Глава 2. опыт формирования имиджа больших городов
Российская практика
Москва.
Взаимосвязь образов Москвы и государства в целом не только существует на уровне стереотипа в сознании россиян, но и является для большей части из них действительно важной. В частности, около половины россиян (51,6%) считают, что образ столицы очень важен для формирования и поддержания образа сильного, процветающего государства. Еще 29,7% респондентов полагают, что образ столицы скорее важен для образа государства, чем нет. Ни да, ни нет, - ответили 5,6% опрошенных. Скорее не важным считают образ столицы только 6,7 % россиян, а совсем не важным – 3,4%. Затруднились с ответом 3% граждан.
Одновременно 75,4% россиян полагают, что Москва в качестве столицы Российской Федерации способна достойно представлять Россию в мире, что также развенчивает миф о весьма негативном отношении к Москве в российской провинции. По-другому считают лишь 14,1% опрошенных. 10,5% респондентов затруднились дать ответ на этот вопрос.
Образ столицы состоит из множества штрихов, подчас парадоксально взаимоисключающих. Интересной исследовательской задачей здесь является изучение их совокупности и рассмотрение важнейших из них по отдельности в общем контексте.
Основными составляющими имиджа Москвы оказались в первую очередь благополучие граждан (66,9%), гарантия личной безопасности (66,5%) и чистота на столичных улицах (58,7%). Далее следуют хорошее состояние экологии (46,9%) и низкий уровень коррупции и преступности (44,9%). Примерно одинаково значимы для россиян богатая культурная жизнь (30,5%) и сохранение городских достопримечательностей (30,1%). Несколько меньшее значение имеют: большое количество зеленых насаждений (24,8%), современные постройки (23,5%), а также респектабельное столичное руководство (20,4%). Также имеют значение такие факторы, как возможности для проведения спортивных мероприятий (14,6%), наличие удобной современной инфраструктуры (14,5%), обеспечение эффективной работы и безопасности бизнеса (12,1%), возможности для привлечения иностранных туристов (10,3%), возможность отдыха в ночных клубах, ресторанах, казино (7,3%).
Таким образом, имидж столицы россиянами воспринимается преимущественно через гарантии личного благополучия и безопасности граждан – т.е. субъективно. Этот феномен не является исключительной тенденцией для восприятия Москвы, но общей характеристикой современного российского массового сознания, например - ключевым требованием к политическим лидерам. Именно поэтому и позитивный имидж столицы в первую очередь связывается общественным мнением с заботой о благополучии и безопасности граждан. Обращает на себя внимание и то, что достаточно неважными для восприятия желаемого образа столицы оказались такие объективные, ключевые для жизнедеятельности города, характеристики, как наличие удобной современной инфраструктуры, обеспечение эффективной работы и безопасности бизнеса, а также респектабельность руководства.
Как показывают данные этого и других исследований, важную составляющую в имидже столицы традиционно составляет культурная жизнь. В комплексе различных характеристик столичного имиджа она оказывается чуть менее значимой для россиян, чем личное благополучие и безопасность граждан, коррупция и преступность, а также чистота и хорошая экологическая ситуация, однако, она более важна, чем, к примеру, современность построек, респектабельность руководства или рекреационные ресурсы. По мнению 44,5% жителей РФ - Москва полностью соответствует критерию наличия в столице богатой культурной жизни. Еще 27,2% граждан считают, что российская столица скорее соответствует данному критерию. Это достаточно высокий результат, характеризующий имидж Москвы в глазах соотечественников как столицы культурной жизни страны. Ни да, ни нет, - ответили 9,8% респондентов. Полностью или частично считают Москву не соответствующей критерию богатой культурной жизни только 8,1% граждан. Затруднились с ответом 10,3% опрошенных.
