Мировые структурные кризисы
В 70-х гг. внешними критериями инфляции стали мировые структурные катаклизмы, которые проявлялись в перестройке структуры цен. В 70-г гг. произошел пересмотр цен в нефтедобывающей отрасли, цены на все виды сырья выросли в 7 раз, а на сырую нефть стоимость взлетела больше чем в 20 раз. Все это привело к удорожанию импорта сырья и к ценовому росту на внутреннем рынке.
Помимо перечисленных выше причин, факторы инфляции могут носить не экономический характер – это так именуемые инфляционные ожидания, возникающие в результате политической нестабильности (войны, революции, утрата доверия к правительству и прочие).
4. Социально-экономические последствия инфляции
Главными последствиями инфляции выступают: 1) снижение реальных доходов и 2) снижение покупательной способности денег.
• Доходы различают номинальные и реальные. Номинальный доход – это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является. Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег).
где л-темп инфляции. Чем выше уровень цен на товары и услуги (т.е. чем выше темп инфляции), тем меньшее количество товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные
доходы, поэтому тем меньше реальные доходы. Особенно неприятные последствия имеет в этом отношении гиперинфляция, которая ведет не просто к падению реальных доходов, а к разрушению благосостояния.
• Покупательная способность денег – это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если уровень цен повышается, то покупательная способность денег падает. Если Р – уровень цен, т.е. стоимость товаров и услуг, выраженная в деньгах, то покупательная способность денег будет равна 1/ Р, т.е. это стоимость (value) денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги. Например, если корзина товаров и услуг стоит $5, то Р = $5. Цена доллара тогда составит 1/ Р или 1/ 5 корзины товаров. Это означает, что один доллар обменивается на 1/5 корзины товаров. Если цена корзины товаров удваивается так, что теперь она стоит $10, цена денег падает наполовину своей исходной величины. Поскольку цена корзины теперь равна $10 или Р = $10, цена денег упала до 1/ Р или 1/10 корзины товаров. Таким образом, когда цена корзины товаров и услуг удваивается с $5 до $10, цена денег падает от 1/5 до 1/10 корзины товаров.
Чем выше уровень цен, т.е. чем выше темп инфляции, тем меньше покупательная способность денег, и, следовательно, тем меньшее количество денег хотят иметь люди, поскольку те люди, которые хранят наличные деньги в период инфляции платят своеобразный инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляция, тем больше величина инфляционного налога, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег» («run from топеу»). Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги. В своей книге «Монетарная история США» Милтон Фридман, анализируя гиперинфляцию в Германии октября 1923 г., остроумно описал отличие инфляции от гиперинфляции следующим образом: если человек, который везет тележку, груженную мешками денег, оставляет ее у входа в магазин, и, выйдя из магазина, обнаруживает, что тележка на месте, а мешки с деньгами исчезли – то это инфляция; а если он видит, что исчезла тележка, а мешки с деньгами целы – то это гиперинфляция.
5. Инфляция спроса
Инфляция спроса – это явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть:
1. увеличение государственных заказов;
2. увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей;
3. рост покупательной способности населения.
В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса. Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:
• дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот центрального банка;
• чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительный денежный эквивалент;
• милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях. В результате денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения;
• импортируемая инфляция.
Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом. Инфляция издержек выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут стать:
• олигополистическая практика ценообразования;
• экономическая политика государства;
• рост цен на сырье и т.д.
Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:
• лидерство в ценах;
• снижение роста производительности труда и падение производства;
• возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой – большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства;
• ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль «заработная плата – цены».
В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по восстановлению нарушенных пропорций и структурных преобразований. Источник: http://center-yf.ru
6. Инфляция предложения
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют - «инфляцией издержек производства». В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.
Рисунок 15. Инфляция предложения
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рисунок 15).
Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.
Вопрос к семинару:
1. Государственная система антиинфляционных мер
Практические задания:
1. Опишите, как инфляция влияет на экономику? Какие меры может использовать государство для борьбы с инфляционными тенденциями в экономике?
2. Проанализируйте динамику цен в РФ и в Астраханской области за последние 3-5 лет и определите специфические факторы, влияющие на их изменение.
3. Опишите основные направления антиинфляционной политики в РФ и в Астраханской области
Лекция №19 Роль государства в экономике. Общественные блага
План:
1. Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства
2. Принципы и цели государственного регулирования
3. Правовое регулирование экономики
4. Финансовое регулирование
5. Социальное регулирование
6. Общественные блага и спрос на них
1. Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства
Государство - это особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа. Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками:
1) Регулирующий субъект. Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики – ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательства государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако, с 30-хгг. XXв. (со времен Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условие ее социальной эффективности. Кейсианство и стало концепцией государственного регулирования экономики. Однако, кейсианский инструмент – «фискальная» (налогово-бюджетная) политика – оказалась неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х гг. сформировался новый подход – монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более тонкий экономический механизм государственного регулирования (ДКП). Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейнсианство – это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм – «регулирование», «терапевтическое лечение».
