Факторы производства. Доход и издержки фирмы.
Экономические ресурсы (Факторы производства) включают четыре группы:
Природные ресурсы: земля; полезные ископаемые; водные ресурсы.
Природный фактор производства демонстрирует влияние природных условий на производственные процессы, использование в производстве природных источников сырья и энергии, полезных ископаемых, земельных и водных ресурсов, воздушного бассейна, природной флоры и фауны.
При всей важности, значимости природного фактора применительно к производству он выступает в роли более пассивного фактора, чем труд и капитал. По϶тому в ряде факторных моделей природный фактор как таковой зачастую не фигурирует в явной форме, что нисколько не уменьшает его значимости для производства.
Инвестиционные ресурсы (капитал): здания; сооружения; оборудование.
Капитал как производственный фактор может выступать в разных видах, формах и по-разному же измеряться. Физический капитал представлен в виде основного капитала (основных средств производства), но правомерно присоединять к нему и оборотный капитал (оборотные средства), который также играет роль фактора производства как ключевой материальный ресурс и источник производственной деятельности.
Трудовые ресурсы: труд — совокупность всех физических и умственных способностей людей используемых при процессе производства, за исключением предпринимательской способности, которая включается в отдельную категорию. Трудовой фактор представлен в процессе производства трудом занятых в нем работников.
Предпринимательский талант.Предпринимательская способность — умение организовать производство, принимать решения по управлению бизнесом; быть новатором. Предприниматель реализует четыре важные функции:
· Берет на себя инициативу по рациональному соединению ресурсов в единый процесс производства товаров и услуг
· Выполняет задачу принятия основных решений по ведению бизнеса
· Является новатором, то есть вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, производственные технологии и формы организации бизнеса
· Рискует не только ϲʙᴏим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами
В условиях рыночной экономики экономические ресурсы приносят ϲʙоим владельцам доход в виде ренты (земля) и процента (капитал). Доход, тех кто предлагает ϲʙой труд называется заработной платой, а предпринимательский доход называется прибылью.
Назовем еще один значимый производственный фактор. Обобщенно его именуют научно-техническим уровнем производства. По ϲʙоей экономической сущности научно-технический (технико-технологический) уровень выражает степень технического и технологического совершенства производства.
Производство и сбыт любого товара требуют определенных издержек (затрат): на сырье, топливо, энергию, рабочую силу, на покрытие транспортных расходов и т. д. Все расходы предприятия на приобретение необходимых ему материалов и услуг представляют собой издержки производства. Часть из них предприятие может использовать как бы бесплатно. Поэтому экономисты различают явные и неявные издержки. Явные (внешние) издержки – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны (поставки материалов, ремонтные работы и т. д.). Неявные (внутренние) издержки – это издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных (внутренних) ресурсов. В отличие от явных эти издержки не оплачиваются. Издержки предприятия можно классифицировать не только на явные и неявные, но и на постоянные и переменные. Постоянные издержки – это затраты на производство, величина которых не изменяется с ростом объема выпускаемой продукции (оплата бухгалтеров предприятия, арендные платежи, амортизационные отчисления). Переменные издержки представляют собой затраты, величина которых изменяется в зависимости от объема производства (расходы на материалы, сырье, транспортные услуги). Сумму постоянных и переменных издержек называют общими (или совокупными) издержками. Отношение изменения общих издержек к изменению объема произведенной продукции называют предельными издержками.
Предельный доход представляет собой дополнительный доход от реализации еще одной единицы продукции. Совокупный доход равняется произведению цены продукции на его объем. Средний доход равен общему доходу, деленному на количество единиц проданного блага. При условии, что товары продаются по одинаковым ценам, он равен рыночной цене этого блага (в условиях совершенной конкуренции). Следующий способ классификации издержек основан на учете временных рамок. Различают издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочный период – это период времени слишком короткий, чтобы предприятие могло изменить свои производственные мощности, т. е. размеры предприятия. Долгосрочный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы фирма могла изменить количество используемых ресурсов, в том числе и размеры предприятия.