Что касается должного для столицы сохранения городских достопримечательностей, полностью соответствует данному критерию Москва, по мнению 32,4% респондентов, а скорее соответствует – по мнению 37%. Это также очень хороший показатель, подтверждающий, что, по мнению россиян, московские власти активно заботятся о должном сохранении памятников культуры в столице. Ни да, ни нет, - сказали 11,4% граждан. Скорее и полностью не соответствует наша столица ожидаемому уровню сохранения городских достопримечательностей только, по мнению 7,7% опрошенных. 11,5% респондентов затруднились с ответом. Таким образом, постоянно развивая позитивные характеристики имиджа Москвы как столицы культурной жизни России, бережно хранящей достопримечательности, можно еще более улучшить восприятие россиянами города. Эти характеристики также могут стать, основными удачными отличительными чертами образа Москвы, постепенно вытесняя негативные характеристики и подчеркивая своеобразие столицы России, как в глазах россиян, так и иностранных граждан.
Что касается современной и удобной городской инфраструктуры, то, по мнению 14,1% Москва полностью удовлетворяет всем необходимым требованиям. 31,6% респондентов считают, что российская столица скорее удовлетворяет условиям удобства и современности инфраструктуры. Ни да, ни нет, - позиция 17,2% респондентов. Скорее или полностью не соответствует Москва критерию удобства и современности инфраструктуры, по мнению 9,9% участников опроса. Затруднились с оценкой критерия более четверти россиян – 27,1%. В целом, данный показатель также позитивен, а большое число затруднившихся с ответом, как и в случае с обеспечением эффективной работы и безопасности бизнеса, скорее всего, связано с недостаточной осведомленностью россиян о том, что именно включает в себя понятие "современная городская инфраструктура".
Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург - город с трехсотлетней историей. Несколько столетий - возраст для города небольшой. Однако за три века стремительного роста и развития, совершая неожиданные повороты и выбирая свой собственный путь, Санкт-Петербург сформировался как "вечный город", неповторимый по своей красоте и внутренней гармонии. Санкт-Петербург - город уникальный в русской истории, неуловимый и непостижимый. Более двух веков он был блистательной столицей великой Российской империи, и сейчас сохраняет статус культурного и духовного центра страны. Он не похож ни на один другой в мире по вполне объективным историческим и географическим причинам. Вот только пять примет, из которых складывается его облик:
Санкт-Петербург - самый молодой из больших европейских городов. Нет места в мире, где бы было столько сохранившейся архитектуры неоклассики, эклектики, модерна, ретроспективизма. Исторический центр Петербурга и дворцово-парковые ансамбли пригородов внесены ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.
Санкт-Петербург - самый северный из крупных городов мира и самый крупный из северных городов: 60-я параллель, на которой он стоит, проходит через Гренландию, Аляску (город Анкоридж), Магадан и столицу Норвегии Осло. Поэтому один из главных туристических манков здесь - белые ночи, удивительное время с мая по июль, когда даже в полночь на улице довольно светло и город почти не спит.
Санкт-Петербург - чемпион Европы по мостам, вице-чемпион по каналам и островам. Здесь, если считать вместе с пригородами, 64 реки и 48 каналов, 170 километров набережных, порядка 100 островов, 800 мостов.
Санкт-Петербург - самый большой нестоличный город Европы. С начала XIX века он оставался четвертым по численности населения европейским городом, то превосходя Берлин, Вену, Неаполь и Москву, то отставая от них, и всегда уступая Парижу и Лондону. В общем зачете четвертый он и теперь: Париж - 9,5 млн человек, Москва - 9,3 млн, Лондон - 7,6 млн, Петербург - 4,7 млн.
За XX век город три раза поменял свое название - вещь неслыханная: до 1914 года - Санкт-Петербург, до 1924-го - Петроград, до 1991-го - Ленинград, и с тех пор снова Санкт-Петербург.
Северная Венеция, Культурная столица России, Санкт-Петербург, как много эпитетов можно дать этому городу на Неве.
А это все относится к формированию имиджа. Фундамент имиджа Санкт-Петербурга начал закладываться еще вначале XVIII. Петр I - первый русский император, великий реформатор, задумал построить город, который не уступал по своей архитектуре и статусу с европейскими городами и столицами.
