Финансовая система и ее структура

Бюджетно-финансовая политика государства

Финансовая система и ее структура. Мультипликаторы финансовой политики.

Бюджетный дефицит и государственный долг.

Государственное регулирование спроса и предложения.

Финансовая система и ее структура.

Финансовая система государства – это совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов в национальной экономике

Функции финансов:распределительная и контрольная. Распределительная функция заключается в распределении (перераспределении) чистого дохода. В результате формируются и используются целевые денежные фонды государства, субъектов хозяйствования и доходов населения. Контрольная функция проявляется в осуществлении контроля за распределением и использованием финансовых ресурсов.

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.

Структура финансовой системы:

· централизованные, или государственные, финансы (государственный и местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды);

· децентрализованные финансы (финансы предприятий, организаций, домохозяйств).

Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Как экономическая категория, он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования фонда денежных средств государства.

По внешней форме госбюджет — это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.

Структура государственного бюджета имеет свои национальные особенности и зависит от уровня социально-экономического развития государства, его административно-территориального устройства, принципов функционирования экономической системы и других факторов.

Доходы госбюджета в количественном выражении представляют собой долю государства в созданном национальном доходе. На их абсолютную величину и удельный вес оказывают влияние как объем национального дохода, так и задачи, стоящие перед государством.

Главной задачей госбюджета является оптимальное расходование централизованных финансовых ресурсов, реализуя таким образом финансовую политику государства. Расходная часть госбюджета предназначена для финансирования общегосударственных инвестиционных, экономических программ, развития производственной и социальной инфраструктуры. Госбюджет финансирует непроизводственную сферу (образование, медицинское обслуживание, противоэпидемические мероприятия, культурные и другие социальные программы), а также внешнеэкономическую и военные нужды.

Увеличение государственных расходов (G), а следовательно, и совокупного спроса приводит к росту ВНП, причем прирост последнего больше прироста государственных расходов. Это объясняется эффектом мультипликатора государственных расходов (МРG):

МРG = Изменение реального ВНП / Изменение государственных расходов

Он показывает, насколько изменился ВНП в результате изменения государственных расходов.

Таким образом, увеличение государственных расходов вызывает рост равновесного ВНП, а их сокращение приводит к снижению его величины.

Эффект воздействия налогов на равновесный ВНП противоположен эффекту воздействия на него государственных закупок и трансфертов. Это объясняется тем, что располагаемый доход используется как на потребление, так и на сбережения населения. Снижение его уменьшит как потребительские расходы, так и сбережения. Это уменьшение зависит от предельной склонности к сбережению (МРS) и предельной склонности к потреблению (МРС). МРС показывает, какая часть снижения располагаемого дохода после введения налога происходит за счет потребления; а МРS - за счет сбережения. Таким образом, DС=DТ*МРС, DS=DТ*МРS, где DС и DS величины сокращения потребления и сбережений, DТ - сумма налогового приращения.

Изменение налогов обладает мультипликационным эффектом подобно инвестициям и государственным расходам. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов. Это объясняется тем, что каждая единица прироста государственных расходов прямо увеличивает объем ВНП, тогда как в результате сокращения налогов часть располагаемого дохода идет как на увеличение потребления, так и на увеличение сбережений. Налоговый мультипликатор (МРТ) равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на МРС:

МРТ =МРG*МРС.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не зависит от МРС и МРS. Мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных расходов вызовет прирост ВНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. Например, при предельной склонности к потреблению (МРС), равной 0,75, увеличение налогов на 20 млрд. дол. вызовет снижение дохода после уплаты налогов на 20 млрд. дол. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд. дол. Поскольку мультипликатор равен 4, ВНП сократится на 60 млрд. дол. Прирост государственных расходов на 20 млрд. дол., однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ВНП на 80 млрд. дол. Следовательно, чистый прирост ВНП составит 20 млрд. дол., что равно величине прироста правительственных налогов и расходов.

Наши рекомендации