Почему необходимо реформирование системы собственности

В условиях административно-командной экономики России существовала деформированная общегосударственная собственность. В результате произошло отчуждение непосредственных работников от средств производства, что привело к низкой производитель­ности труда, экономическому застою. Это поставило на повестку дня вопрос о возрождении частной, индивидуальной и коллектив­ной собственности, формирование, возрождение эффективного собственника, привлечение в производство инвестиций. Основным направлением этого является приватизация преобладающей части государственной собственности, передача ее в частную собст­венность граждан и их коллективов.

Первый этап приватизации. Он проходил с 1992 года до 1994 г. — безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам в виде ваучеров. Ваучеры были не именные. Программа приватизации определяла объекты привати­зации, туда не входили недра, земельные и водные ресурсы, железные дороги, трубопроводы и автомагистрали, объекты особого национального достояния. К объектам немедленной приватизации относились : торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт. Программа предусматривала 4 способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, акционирование, аренда с правом выкупа. В первый этап было вовлечено все население, но отдачу от него получили немногие. Особенностью было то, что не вовлекалась в приватизацию земля. Для ускорения процесса приватизации было решено проводить ее при оценке основного капитала по остаточной стоимости без учета инфляции (за бесценок). Но ваучерная приватизация не обеспечила решение главной задачи — передача собственности в руки собственника, обеспечившего повышение эффективности производства, и обеспечение инвестиций.

Второй, денежный этап приватизации начался с 1994 года, он должен был обеспечить переход собственности, приобретен­ной во время первого этапа, в руки реального ответственного собственника через покупку пакетов акций. Этот этап должен был обеспечить выполнение 3 стратегических задач:

1. сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, чтобы повысить их интерес в долгосрочных инве­стициях.

2. Обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами для их структурной перестройки.

3. Способствовать выполнению фискальных задач (пополнение доходов государства).

Но тем не менее стратегические задачи не были выполнены. Новые собственники с одной стороны не имеют такого капитала, чтобы обеспечить инвестирование, с другой стороны — не хотят, т.к. многие из них конфликтуют с руководителями предприятий (остав­шихся с прошлых времен), которые не смогли приспособиться к новым условиям, часть директоров продолжали разворовывать имущество, прокручивать день на счетах дочерних компаний и т.д. Большинство инвесторов отказываются вкладывать в предпри­ятия деньги пока не смениться руководство.

В 1997 году в государственной собственности осталось лишь 9,3%, в муниципальной — 7,3%, в собственности обществен­ных организаций — 5,2%, в частной —69% всех предприятий. По существу в России были выбраны 3 модели приватизации (но­менклатурная, демократическая, малая). При первом варианте предполагали переход к акционерной форме собственности, при которой в руках государства концентрировалась большая часть акций, а за конкретными госструктурами (фондами госимущества) закре­плялась возможность почти бесконтрольного использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьи лицом. Все это создавало благоприятные условия для сращивания номенклатуры на уровне предприятий (а она зачастую получала существен­ные привилегии в приобретении акций) с государственной и финансовой номенклатурой ("номенклатурная приватизация"). В боль­шинстве случаев приватизация оказалась всего лишь формой для создания акционерных обществ, скрывающих корпоративную систему от­ношений собственности, когда госбюджет, банки и администрация предприятий фактически стали безраздельными хозяевами бывшей гос­собственности. Трудовой коллектив если и получал в свои руки определенную долю акций, то они либо являлись "безголосыми" либо прикрывали бесправие трудового коллектива, ибо за формой коллективного владения акциями не скрывалось реального эко­номического содержания - коллективного присвоения и распоряжения средствами производства. Малая приватизация, где основная часть предприятий должна была продаваться по конкурсу или на аукционе, образуя в основном товарищества с ограниченной от­ветственностью или АО закрытого типа. Здесь капитал госпредприятий не продается, а распределяется искусственным образом по условным, крайне заниженным ценам. Заниженная цена действительно облегчает участие в процессе приватизации для тех кто в состоянии скупить акции и паи предприятий. Демократическая приватизация (народная). На практике она была осуществлена в незначи­тельных масштабах и лишь фрагментально она предполагала приобретение каждым гражданином определенной доли госсобствен­ности при помощи ваучера, которые создавал равные стартовые возможности в разгосударствлении, приобретении госсобственно­сти для всех членов общества. Эта модель также предполагала более широкие возможности для приобретения предприятий на аукционах, поддержку частного бизнеса. Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших госсредств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (иностранные теневые капиталы, новые коммерческие струк­туры, бывшие госструктуры). Итак, перераспределение прав собственности приводит к постепенному сосредоточению производства в руках частного капитала, в значительной степени представленного не независимыми частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

В конечном счете приватизация стимулировала трансформацию экономики России. Достаточно высока степень либерализации и открытости экономики, демонтирована планово-распределительная система. Активизировалось предпринимательство, негосудар­ственный сектор занял доминирующее положение в экономике.

ЛЕКЦИЯ 3

Наши рекомендации