Санкт-Петербург сохранил и по сей день имидж «окна в Европу».
Его удивительная архитектура, и особенность расположения позволили Санкт-Петербургу стать центром туристического бизнеса. Чательная проработка имиджа региона и его поддержания позволяет городу привлекать большее количество инвестиций. На сегодня Санкт-Петербург является большим культурным, экономическим, политическим центром России.
Имидж самого европейского и самого демократического города позволяет привлекать не только отечественного инвестора, но так же в город вкладывается большее количество денежных средств из-за границы.
Такой имидж складывался достаточно долго и сложно. Создание имиджа Санкт-Петербурга проходило по чательно разработанной системе маркетинга, PR и брендинга.
Северная столица России - современный динамичный город, где происходит множество интересных событий. На официальном сайте городской администрации в информации для гостей города и инвесторов в первую очередь отмечается именно то, что исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что Санкт-Петербург – «крупнейший центр мировой и российской культуры, известный своими великолепными архитектурными ансамблями, дворцами, музеями», что уникальная архитектура города составляет «всемирную славу Санкт-Петербурга», и что именно поэтому он является одним из наиболее привлекательных туристских центров мира.
Для того чтобы сохранить и постоянно поддерживать имидж Санкт-Петербурга как культурной столицы, тратится очень много средств: как материальных, так и моральных, и материальных.
Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года включает в себя формулировку главной цели социально-культурного развития Санкт-Петербурга, систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики Санкт-Петербурга, важнейшие направления и средства реализации указанных целей, прогноз основных параметров социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также целевые ориентиры по показателям качества жизни населения в Санкт-Петербурге.
Имидж Санкт-Петербурга в 2025 году:
1) Чистый и безопасный город.
2) Город науки, культуры и образования.
3) Крупный центр инноваций и высокотехнологичных производств.
4) Открытый город.
Санкт-Петербург - город федерального значения, центр Северо-Западного федерального округа (сюда перенесены отдельные федеральные органы государственной власти).
Санкт-Петербург - центр проведения международных мероприятий, конгрессов, саммитов. В Санкт-Петербурге размещены штаб-квартиры международных организаций и офисы транснациональных корпораций и финансовых структур, широко представлены международные организации. В Санкт-Петербурге аккредитовано большое количество консульских учреждений и представительств субъектов Российской Федерации, работают отделения международных культурных институтов. Расширению экономического сотрудничества содействуют представленные в Санкт-Петербурге торгово-промышленные палаты и бизнес-центры зарубежных стран.
Санкт-Петербург имеет высокий авторитет в региональных международных и российских организациях, влияет на принятие решений в федеральных органах Российской Федерации. Санкт-Петербург играет определяющую роль в международной системе распределения труда.
Основными партнерами Санкт-Петербурга в Российской Федерации являются Москва и города Северо-Западного федерального округа; за рубежом - Финляндия, Швеция, Германия, другие страны Балтийского региона. Укрепляются связи с азиатскими мегаполисами. С городами и регионами-партнерами налажены постоянные культурные и экономические связи. Во многих зарубежных странах работают информационные деловые центры Санкт-Петербурга. Представители Санкт-Петербурга участвуют в работе международных региональных, европейских, всемирных организаций.
Зарубежная практика
Амстердам — столица и крупнейший город Нидерландов. Расположен в провинции Северная Голландия на западе страны в устье рек Амстел и Эй. Амстердам соединён с Северным морем каналом.
По состоянию на 31 мая 2009 года население муниципалитета Амстердам составляло 761395 жителей, вместе с пригородами (городской округ) — 2,2 млн жителей. Амстердам является частью агломерации Рандстад, которая является 6-й по величине в Европе.
Название города произошло от двух слов: Амстел и дам. Амстел — название реки, на которой расположен город, а дам обозначает в переводе «дамба». В XII веке это была небольшая рыбачья деревня, но во времена Золотого века Нидерландов Амстердам стал одним из наиболее значимых портов мира и крупным торговым центром.
Город является местом концентрации различных культур - в апреле 2009 года здесь проживали представители 177 национальностей.
Амстердам также является финансовой и культурной столицей Нидерландов. Здесь расположились офисы 7 из 500 наиболее крупных мировых компаний, например, Филипс и ING. Также в центре города расположена старейшая в мире фондовая биржа.
Множество достопримечательностей, таких как Рейксмюсеум,Музей Винсента Ван Гога, Эрмитаж на Амстеле, Квартал красных фонарей, ежегодно привлекает в город около 4,2 миллиона туристов.
Облик Амстердама сохранил много черт, приоберетенных им в 17 веке, Золотом для Нидерландов. Тогда были построены полукруглые концентрические каналы, которые окружили старый центр города. Сегодня Амстердам - это международный деловой центр, где новое и старое удачно сосуществуют. Амстердам — музеи: Ван Гога, Рембранта, Исторический музей Амстердама, знаменитый Риксмузеум, расположившийся в красивейшем здании XIX века. Музей тропиков, алмазная фабрика, королевский дворец и Музей восковых фигур Мадам Тюссо.
Особая гордость Амстердама - симфонический оркестр мирового уровня. Амстердам очень быстро очаровывает своих посетителей. По ночам многие из более чем 1200 мостов столицы освещены крошечными огоньками, что придает им сказочный вид. А в туманное утро можно наблюдать, как город медленно проявляется сквозь рассеянную дымку, открывая свои сокровища. Старые изогнутые здания, мощеные улицы, усаженные деревьями каналы и великолепные парки тоже вносят свой вклад в особую атмосферу города. Столица Нидерландов, Амстердам, лежит на берегах залива Эй и реки Амстель. Возникшее в конце 12 века маленькое рыбацкое поселение разрослось и превратилось в самый крупный город страны, её финансовый и культурный центр. Население Амстердама достигает полутора миллиона человек, учитывая пригороды. Хотя Амстердам и является столицей Нидерландов, столицей провинции, где он находится, является другой город Голландии – Харлем. А правительство страны располагается в Гааге. Беззаботный и либеральный Амстердам никогда полностью не терял свою репутацию пристанища хиппи, хотя экономика города уже давно опровергает это клише. Удивительно, что многие до сих пор считают Амстердам городом, застывшим во временах свободной любви, свободных наркотиков и прочих свободных удовольствий, ведь безрассудное легендарное время 60-х и 70-х постепенно уступает место реалиям нового тысячелетия. Прогулка по преуспевающим деловым пригородам может наглядно продемонстрировать новые приоритеты. Городские власти усердно потрудились над преобразованием Амстердама в международный деловой центр, и их усилия имели успех. Множество иностранных компаний стремятся обосновать здесь свои головные офисы и использовать преимущество центрального положения Амстердама в Европейском союзе.
В целом, столица Нидерландов представляет собой осторожную смесь старого и нового: здесь над карнизами 17 века нависают радикальные художественные сооружения скваттеров, БМВ уступают дорогу велосипедистам, а крепкое пиво, произведённое монахами, продаётся в мерцающих, отражающих свет минималистских кафе. По сравнению с другими городами Европы исторический центр Амстердама занимает самое большое пространство. Его становление относится преимущественно к 17му веку, Золотому Веку в истории Голландии, именно здесь происходили основные события. В то время вокруг старого городского центра был проведён целый ряд концентрических полукруглых каналов, определяющих облик города по сей день. Вдоль каналов расположилось много прекрасных домов и особняков, большинство из них – жилые дома, прочие отведены под общественные здания и офисы. Некоторые узкие кирпичные дома постепенно затопляются, так как они построены на сваях, уходящих в болотистую почву.
Амстердам очень быстро очаровывает своих посетителей. По ночам многие из более чем 1200 мостов столицы освещены крошечными огоньками, что придает им сказочный вид. А в туманное утро можно наблюдать, как город медленно проявляется сквозь рассеянную дымку, открывая свои сокровища.
