Общие требования к структуре и содержанию курсовой работы
Курсовая работа является отчетной формой обучения студентов с элементами самостоятельного научного исследования. В курсовой работе студент должен показать наличие научных знаний по избранной им теме в объеме, установленном программой учебной дисциплины, а также наличие элементарных навыков и умений научного исследования.
Изложение материала в курсовой работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы работы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу.
Текст работы должен демонстрировать:
- знакомство автора с основной литературой вопроса; - умение выделить проблему и определить методы ее решения; - умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов; - владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом; - приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.Курсовая работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованных источников, приложений. Объем курсовой работы, как правило, составляет 25-30 страниц на компьютере. Объем приложений не ограничивается.
Во введении дается общая характеристика курсовой работы: обоснование актуальности выбранной темы, цели, задачи, практическая значимость. Во введении также нужно написать об объекте и предмете исследования, информационной базе. Целесообразно остановиться на методике исследования, указав, какие конкретно применялись методы, как проводилась обработка материала.
Цель – это то, что хотят получить при проведении исследования. Начинать эту часть работы надо конкретными словами: "Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей …", "Цель моего исследования: выявить особенности решения следующих задач …", "Цель исследования заключалась в анализе особенностей управления …".
Проблема – это вопрос, который стоит на границе уже известного и еще неизведанного. Сформулировать проблему – значит выйти на эту границу. Следует употреблять фразы: "Проблема … может ставиться в различных аспектах с опорой на разные исходные принципы", "Проблема … остается одной из сложных, неоднозначно решенных, противоречивых в современной управленческой науке".
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет определяет тему исследования. То есть объект и предмет соотносятся как целое и часть, общее и частное.
Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, то есть это предполагаемое решение проблемы. К научной гипотезе предъявляют требования: 1) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены; 2) она должна быть проверяемой при помощи имеющихся методик. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.
Задачи исследования – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.
Методика исследования отвечает на вопрос о том, как мы получили результат, на примере какой организации, с помощью каких методов, в каких условиях.
Научная новизна – по отношению к курсовой работе это понятие является относительно условным и, скорее, относится к студенту, выбравшему данную тему курсовой; т.е. новая для студента проблема. Следует использовать фразы: "Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем: …", "Научная новизна и теоретическая значимость работы: …"
Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности решения практической задачи, проведения дальнейших научных исследований или для использования в процессе деятельности любой организации.
Объем введения около 2-3 страниц.
Вструктуреосновной частидолжны быть выделены главы.
Первая глава, как правило, носит теоретическо-методологический характер. Здесь можно дать историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы. В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др. Кроме того, в первой главе можно остановиться на тенденциях развития тех или иных процессов, например, формировании новых экономических структур. При этом целесообразно использовать справочные и обзорные таблицы, графики. По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.
Содержание второй и последующих глав носит практический характер. Это самостоятельный экономический, правовой, финансовый и статистический анализ собранного материала.
Вторая глава - аналитическая. Обычно рассматривается конкретное предприятие (или отрасль) - общий обзор, характеристика, если нужно, и специальный анализ (SWOT-анализ, финансовый анализ и т.п.).
Третья глава - проектная. В ней предлагаются мероприятия по улучшению, модернизации, совершенствованию и т.п., с оценкой эффективности этих предложений.
В тексте курсовой работы не обязательно приводить формулы и описывать методы, содержащиеся в специальной литературе. При этом ссылка на использованную литературу обязательна.
Все расчеты, выполненные с применением вычислительной техники, следует вынести в приложение. Объем этой части курсовой работы - 50-60% общего объема.
Заключениедолжно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в курсовой работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Примерный объем заключения 5-10% от общего объема работы. После заключения дается список использованных источников.
Список использованных источников включает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. Система расположения нормативно-правовых актов в списке должна соответствовать системе расположения нормативно-правовых актов федерального значения в Собрании Законодательства Российской Федерации. Прочие нормативно-правовые акты располагаются в соответствии с их иерархической принадлежностью. Специальная научная и учебная литература оформляется в алфавитном порядке.
В описании статей обязательно указываются названия журнала или собрания законодательства, где они опубликованы, год, номер и страница. Список литературы, как правило, включает в себя не менее 10-20 источников.
Приложения помещают после списка использованных нормативно-правовых актов и научной литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» и номер, обозначенный арабской цифрой (без знака №, например: Приложение 1).