Теория предельной полезности австрийской школы
Согласно взглядам этой школы, ценность представляет собой результат субъективной оценки благ с учетом их значения для удовлетворения потребностей.
Использование закона убывающей полезности подвело представителей австрийской школы (Менгер) к созданию теории предельной полезности. Она содержит три составляющие части:
1. Теория субъективной ценности
Общим свойством всех тов
аров является их полезность. В основе цены лежит субъективная ценность блага, то есть, та полезность, которую приписывает данному благу конкретный человек. Здесь мнения разных ученых разошлись: Визер встал на кардиналистические позиции (полезность количественно измерима), а Бем-Баверк на позиции ординализма (полезность можно ранжировать).
I закон Госсена: потребности по мере их удовлетворения прогрессивно убывают в силу чего ценность каждой дополнительной единицы блага для данного индивида падает.
II закон Госсена: люди, не имеющие возможности в данный момент времени удовлетворить все имеющиеся у них потребности тем не менее стремятся к наиболее полному их удовлетворению, выбирая набор благ по своему вкусу.
Вводится понятие предельной полезности – это полезность последней наименее нужной для данного индивида единицы запаса данного блага.
Потребитель удовлетворяет свои потребности так, чтобы значение, которое он приписывает последней единице блага в любой удовлетворяемой категории потребностей было одинаковым, независимо от рода потребности.
В случае многостороннего обмена ценность блага определяется его субституционной полезностью = полезность данного блага для другого хозяйствующего субъекта.
«Принцип лишения»: Если потребитель теряет некоторое благо, его способность удовлетворять потребности понижается, но величина потери измеряется полезностью субституционного блага, которое перед потерей удовлетворяло наименее важную потребность. Т.е. отказываемся всегда отчего-то наименее важного.
Проблема комплементарности благ. Общая полезность и ценность благ в случае комплементарности есть арифметическая сумма MU (предельной полезности) каждого из благ.
2. Теория объективной ценности
Рыночная цена - это равнодействующая субъективных оценок покупателем и продавцом. Цена может колебаться в рамках субъективных оценок продавца и покупателя. Среди множества пар покупателей и продавцов выбирается предельная пара, чьи субъективные оценки наиболее близки друг другу.
Рыночная цена (или объективная ценность) товара лежит в границах субъективных оценок предельной пары. Эта оценка зависит от а) имеющегося запаса блага, т.е. от его редкости или изобилия, и б) от степени насыщения потребности в нем, т.е. от интенсивности потребности.
3. Теория ценности благ высшего порядка.
Благо первого порядка – то, которое удовлетворяет потребность человека.
Благо второго порядка – то, которое необходимо для производства блага первого порядка.
И т.д.
Ценность благ первого порядка определяются предельной полезностью тех предметов потребления, которые изготовляются при помощи благ высшего порядка.
Теория ажио-процента Бем-Баверка
Блага настоящего ценнее, чем блага будущего. Разница между оценкой блага настоящего и будущего составляет «ажио».
Почему оно появляется:
ü Существует неодинаковая обеспеченность потребностей в различные периоды жизни людей.
ü Люди недооценивают будущие потребности, мало заботятся о будущей перспективе, поэтому блага будущего ценятся мало.
Ажио - ссудный процент, убыток сегодняшнего блага, компенсация за то, что сегодня отдается какое-то реальное благо. Однако само ожидание не может создать реальную вещь.
Методология Кларка
Основный метод – дедукция, то есть от общего в частному.
Во всей методологии выделил 3 раздела
ü УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА - изучает наиболее общие законы, действующие в любой системе. Всеобщность определяется 2 положениями - либо отношение человека к природе, либо психология человека
ü СТАТИКА (ближе к реальности). Изучает конкретные экономические законы, но в статическом обществе, когда основные факторы постоянны:
- численность населения;
- производительность труда;
- величина капитала;
- формы организации производства;
- потребности людей.
Метод основан на незыблемости индивидуальной свободы. Все факторы производства абсолютно мобильные и взаимозаменяемые. Человек - абсолютно разумен и рационален. Государство в экономическую жизнь не вмешивается.
ü ДИНАМИКА – реальная экономика. Все факторы переменны. Неоклассический подход- динамика - переход от одного статического состояния к другому. Время перехода - вне анализа.
Метод: научной абстракции, робинзонады, осн.сила экономического развития - конкуренция.