Старые изогнутые здания, мощеные улицы, усаженные деревьями каналы и великолепные парки, тоже вносят свой вклад в особую атмосферу города. Столица Нидерландов примечательна не только своим стилем, но и содержанием: здесь расположено много значительных музеев, среди которых Рейксмюсеум, музей Ван Гога, музей Стеделик, Дом-музей Рембрандта, Дом Анны Франк; город славится также и собственным симфоническим оркестром мирового класса. И, конечно же, либеральный Амстердам привлекает знаменитым районом Красных фонарей.
Париж— столица Франции, важнейший экономический и культурный центр страны, расположенный в северной части центральной Франции, в регионе Иль-де-Франс на берегах реки Сены. Кроме того Париж имеет большое международное значение — здесь находятся штаб-квартиры ЮНЕСКО, ОЭСР и Международной торговой палаты.
Внешний вид современного города был задан в середине XIX века в результате грандиозной перестройки. Многие века до этого он представлял собой лабиринт узких улиц и деревянных домов. В 1852 году по плану усовершенствования города, задуманному бароном Османом, были разрушены целые кварталы ветхих построек, а на их месте появились широкие проспекты и выстроенные в единую линию каменные здания в неоклассическом стиле, столь характерные для новой эпохи буржуа. Принципы градоустройства времён Наполеона III и сейчас не потеряли своей актуальности: высота и размеры зданий подчиняются единому закону равномерности, и с середины XIX в. было сделано всего лишь несколько исключений из правил. Благодаря этому Париж остается «плоским».
В последние десятилетия в Париже произошло значительное сокращение крупных традиционных промышленных производств (машиностроение, автомобильная промышленность, химические производства и др.). Это привело к изменению структуры занятости в городе. за последние 10 лет число занятых в традиционных отраслях промышленности сократилось на 35 %, а в целом по округу Иль-де- Франс - на 21 %. Острая проблема трудоустройства людей, высвободившихся из сферы промышленного производства в основном решалась за счет сектора МСП, особенно путем развития сферы обслуживания, которая в Париже за этот же период выросла на 22%, а в округе Иль-де-Франс - на 14%. При стабильном развитии экономики во Франции, за последние годы в Париже сложилось относительно устойчивое соотношение занятости в основных видах деятельности.
В течении последних двух лет, активная политика в отношении развития МСП как в самом округе Иль-де-Франс, так и в Париже позволили сохранить лидирующее положение среди регионов Франции по уровню социально-экономического развития. Так округ Иль-де-Франс (включая Париж) представляя только 2% территории и 19% населения страны, к началу 2009 г. достиг высших показателей в стране по концентрации предприятий и по уровню развития предпринимательства.
Структура предприятий во Франции, Муниципальные органы Парижа и местные власти округа Иль-де-Франс в содружестве с территориальными агентствами по поддержке предпринимательства проводят кампанию по широкому информированию потенциальных партнеров о благоприятных для развития бизнеса особенностях данной территории (об имеющихся предприятиях, транспорте, возможностях инфраструктуры, перспективах развития, стоимости недвижимости, уровне арендной платы, предлагаемых местными властями преимуществах и т.д.). Это способствует привлечению инвестиций и позволяет активизировать предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что эффективное социально-экономическое развитие округа Иль-де-Франс в значительной мере было стимулировано и тем, что ядром этого округа является Париж.
Будучи древнейшим центром социальных, культурных, экономических и политических связей Франции и Европы, Париж в последние десятилетия приобрёл и мировое значение, что способствовало привлечению иностранных инвестиций в этот регион.
