Вопрос 2. спрос. закон спроса

СПРОС – это количество продукта, которое потребитель желает и может купит по одной из возможных цен в определенное время.

На спрос влияет множество факторов. Самый главный из которых – ЦЕНА. Между ценой и ВЕЛИЧИНОЙ СПРОСА существует обратная связь, которая называется законом спроса.

Впервые её сформулировал и проанализировал французский математик Антуан Августин Курло в работе «Исследование математических принципов теории богатства».

Д=f (р) спрос есть функция цены, чем меньше цена, тем больше спрос.

вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru Р

вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru Рс C

вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru

вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru Ро А

вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru В

вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru Рв Д

 
  вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru

Qс Qо Qв Q

В основе этой зависимости лежит:

1. эффект дохода, суть его в том, что снижение цены повышает покупательскую способность денежного дохода потребителя и он в состоянии приобрести больше данного товара, т.е. снижение цены равносильно увеличению дохода;

2. эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести подешевевший товар в большем количестве вместо аналогичных других товаров, которые стали теперь относительно дороже;

3. нисходящий характер кривой спроса определяется законом убывающей предельной полезности.

Спрос зависит не только от цены, но и от ряда других факторов (неценовые факторы):

1) от вкусов и предпочтений потребителей;

2) от числа потребителей на рынке;

3) от денежных доходов потребителей;

4) от цены на сопряженные товары;

5) от потребительских ожиданий относительно будущих цен и будущих доходов.

Эти факторы влияют как на спрос, так и на цены. Графически это изображается через сдвиг кривой спроса.

Когда речь идет о неценовых факторах, то речь идет об изменении в спросе.

       
  вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru
    вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru
 

C A B

вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru Pconst

D2

D

вопрос 2. спрос. закон спроса - student2.ru D1

Qc Qa Qb Q

Вопрос 3. Эластичность.

Показатель эластичности характеризует изменение зависимой величины в процентах при изменении независимой величины на 1%.

Категория ценовой эластичности спроса конкретизирует закон спроса, давая количественную оценку степени реакции потребителей на изменение цены товара.

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1%

QA = f (PA)

       
 
DQAA
 
PA QA

EQA (PA)= ´ или

       
 
QA2 - QA1 PA2 – PA1
 
PA1 + PA2 QA1 + QA2  

EQA (PA) = ´

Где Q – количество товара

P - цена товара

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на один товар (А) при изменении цены другого товара (В) на 1%.

D QA DPB
PB QA
QA = f (PВ)

EQA (PB)= ´ или

       
 
QA2 - QA1 PB2 – PB1
 
PB1 + PB2 QA1 + QA2  

EQA (PB) = ´

Классификация товаров по значению коэффициента перекрёстной эластичности спроса по цене:

- взаимозаменяемые товары (Е > о), объем спроса на которые и цена других товаров прямо пропорциональны. (Если повышается цена на сливочное масло, то семья покупает меньше масла и переходит на относительно дешевый маргарин);

- взаимодополняемые товары (Е < о), объем спроса на которые и цена других товаров обратно пропорциональны. (Если повышается цена на автомобили, то одновременно уменьшается спрос на бензин);

- независимые товары (Е = о), объем спроса на которые и цены другого товара не связаны друг с другом. (Растущие цены на мужские костюмы не оказывает никакого влияния на количество покупаемых спичек).

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Наличие на рынке товаров – заменителей.

2. Разнообразие возможностей и направлений использования данного товара.

3. Доля расходов потребителя на тот или иной товар.

4. Специфика рынков.

5. Период времени, прошедший с момента изменения цены.

6. Степень срочности приобретения данного товара.

Коэффициент эластичности спроса по доходу.

Показывает на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1%.

QA = f (I)

               
 
DQA DI
   
I QA
 
QA2 – QA1 I2 – I1
 
I1 + I2 QA1+ QA2
 

EQA (I) = ´ или ´

Где I – доход потребителя.

Классификация товаров по значению коэффициента эластичности спроса по доходу:

- товар «низшего качества» (Е < о), объем спроса на который и доход обратно пропорциональны;

- «Нормальный» товар (Е > о), объем спроса на который и доход прямо пропорциональны.

Среди «нормальных» товаров выделяют:

· товар первой необходимости, на который темп роста спроса меньше темпа роста дохода;

· предмет роскоши, на который темп роста спроса больше темпа роста дохода,

· товары «второй необходимости», на которые темпы роста спроса прямо пропорциональны изменению дохода.

Эластичность предложения.

Анализ реакции объема предложения на изменение цены осуществляется с использованием коэффициента эластичности предложения по цене.

Коэффициент прямой эластичности по цене.

Показывает на сколько процентов изменится объем предложенного блага, если его цена изменится на 1%.

Коэффициент перекрестной эластичности предложения по цене.

Показывает на сколько процентов изменится объем предложения одного блага при изменении цены другого блага на 1%.

Наши рекомендации