Для оптимизации производства используют следующие методы:
1. Метод сопоставления валовых показателей. Организация, как правило, стремится получить максимальную прибыль. При прочих равных условиях наибольшее влияние на максимизацию прибыли оказывают объем производства (реализации) продукции и цена выпускаемого товара. Его использование предполагает ряд допущений: 1) предприятие производит и реализует только один товар; 2) целью предприятия является максимизация прибыли в рассматриваемый период; 3) оптимизируются только цена и объем производства. Суть действия этого метода, когда производитель не оказывает никакого влияния на формирование цены, сводится к определению количества товара, которое он может предложить покупателям по сложившейся на рынке цене.
2. Метод сопоставления предельных показателей. При оптимизации объемов производства с помощью этого метода используются понятия «предельные издержки» и «предельная прибыль». Предельные издержки – средняя величина издержек прироста (сокращения) на единицу продукции, возникшая как следствие изменения объемов производства (реализации) продукции более чем на одну единицу. Предельная прибыль – средняя величина прироста (сокращения) прибыли на единицу продукции, возникшая вследствие изменения объемов производства продукции более чем на одну единицу.
Трансакционные издержки делятся на две группы: 1) издержки ex ante (возникающие до совершения сделки купли-продажи): а) издержки поиска информации о необходимом товаре; б) издержки ведения переговоров о сделке; в) издержки измерения качества товара; г) издержки заключения контракта; 2) издержки ex post (возникают после совершения сделки): а) издержки предупреждения оппортунизма (например, в случае, когда хозяин квартиры пытается изменить условия аренды); б) издержки спецификации и защиты прав собственности (например, хозяин предъявляет претензии по содержанию арендованного оборудования или пытается досрочно расторгнуть договор об аренде); в) издержки защиты от третьих лиц (например, государства или организованной преступности).
Используя ресурсы на производство и реализацию продукции, предприниматель получает доход. Валовой доход – это доход, который определяется как разность между суммой выручки от реализации продукции и материальными затратами на ее производство. Валовой доход характеризует результат не только производственной, но и всей хозяйственной деятельности предприятия. Он образует материальную базу для согласования экономических интересов общества, трудового коллектива и отдельных работников. Валовой доход представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия. Главное из них: чистый продукт – это произведенная вновь созданная стоимость, а валовой доход – реализованная. Чистый доход предприятия – это разница между ценой, по которой предприятие реализует свою продукцию, и ее себестоимостью. Различие между валовым и чистым доходом состоит в том, что первый включает в свой состав оплату труда, а второй – нет. Основной формой чистого дохода является прибыль. Доход предприятия состоит из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов: 1) выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, которые зачислены на банковский счет фирмы за отгруженную продукцию и иные материальные ценности; 2) внереализационные доходы – это денежные суммы, получение которых не связано непосредственно с основной производственной деятельностью фирмы (полученные штрафы, пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств банка, доходы от ценных бумаг и т. п.). Сопоставляя полученную предприятием прибыль с издержками или ценой продукции, можно определить рентабельность производства, т. е. степень его доходности (прибыльности). Для этого рассчитывают так называемую норму прибыли – процентное отношение суммы прибыли к затратам или цене.
Чаще всего используют 3 показателя нормы прибыли:
1) норма прибыли в издержках – обычно применяется к отдельным видам продукции и позволяет, например, сравнить прибыльность выпуска двух разных изделий;
2) норма прибыли в цене – также используется для отдельных видов продукции, например, для анализа изменений рентабельности производства одного и того же изделия по мере наращивания его выпуска;
3) норма прибыли в капитале (норма общей рентабельности), позволяющая сравнивать эффективность работы, например, двух предприятий.
Уровень рентабельности определяется как отношение полученной предприятием прибыли к сумме основных и оборотных фондов или к полным издержкам производства.
Пути повышения рентабельности предприятия следующие:
1) обновление основных фондов;
2) рост производительности труда;
3) экономия сырья и материалов;
4) повышение качества продукции;
5) ликвидация нерациональных перевозок;
6) улучшение работы транспорта;
7) систематическое снижение издержек производства.
Существуют следующие основные направления снижения издержек:
1) использование достижений НТП;
2) совершенствование организации производства и труда;
3) государственное регулирование экономических процессов.