Разработка стратегии социально-экономического развития Парижа, образованной им метрополии и региона в целом осуществляется Региональным Советом округа Иль де Франс и органами местного управления. на высшем региональном и общегородском уровне управления основное внимание при планировании уделяется охране окружающей среды, развитию инфраструктуры и образованию. На низших уровнях территориального управления (департаменты, районы, коммуны) превалируют экономические интересы, проявляющиеся в привлечении, удержании и развитии различных видов предпринимательской деятельности. При этом в процессе разработки и реализации Генеральной программы развития города и округа, происходит постоянная конкуренция интересов, способствующая поиску компромиссных решений. Особенностью социально-экономического развития Большого Парижа является связь стратегии развития города и прилегающих территорий. Генеральная программа развития округа Иль де Франс и Парижа предусматривает перемещение крупных промышленных предприятий на периферию. Этому способствует дифференцирование по территории налогообложения, ренты, арендной платы, налогов на плотность и характер застройки, требований строительного законодательства, условий землеотвода, санитарных и других норм. В 1994 г. была разработана Генеральная программа развития округа Иль де Франс и Парижа до 2015 г., которая носит концептуальный характер, допускающий принятие инициативных решений на местном уровне при реализации конкретных планов. Основными элементами стратегии этой программы, является ограничение чрезмерного разрастания Парижа. Эта программа предусматривает: акцент на роль города мирового и европейского значения с укреплением таких сильных сторон Парижа, как туризм, культура и экономика; придание особого значения новым “полюсам” деятельности, включающим реконструкцию и преобразование бывших крупных промышленных зон; совершенствование инфраструктуры города и улучшение транспортного сообщения с определенными районами. Стратегия в области экономики проявляется в том, что за последние годы национальное правительство ввело ряд законодательных, административных и организационных мер, направленных на содействие развитию МСП. Основной целью этих мер является создание новых рабочих мест, внедрение новых технологий, расширение экспортных возможностей для местных производителей, оздоровление социально-экономических условий в депрессивных районах. Для достижения этих целей национальное правительство активно проводит политику снижения административного давления и уменьшения издержек производства, что способствует ускорению создания новых предприятий и оказанию более серьезной финансовой поддержки для стимулирования роста и развития МСП. Считается, что национальное правительство должно отвечать за создание условий, благоприятных для роста и развития бизнеса, а не за выбор секторов экономики, которым следует оказывать поддержку. В ряду важнейших инициатив по поддержке и развитию МСП, реализованных на национальном уровне и активно продвигаемых муниципальными органами Парижа, можно указать на следующие: обеспечение большей правовой защиты владельцев-единоличников и устранение неравенства между ними и компаниями с ограниченной ответственностью, а также упрощены требования по организации единоличного предприятия, по ведению и предоставлению финансовой отчетности; снижение суммы взносов в фонд государственного и социального страхования, а также введение налоговых льгот для новых работников; децентрализация и реформирование системы профессиональной подготовки для обеспечения соответствия местным потребностям и с целью привлечения к этой деятельности малых предприятий. В 1994 г. был образован Национальный Фонд развития предпринимательства, который оказывает поддержку МСП путем: предоставления ссуд новым предприятиям и предприятиям, участвующим в слиянии компаний; гарантирования ссуд и предоставления гарантий инвесторам венчурного капитала. Министерство промышленности оказывает прямую поддержку МСП с акцентом на введение новых технологий и помощь в адаптации к новым условиям рынка. С участием этого министерства создаются специализированные фонды поддержки МСП, которые предоставляют финансирование для образования основного капитала вновь созываемых МП, а также финансирует использование консультантов для развития коммерческих идей. Кроме того министерством образован Гарантийный фонд Кредитования с капиталом $387 млн. Была создана Комиссия COSIFORM, которая занимается вопросами сокращения административной нагрузки на малые предприятия и стремится оказать соответствующее влияние на правительство. Эффективность экономической и технической поддержки МСП в Париже обеспечивается тесным взаимодействием национальных и местных органов власти, направленных на решение социально-экономических проблем путём широкого вовлечения предпринимателей в реализацию Генеральная программа развития округа Иль де Франс и Парижа.
Заключение
Имидж города свидетельствует о его экономической силе, мощи, богатстве, уровне развития культуры. Имидж является совокупным показателем авторитета государства и успешности действий на международной арене, оценкой мнения зарубежной общественности о стране.
