребностей ведет к ее ослаблению, а умеренность в желаниях способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека".
Сократ отмечал, что "каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. Но при этом главное – не в том, каковы эти стремления, а в том, какое место они занимают в жизни человека".
У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую» или «низшую» душу, которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души».
Значительный шаг вперед в объяснении механизмов поведения человека сделал Аристотель. Он полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма значение (полезное или вредное). С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия или неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма.
Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты XVIII века. Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. П. Гольбах писал, что “потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Через мотивы, представляющие собой реальные или воображаемые предметы, с которыми связано благополучие организма, потребности приводят в действие наш ум, чувства и волю, и направляют их к тому, чтобы принять определенные меры для поддержания существования организма. Потребности организма беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности».
Н.Г. Чернышевский считал, что "только через потребности можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности".
Потребности играют важную роль в развитии человека. Смысл организации человека как живого существа состоит не в том, чтобы всегда все было (пусть даже в латентном состоянии, наподобие "тлеющих углей", которые стоит только раздуть, чтобы получить пламя), а в том, чтобы в определенный момент это нужное проявилось, самоорганизовалось. Потребности имеют активный характер и служат человеку побуждением к деятельности, которая, в конечном счете, всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек сильнее и полнее стремится удовлетворить их. С другой стороны, деятельность человека выступает важнейшим фактором формирования потребностей - чем она шире и многограннее, тем разнообразнее и богаче потребности человека и тем полнее в итоге они удовлетворяются. Источник развития потребностей человека — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. Удовлетворение потребностей ведет к порождению новых потребностей, и это отличает человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, лишь приспосабливающегося к окружающей среде.
Классификация потребностей человека представлена в табл.1.
Таблица 1.