Выбор в условиях прямой демократии. Модель медианного избирателя. Выбор в условиях представительной демократии. Экономика бюрократии и политическая рента.
Прямая демократия – каждый индивид голосует.
Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она типична для собраний коллективов предприятий и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов. При этом первостепенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип голосования (единогласие, простое большинство и т д.), зависит его исход. Поэтому представителей теории общественного выбора интересует основа основ — конституционный выбор, т. е. правила выбора регламента. Именно от них зависит развитие демократии Дж. Бьюкенен и его сторонники искренне верят, что конституционный регламент может сделать демократический строй более эффективными действенным.
Модель медианного избирателя— модель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста (человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества).
В условиях представительной демократии п р о ц е с с голосования усложняется. в отличие от частного общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых предлагает свой пакет программ.
Последнее означает, что избиратель лишен возможности выбирать нескольких депутатов: одного — для решения проблем занятости, другого — для борьбы с инфляцией, третьего — по проблемам внешней политики и т. д. Он вынужден избрать одного депутата, позиция которого далеко не полностью совпадает с его предпочтениями. В сфере бизнеса это означало бы покупку товара "с нагрузкой", поэтому избиратель вынужден из многих зол выбирать наименьшее. Усложняется и процедура голосования. Избирательное право может быть обусловлено имущественным цензом (как в древнем Риме) или цензом оседлости (как в некоторых современных странах Балтии). Для избрания кандидата может требоваться относительное или абсолютное большинство. Избиратели должны располагать определенной информацией о предстоящих выборах. Информация же имеет альтернативу. стоимость Для ее получения требуются время или деньги, а чаще и то и другое. Отнюдь не все избиратели могут позволить себе значительные траты, связанные с получением необходимой информации о предстоящих выборах. Большинство стремится минимизировать свои издержки. И это рационально.
Экономика бюрократиисогласно теории общественного выбора — это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей, она обслуживает прежде всего интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке. Поэтому они нередко напрямую связаны с группами, отстаивающими особые интересы в парламенте.
Политическая рента — это получение прибыли путем политического процесса. Группы давления получают политическую ренту, когда законодатели принимают правительственные решения о введении импортных пошлин, выделении многомиллиардных средств для закупки продукции, выдачи субсидий, кредитов и т.п.
Поиск политической ренты – это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса.
53. Свойства общественных благ, чистые и смешанные общественные блага, общественный выбор и проблема «безбилетника».
Чисто общественное благо (pure public good) — это такое благо, которое потребляется коллсктивно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.
Свойство неизбирательности в потребленииозначает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьша ет его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю
Свойство неисключаемости в потребленииозначает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага сравним его с чисто частным благом.
Чисто частное благо (риг<private good) — это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную n/iamy. В отличие от чисто частного блага, чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями! и быть продано по частям. Невозможность определения цены IM отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо. Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.
Проблема безбилетика. Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации — большая редкость. Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца" (free-rider problem). Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.
54. «Провалы» рынка. Роль асимметрии информации в закреплении неблагоприятного отбора. Рынок «лимонов».
"Провалы" (фиаско) государства (правительства) Провалы— это случаи, когда государст- государствав0 (Правителъство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
Обычно к "провалам" государства относят: 1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению даже имеющейся информации.
Деятельность государства, направленная на исправление "провалов"рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаскорынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимострого следить за последствиями его деятельности и корректироватьее в зависимости от социально-экономической и политическойконъюнктуры. Экономические методы должны применяться такимобразом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Используяте или иные регуляторы, правительство должно строго следитьза негативными эффектами и заблаговременно принимать меры поликвидации негативных последствий.
Асимметричность информации в микроэкономике — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.
Неблагоприятный отбор — экономический термин, обозначающий форму дезорганизации рынка[ вследствие асимметричной информации между участниками. В результате на рынке товары низкого качества вытесняют товары высокого качества.
акая ситуация наблюдается, в частности, на рынке подержанных автомобилей. На этом рынке продаются как автомобили высокого, так и низкого качества. Неблагоприятный отбор выражается в данном случае в том, что продавцы проинформированы о качестве своих автомобилей лучше покупателей — у покупателя нет возможности в момент покупки узнать всю правду о состоянии автомобиля. Следовательно, покупатели рассчитывают на то, что им может достаться «плохой» автомобиль и платят в среднем меньше, чем если бы они точно знали, что на рынке продаются только качественные автомобили. Продавцы «хороших» машин, в своем большинстве, не готовы продавать по заниженной цене. Продавцы «плохих» машин, напротив, получают за свой товар выше их реальной стоимости — и продают больше. В конце определённого периода, покупатели обнаружат, что было куплено намного больше машин низкого, чем высокого качества. Этот факт заставит их ещё больше снизить среднюю цену. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока автомобили низкого качества не будут преобладать на рынке, а средняя цена не установится на уровне реальной цены за автомобили «низкого» качества.
«Рынок лимонов» (The Market for Lemons) — модель рынка, описывающей ситуацию на рынке подержанных автомобилей с ассимитричной информацией, в результате которой нарушается принцип действия рыночного механизма, т.к. ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.
Была описана в работе лауреата Нобелевской премии (2001 г.) Джорджа Акерлофа в 1970 году «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм».
Существует множество рынков, где покупатели вынуждены использовать ту или иную рыночную статистику для вынесения суждений о качестве товаров, которые им предстоит купить. На таких рынках у продавцов появляется стимул выставлять на продажу товары низкого качества, поскольку высокое качество создает репутацию в основном не конкретному торговцу, а всем продавцам на рынке, к которому эта статистика относится. В результате возникает тенденция к уменьшению как среднего качества товаров, так и размеров рынка.