Процесс формирования международного имиджа города зависит от множества факторов - успешности проведения внешней политики, особенностей проведения внутренней политики, эффективности экономики, особенностей ментальности общества, и проч. Как выяснилось, развитие и образ отдельного города оказывает большое влияние на политический имидж страны.
Имидж города – это совокупность или система базовых обобщенных представлений об определенной территории, создаваемая, представляемая и транслируемая преимущественно с помощью СМИ в конкретных политических, социокультурных, экономических целях. Имидж города, как правило, является частью географического образа. В самом простом виде географический образ – система знаков, символов, стереотипов, архетипов, мифов, характеризующих определенную территорию.
При создании имиджа города могут использоваться те же представления (знаки, символы, мифы и т.д.), что и при разработке географического образа.
Таким образом, бренд города есть то, с чем ассоциируется город у обычного человека (потенциального туриста, инвестора или жителя данного города) – даже того, кто не видел его сам, но имеет представление о характере места по рассказам, публикациям, слухам и проч. При отсутствии какого-либо представления о городе у человека, последний никогда не выберет его в качестве места для отдыха, постоянного жительства – либо места вложения денег. Именно с целью того, чтобы привлечь туристов, новых жителей и инвесторов специалисты в области PR и бренд-менеджмента конструируют политику направленного воздействия на адресные группы по формированию у них определенного мнения (представление, имеющее эмоциональное оформление) по поводу той или иной территории. Ключевым инструментом в достижении данной цели является формирование и продвижение бренда города.
Список литературы
1. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники. — М.: ОМЕГА-Л, 2010.
2. Глазычев В. JI. Урбанистика. — М. : Изд. «Европа», 2008.
3. Глазычев В. JI. Политическая экономия города: учеб. пособие. — М.: Издательство «Дело» АНХ, 2011.
4. Кузовенкова, Ю.А. Идеальное измерение города: от образа к имиджу / Ю.А.
5. Быков И.А., Организация и проведение кампаний по связям с общественностью. Учебное пособие / СПбГУТ. – СПб, 2013.
6. Сондер Марк., Ивент- менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы./ Вершина, 2010.
7. Алёшина И.В., Киселёв Б.Н. Связи с общественностью. Программа дисциплины. М.: ГАУ, 2010.
8. Быков И.А., Организация и проведение кампаний по связям с общественностью. Учебное пособие / СПбГУТ. – СПб, 2013.
9. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г.Г. Почепцов. – М. : Рефл-бук; Киев : Ваклер, 2011.
10. Катлип С. Сентер А.. Брум Г. Паблик рилейшнз: Теория и практика. М.; СПб.; Киев, 2015.
11. Тульчинский, Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность / Г.Л. Тульчинский./ СПб. : Алетейя; СПб ГУКИ, 2011.
12. Чумиков, Бочаров., Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры./ Высшее образование, 2010.
13. Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология: Учеб. пособие./ СПб.: Роза мира, 2014.
14. Горкина М. PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR / М. Горкина, А. Мамонтов, И. Манн. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2010.
15. Ф. Котлер, К. Астплунд . Маркетинг мест. Стокгольмская школа экономики, 2010.
16. Андреева Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева – М.: 2012
17. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований / Г.С. Батыгин – М.: 2011
18. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании / В.И. Волович – М.: Киев. 2010.
19. Глазычев, В.Л. Городская среда Технология развития: настольная книга академии городской среды. - М.: Ладья, 2014.
20. Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований / В.Г. Гречихин – М.: 2012.
21. Девятко И.Ф. Социологические индексы и шкалы / И.Ф. Девятко – М.:2011.
22. Лаборатория рекламы, маркетинга и PR №4 (65), 2010.
23. Ф.Котлер, Кристер Асплунд и др:”Маркетинг мест, 2010.
24. http://www.advertiser-school.ru/pr-theory/pr_special_events.html
25. http://eventmarket.ru
26. http://www.advlab.ru/magazine/
27. http://www.prstudent.ru/pr-instrumenty/event-meropriyatiya-kak-instrument-pr-deyatelnosti