Механизмы управления качеством
Под качеством продукции понимается действия, осуществляемые при создании, эксплуатации/потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания, необходимого уровня ее качества.
Непосредственными объектами управления в данном случае – потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.
Субъекты управления – различные органы управления
Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность, взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах ЖЦ продукции и уровнях управления качеством.
Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления кач-м.
Состав механизма управления качеством
Общие подсистемы специальные подсистемы обеспечивающие подсистемы
Общие:
- прогнозирование и планирование технического уровня и качества
- регулирование качества продукции в производстве
- контроль качества продукции
- учет и анализ изменения уровня качества
- стимулирование и ответственность за качество
Специальные:
1. специализация
2. испытание продукции
3. профилактика браков в производстве
4. аттестация продукции
5. сертификация
Обеспечивающие:
1. правовое обеспечение
2. информационное
3. материально-тех
4. метрологическое
5. кадровое
6. организационное
7. технологическое
8. финансовое
Планирование качества
Под планированием качества продукции – установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значениями показателей кач-ва на заданный момент/в течении заданного интервала времени.
Предметом планирования – в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные св-ва продукции так и разнообразные характеристики сис-мы и процессов управления кач-ом
Принципы планирования:
1. сочетание центрального рук-ва с самостоятельностью подразделений
2. пропорциональность
3. комплексность
4. детализация
5. точность
6. простота и ясность
7. непрерывность
8. гибкость
9. научность
10. экономичность
Методы
- аналитический – основан на декомпозиции выполняемых работ и группировки использованных ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработки на этой основе проектов планов
- экспериментальный – проектирование норм и правил и моделей подсистем управления предприятием на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также с учетов опыта менеджера плановиков и др специалистов
- отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики
специфические виды работ:
- анализ требований потребителей
- изучение спроса
- анализ рекламаций
- учет требований перспективных стандартов
- изучение патентной информации
- учет изменений требований к сертификации продукции
- др
самостоятельные направления планирования повышения качества продукции:
- внутрифирменное планирование кач-ва продукции
- планирование внедрения системы управления качеством
- планирование кадрового обеспечения
- планирование снижения потерь
- планирование качества продукции в договорах и контрактах
по повышению кач-ва заготовок, деталей, сборочных единиц в соответствии с производственным процессом данного цеха. Для сборочных цехов предприятия целесообразно планировать:
- основные показатели кач-ва продукции
- уровень сдачи продукции
……
в планы конструкторский отделов могут быть включены задания по разработке новых видов продукции, модернизации старой продукции, повышению показателей кач-ва и т.п.
контроль качества
- отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий.
Для контроля кач-ва необходима информация о ходе реализации проекта, план кач-ва и документация по кач-ву.
Контроль кач-ва осуществляется с применением следующих методов и инструментов:
- проверка
- диаграммы Порета
- статистические выборки
- анализ динамических рядов
- корреляционно-регрессионный анализ
контроль кач-ва может завершиться следующими решениями:
- улучшение кач-ва
- принятие продукции
- идентификация брака и реализация действий по управлению несоответствующей продукции
- переработка продукции с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний
- исправление процессов
классификация методов и видов контроля качества
- по месту в технологическом процессе:
- инспекционный
- входной
-приемочный
- операционный
- по инструментальной оснащенности
- визуальный
- инструментальный (лабораторный, метрологический, геодезический)
- по исполнителю
- самоконтроль
- линейный персонал
- лаборатория
- инспектор по качеству
- по объему выборки
- сплошной
- выборочный
24.10.11
Определение эк эффекта от повышения кач-ва продукции
Величина годового эк эффекта в сфере потребления от повышения показателей кач-ва изделия:
Эпотр = (И1+ЕнК1) -(И2+ЕнК2)
К1,К2 – капитальные вложения потребителям, использующего изделия, принятое за базу для сравнения и изделия с повышенными показателями кач-ва
Ен – нормативный коэффициент эк эфф-ти капитальных вложений
- коэффициент, учитывающий соотношение показателей кач-ва изделия для определения тождества эффекта
=
- Коэффициент эквивалентности базового показателя изделия с улучшен. Пок-ми кач-ва
I = Коэффициент весомости каждого итого показателя кач-ва
Кib, KiH – значение каждого итого показателя качества базового изделия и изделия более высокого кач-ва по отношению к изделию принятого за эталон
Kib = Bib/BiЭ
Kiн = Biн/Biэ
Если сопоставляется только изделие с повышенными показателями кач-ва и изделия принятые за базу для сравнения то значения коэфф КiH определяется по ф-ле:
Kiн = Biн/Bib
- коэф учитываемый дополнительные потребительские св-ва изделия определяемые экспертным путем в баллах
Бн,Бб – оценка в баллах потребительских св-в изделий базового с улучшенным показателем кач-ва
- коэфф учитывающий надежность изделия в эксплуатации
Тн, Тб – наработка на отказ базового и нового изделия (час.)
- Коэф учитывающий срок службы изделия
Tb,tn – срок службы базового и нового изделия
Величина готового эк эффекта в сфере производства продукции определяется:
Эпр =
К – дополнительные капиталовложения связанные с освоением и выпуском изделия повышенного качества
П – дополнительная прибыль (полученная освоением от реализации производства повышенного кач-ва)
П = [N2(Ц2-С2)-Зт]-[N1(Ц1-С1)]
N1,N2 – среднегодовой выпуск ранее освоенной и повышенного качества продукции в натуральном выражении
Ц1, Ц2 – цены на ранее освоенную повышенную продукцию
С1,С2 – себестоимость ранее освоенной и повышенного кач-ва продукции
Зт – среднегодовые затраты, связанные с технической подготовкой освоением сертифицированной продукции
Если не определена цена Ц2, то величину годового эк эфф можно рассчитать:
Э = [ (C1+ЕнК1)-(С2+ЕнК2)]N2
К1,К2 - удельные капиталовложения в сфере пр-ва
Задача
Необходимо определить годовой эк эффект от улучшения показателей кач-ва
показатели | Базовое изделие | новое |
1. с-ть единицы работы изделия (И1,И2), руб | ||
2.наработка на отказ (Тб,Тн) | ||
3. нормативный коэфф эк эффекта капиталовложений (Ен) | 0,15 | 0,15 |
4. Капиталовложение потребителя (к1,К2), руб | 26 000 | 30 000 |
Коэффициенты технического уровня и весомость параметров
параметры | Относительная величина | Коэфф весомости | |
базовое | новое | ||
А | 0,4 | 0,8 | 0,30 |
Б | 0,6 | 0,6 | 0,05 |
В | 0,8 | 0,3 | |
Г | 1,0 | 0,6 | 0,1 |
Д | 0,5 | 0,6 | 0,25 |
сумма |
Решение:
=
б = 0,4*0,3+0,6*0,05+0,8*0,3+1*0,1+0,5*0,25=
н = 0,8*0,3+0,6*0,05+1*0,3+0,6*0,1+0,6*0,25 =
31.10.11