Состав и особенности применения инструментов финансового стимулирования рождаемости
Развитие экономики невозможно без притока новых рабочих рук собственных граждан, а для этого нужна высокая рождаемость. Заблуждением является мнение о том, что повышение жизненного уровня населения автоматически поднимет рождаемость и решит проблему. Об этом свидетельствует небольшое число детей в семьях стран Западной Европы и в российских богатых семьях. Низкая рождаемость угрожает безопасности страны.
Некоторая стабилизация численности населения России в настоящее время объясняется притоком мигрантов, демографическими волнами и увеличением продолжительности жизни населения. Для обеспечения устойчивого экономического развития и освоения огромной территории современной численности населения явно не достаточно, необходимо ее резкое увеличение.
Опыт царской России
До 1917 г. Россия имела самый высокий естественный прирост населения в мире, показатель фертильности женщин равнялся 6. За 20 лет (с 1894 по 1914 г.) население Российской империи возросло на 42% (с 123 млн до 175 млн человек). Если бы не случилась социалистическая революция 1917 г. с последующими демографическими катастрофами и патриархальная Россия сохранила бы темпы роста населения, то теоретически к 2014 г. численность населения страны превысила бы 1 млрд человек (1015 млн человек). Не последнюю роль в бурном дореволюционном росте населения сыграло общинное землевладение, предусматривающее выделение каждой крестьянской семье земли пропорционально числу едоков. Чем больше детей семья имела, тем больше получала земли — главного источника благосостояния крестьян.
В современных условиях нет адекватно мощного экономического стимулятора деторождении. Но государство применяет разнообразные финансовые инструменты. Главную роль в них сейчас занимает система пособий, включающая в свой состав:
1) единовременное пособие, выплачиваемое беременной женщине при своевременной постановке на медицинский учет до 12 недель;
2) пособия по беременности и родам на период 140 дней (70 дней до родов и 70 дней после родов) в размере 100% средней зарплаты женщины;
3) единовременное пособие при рождении ребенка;
4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;
5) ежемесячное пособие на детей до 16-летнего возраста или окончания общеобразовательных учебных заведений (малообеспеченным семья со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума).
Общий уровень выплат перечисленных пособий явно не достаточен для стимулирования рождаемости и составлял в 2011 г. в среднем на каждого из 35 млн детей не старше 16 лет всего 700 руб. в месяц. Особенно низким является размер выплат пособия на детей до 16-летнего возраста или окончания общеобразовательных учебных заведений (в среднем по России — 107 руб. на ребенка в месяц). С 2007 г. при рождении второго или любого последующего ребенка матери один раз начисляется из Пенсионного фонда РФ материнский капитал (в 2013 г. он составил 409 тыс. руб.), который можно использовать на следующие цели:
1) получение образования;
2) увеличение пенсионного капитала матери;
3) улучшение жилищных условий (покупку и строительство жилья, погашение ипотеки, ремонт жилья).
Правительство понимает, что данных финансовых рычагов недостаточно для роста рождаемости. Поэтому с января 2013 г. в 53 российских регионах семьям, в которых родился третий, четвертый или последующий ребенок, будут выплачивать новое пособие. Это регионы, в которых коэффициент рождаемости ниже общероссийского (в том числе Москва и Санкт-Петербург). Деньги будут перечисляться до тех пор, пока ребенку не исполнится три года. Однако рассчитывать на такую прибавку могут только семьи, в которых среднедушевой доход ниже среднего по региону. Размер "детского" пособия будет соответствовать величине регионального прожиточного минимума ребенка, который пересчитывается каждый год. Она может составить от 6 тыс. руб. в месяц (там, где стоимость жизни ниже) до 10—11 тыс. (в более "дорогих" регионах). Данное пособие позволяет сконцентрировать государственную помощь на семьях, где ориентированы на многодетность, а не размазывает ее по всем семьям с детьми, которые не хотят заводить больше одного-двух детей и ориентированы на другие ценности в жизни (карьеру, развлечения и т.д.).
Практически в каждой развитой стране мира существуют свои системы детских пособий.
Зарубежный опыт применения детских пособий
Наиболее достойный размер таких пособий — в Германии, где мать получает пособие по уходу за ребенком на период отпуска до трех лет в размере 67% своего заработка (если не работала — 300 евро в месяц) и до 18-летнего возраста ребенка — ежемесячное пособие в размере 180 евро. Однако это все равно не улучшило демографическую ситуацию. Естественная убыль населения в Германии составляла в 2000 г. — 0,9%, а к 2010 г. возросла до — 2,2% (показатель фертильности один из самых низких в мире — 1,4).
Нужны новые подходы в стимулировании рождаемости в России и развитых странах. Все большее число экономистов соглашаются с точкой зрения, что существующий пенсионный механизм, обеспечивая социальную защиту престарелых граждан, одновременно играет отрицательную роль в мотивации населения к рождению детей. В общенациональном масштабе пенсии по старости впервые в мире ввел О. Бисмарк в Германии в конце XIX в., а до этого во всех странах мира люди старались застраховать свою старость, рожая как можно больше детей. И сейчас наблюдается высокая рождаемость в странах, где пенсионная система не развита или вовсе отсутствует (большинство развивающихся стран Азии и Африки). Необходимо изменить пенсионный механизм так, чтобы сохранить мотивацию людей к большему числу детей. Есть предложения о дифференциации наступления пенсионного возраста родителей в зависимости от числа детей, о зачислении пенсионных взносов работодателей частично на пенсионные счета не только работников, но и их родителей, и т.д.
В бывшем СССР с 1942 по 1992 г. взимался налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6% заработной платы государству.
Считается, что налог не оказал заметного влияния на демографическую ситуацию в стране из-за низкой ставки и наличия большого числа льгот (например, освобождались от налога граждане, которые не могли иметь детей по медицинским показаниям). Возрождение такого налога имело бы смысл только в том случае, если бы он стал целевым источником фондов (например, фонда социального страхования), используемых для выплаты детских пособий. Тогда бы реализовывался принцип справедливости. Те, кто хочет жить только для себя, не обременяя себя детьми, а в старости получать общественные блага, как все, за счет ВВП, создаваемого руками тех, кого родили другие, должны осуществлять финансовый взнос на содержание чужих детей.
Кроме того налог даст новые финансовые ресурсы для увеличения детских пособий и будет стимулировать рост рождаемости. Бесплодие нецелесообразно делать основанием для освобождения от данного налога, так как есть возможность усыновления из детдомов и должна существовать законная практика обращения к услугам суррогатной матери. В уменьшенном размере налог должен взиматься и с семей, имеющих одного ребенка, поскольку это не обеспечивает простого воспроизводства семьи.