Правовое регулирование занятости
Общие положения о защите от безработицы, предусмотренные во Всеобщей декларации прав человека, были развёрнуты и конкретизированы в конвенциях МОТ. Среди них можно выделить нормативные акты общего действия и акты, относящиеся к определённым группам трудящихся: инвалидам, женщинам, молодёжи, пожилым работникам, работникам-мигрантам или к определённым отраслям – сельскому хозяйству, морскому судоходству.
Конвенция № 122 «О политике в области занятости» провозглашает в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной занятости трудоспособного населения в целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и решения проблемы безработицы. Там, в частности, говорится, что усилия государств должны быть направлены на обеспечение работой всех, кто её ищет и готов приступить к ней, и чтобы эта работа была как можно более продуктивной.
Рекомендации № 122 и 169 уточняют принципы политики в области занятости и рассматривают общие и специальные меры, необходимые для экономического сотрудничества и международной миграции.
Конвенция № 88 «Об организации службы занятости» обязывает создавать бесплатные государственные службы занятости, основной задачей которых является обеспечение наилучшей организации рынка труда.
В соответствии со ст. 6 Конвенции служба занятости обязана: регистрировать ищущих работу, вести учёт их профессиональной квалификации, опыта и пожеланий, в случае необходимости производить проверку их физического состояния и профессиональной подготовки, оказывать им содействие в получении квалификации или в переобучении; собирать сведения о вакантных должностях; направлять на вакантные должности кандидатов с соответствующей подготовкой и годных к труду по своему физическому состоянию; организовывать обмен списками ищущих работу и т.д.
В Конвенции № 158 «О прекращении трудовых отношений» установлены критерии законного прекращения трудовых отношений и предусмотрена защита работников против произвольных увольнений.
В Конвенции указывается, что не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности, подача жалобы или участие в деле, возбуждённом против нанимателя по обвинению в нарушении законодательства, раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение, отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству, временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.
Конвенция предусматривает право трудящегося, с которым намечено прекратить трудовые отношения, быть предупреждённым об этом заблаговременно или иметь право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьёзного проступка, на выходное пособие и (или) другие виды защиты дохода.
Конвенция предусматривает также процедуру обжалования решения нанимателя о прекращении трудовых отношений. При этом устанавливается, что бремя доказывания необоснованности увольнения не должно возлагаться только на трудящегося.
Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» гарантирует инвалидам возможность иметь подходящую работу. Под термином «инвалид» конвенция определяет лицо, возможности которого получить или сохранить подходящую работу значительно ограничены в связи с подтверждённым физическим или психическим дефектом.
Конвенция устанавливает, что для лиц, являющихся инвалидами, должны создаваться службы профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости.