Трехзначная система кодирования

Номера счетов Название счетов по разделам
100 – 199 Счета активов
200 – 299 Счета пассивов
300 – 399 Счета капитала собственников
400 – 499 Счета доходов (выручка)
500 – 599 Счета расходов
600 – 699 Счета налогов от прибыли

Например,

100 – 199 Активы

101 Денежные средства в банке

111 Счета к получению

121 Векселя к получению

и т.д.

Счета активов в системе международных бухгалтерских стандартов трактуются как результаты прошлых событий и источники будущих выгод. Они отражают увеличение или уменьшение различных видов ценностей (имущества). Сюда относятся: касса, векселя полученные, счета к получению, авансом оплаченные расходы, земля, здания, оборудование и т.д. Счета пассивов рассматриваются как результаты прошлых событий и источники будущих изъятий. Они отражают увеличение или уменьшение денежных обязательств (долгов), которые делятся на краткосрочные и долгосрочные. К счетам пассивов относят: векселя выданные, счета к оплате, прочие краткосрочные и долгосрочные обязательства и др.

Эти формулировки практически не противоречат нынешнему представлению об активных и пассивных счетах в российском Плане счетов бухгалтерского учета.

Счета капитала предназначены для отражения средств собственника, вложенных в фирму. Собственный капитал имеет постоянный характер. И сальдо всегда отражается в балансе. Исключение составляют счета “Изъятие капитала” и “Вложение капитала”, они могут закрываться при реформации баланса.

Счет доходов и расходов отражает изменение величины капитала фирмы. Если доходы больше расходов, фирма имеет прибыль, а наоборот – убыток.

Счета доходов и расходов носят название временных средств; в конце отчетного периода они закрываются, и в виде прибыли или убытка определяется финансовый результат работы организации. Эти счета соответствуют счетам 90 “Продажи” и 91 “Прочие доходы и расходы”.

Сальдо по счетам учета налогов на прибыль отражается в балансе аналогично отражению на счете 68 “Расчеты по налогам и сборам” и показывает либо задолженность организации по налоговым платежам, либо переплату (зачет). Тем не менее российский План счетов несколько отличается от применяемых в системе международных бухгалтерских стандартов. Сравнительный анализ Планов счетов бухгалтерского учета России и США позволяет сделать следующее заключение.

В США, где капитал находится в частной собственности, распределение ресурсов осуществляется как при участии государства, так и через рынок свободных капиталов.

Поэтому разработка счетных планов каждой фирмой оправдана, так как отражает национальные особенности экономики страны.

Российский план счетов, используя международный опыт, отражает национальные особенности бухгалтерского учета на современном этапе развития российской экономики. План счетов содержит номенклатуру счетов бухгалтерского учета, классифицированную по экономическому содержанию, ориентированную на единообразную методологию ведения учета на счетах, правила систематизации, группировки и обобщения информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

План счетов представляет собой систематизированную схему, в соответствии с которой каждому бухгалтерскому счету в зависимости от его внешних идентификаторов присваивается номер (код идентификации), предназначенный для облегчения нахождения счета в бухгалтерских регистрах и выражения адресности связей между объектами бухгалтерского наблюдения, отраженными на счетах.

План счетов базируется на следующих принципах:

· Универсальность применения в народном хозяйстве;

· Возможность и механизм регулирования состава синтетических счетов в рамках избранной организацией учетной политики;

· Регулирование состава и содержания аналитических счетов;

· Структура плана счетов иерархическая (синтетические счета-субсчета – аналитические счета);

· Признаки выбора счетов для включения в план счетов;

· Факторы, определяющие количество синтетических счетов;

· Длина кодового обозначения синтетических счетов.

План счетов сопровождает Инструкция по его применению, в которой даны краткое экономическое содержание и назначение каждого счета, рассмотрен порядок ведения системного (синтетического) учета, предложены типовые схемы корреспонденции счетов.

Различные подходы к построению плана счетов

В мировой практике наиболее известны три основных направления в построении планов счетов: матричный, линейный, иерархический.

В России принят иерархический подход к построению плана.

Так, системы линейных уравнений учета затрат, параллельное построение плановых и отчетных матриц и т.д.

Построение статической модели бухгалтерского баланса базируется на его формальном уравнении:

При построении уравнения статики вступительного баланса балансирующим показателем считается авансируемый (первоначально инвестированный) капитал, или взносы участников (КСА).

Этот принцип записи применен в интегральной и журнально-ордерной формах счетоводства.

Представляется целесообразным этапы процедуры разделить на одноразовые, выполняемые в момент организации предприятия и инициализации бухгалтерского учета (который согласно принципу непрерывности ведется с момента возникновения экономического субъекта — регистрации устава и до его ликвидации без пропусков и перерывов), направленные на построение вступительного (организационного) баланса (т.

Однако такая классификация позволяет более четко представить весь спектр взаимосвязанных экономических интересов, который обусловливает построение стандартов учета.

В основе его построения традиционно лежала европейская (континентальная) концепция, согласно которой государство, а не общественные организации регламентирует основные нормы бухгалтерского учета.

Это объясняется прежде всего наличием множества экономических интересов, что приводит к обоснованию различных методологических и методических подходов в построении учета — возможности выбора учетной политики.

Таким образом, центральным элементом организации бухгалтерского учета, на наш взгляд, выступают лица - персонал организации (агенты) и существующие между ними отношения (агентские) по поводу построения действенной системы бухгалтерского информационного обеспечения.

5. ВЫЯВЛЕНИЕ И УЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке:

− основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

− убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты (расходы на продажу) организации.

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

Рассмотрим корреспонденцию счетов по результатам инвентаризации.

1. Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации:

Дт 01 «Основные средства», Дт 10 «Материалы», Дт 41 «Товары», Дт 43 «Готовая продукция», Дт 50 «Касса» Кт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 1 «Прочие доходы».

2. Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 01 «Основные средства», Кт 10 «Материалы», Кт 41 «Товары», Кт 43 «Готовая продукция», Кт 50 «Касса».

3. Списание недостачи в пределах норм естественной убыли:

Дт 20 «Основное производство» Дт 23 «Вспомогательные производства» Дт 25 «Общепроизводственные расходы» Дт 26 «Общехозяйственные расходы» Дт 29 «Обслуживающие производства» Дт 44 «Расходы на продажу» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

4. Списание недостачи за счет виновного лица:

а) Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

б) разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете

43 «Готовая продукция»-2:

Дт 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»;

в) погашение задолженности:

Дт 98-4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» Кт 91 «Прочие доходы и расходы субсчет 1 «Прочие доходы»;

г) восстановление суммы налога на добавленную стоимость (НДС) со стоимости недостающих активов:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

д) отнесение суммы налога на добавленную стоимость на виновное лицо:

Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

е) возмещение виновным лицом суммы недостачи:

Дт 50 «Касса» субсчет 1 «Касса организации» Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 73

«Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

5. Списание недостачи на финансовые результаты:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»

Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

6. Списание недостачи на финансовые результаты, виновники которых по решению суда не установлены:

а) на сумму недостачи:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 10 «Материалы» Кт 41 «Товары» и др.;

б) на сумму налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям:

Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

в) списание недостачи:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы»; Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

Наши рекомендации