2) «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере вовлечено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Однако вся тонкость в том, что природа государственного дохода уникальна – если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий – как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств, фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.
3) «Императивный статус государства». Государство – единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Однако эта особенность – жизненно необходима системе свободного предпринимательства, ибо создает «единые правила» поведения для всех рыночных субъектов.
Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.
Основной механизм экономического вмешательства государства – «налоги», «закупки», «платежи»:
Налоги – объективная необходимость, но их пределы – проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса.
Трансфертные платежи – перераспределение части доходов государства в пользу определенных социальных групп. Таким образом, трансфертные платежи не увеличивают национальный продукт, но изменяют структуру личного потребления, а тем самым и структуру производства.
Правительственные закупки также изменяют структуру производства в пользу прироста общественно значимых благ, но при этом увеличивают национальный продукт. Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.
Государство является основным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки:
· во-первых, это суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов
· во-вторых, это монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур
· в-третьих, это монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о «нерыночном» происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции и другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий, т.е. как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства
· в-четвертых, государство является регулирующим субъектом. Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему
Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции: правовая, воспроизводственно-технологическая, защита конкуренции, стабилизационная, прогностическая, регулирующая.
Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.
Воспроизводственно-технологическая функция, обеспечивающая нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и ввиду этого возникает потребность в их государственном регулировании.
Функция защиты конкуренции. Для предотвращения последствий монополизации государство предпринимает следующие шаги. Прежде всего проводятся тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.
Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономических прибылей. Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Административные меры представляют собой контроль над рынками: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции.
Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, которая проводится путем последовательной либерализации рынков. В данном случае государство идет на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль. В результате растет число фирм и объем поставляемой на рынок продукции. К методам либерализации можно отнести: поощрение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и т.п. В результате же проведения такого рода мероприятий отрасль перестает быть монополизированной, а конечным итогом становится уменьшение неэффективности распределения ресурсов.
Стабилизационная функцияпредставляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.
Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.
Регулирующая функцияпредусматривает самую обширную и разностороннюю деятельность государства, преследующую цели минимизации негативных последствий функционирования рыночной экономики; создания правовых финансовых, социальных основ функционирования рынка, обеспечения социальной зашиты населения. Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые и налоговые инструменты.
2. Принципы и цели государственного регулирования
В начале 20 в. экономическая роль государства стала настолько значимой, что первая половина этого столетия вошла в историю как эпоха государственно-монополистического капитализма. Практика государственно-монополистического капитализма подтолкнула к идее государственного социализма - попытке использовать экономическую мощь государства для ускоренного социалистического преобразования общества.
Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес.
2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективней, чем более рыночную форму оно имеет.
5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.
Таким образом, современная рыночная экономика является государственно-регулируемой. Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики преследует 3 цели:
- минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.
3. Правовое регулирование экономики
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».
Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов». которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
— жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов;
— дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур;
— поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей);
— поощрение диверсификации;
— антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Монополизм относится к числу имманентных тенденций рыночной экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.
4. Финансовое регулирование
Рыночная экономика невозможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Вот почему в широком смысле «финансы» всегда представляют государственно-организованную систему денежных отношенийв обществе.
Уже одна эта функция объективно придает государству роль «регулятора» рыночной экономики. Действительно, размеры банкнотной (наличной) и депозитной — чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).
Однако понятие «финансы» имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства («государственный бюджет»), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.
Основным источником государственных доходов (в результате которых и образуется государственный бюджет) являются налоги, а также предпринимательская деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в аренду, продажа лицензий и права на концессию, таможенные пошлины, эмиссия и продажа государственных ценных бумаг).
5. Социальное регулирование
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный (внутренне присущий) обществу и определяющий социальный порядок процесс.
Социальное регулирование - распределение ресурсов в социальной сфере, осуществляемое агентами разного типа: государством, неправительственными неприбыльными организациями, частнохозяйственными субъектами.
Главная роль в системе социального регулирования принадлежит государству. Оно разрабатывает стратегию, направленную на решение многих насущных социальных проблем, и реализует эту стратегию путем проведения активной социальной политики. Важнейшей функцией государства становится формирование разветвленной социальной инфраструктуры. Государственное социальное регулирование направлено на смягчение свойственного рыночной экономике социального неравенства.
В юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов (конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т.п.) выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена, прежде всего к социальным нормам.
Социальная норма — это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества.
Признаки социальных норм:
1. являются общими правилами(устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества);
2. действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата);
3. возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей (создаются в процессе целевой деятельности; возникают в многократно повторяющихся актах поведения; формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д.);
4. регламентируют формы социального взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе;
5. возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества (будучи элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, имеют свое место в истории общества, историческую судьбу);
6. соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.
Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
В юридической литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отношений.
Функции социальных норм
1. Регулятивная (устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма).
2. Оценочная (выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).
3. Трансляционная (в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям через образование, воспитание, просвещение и т.д.).
Виды социальных норм
1) По сферам действия:
· экономические;
· политические;
· религиозные;
· экологические и др.
2) По механизму (регулятивным особенностям):
· мораль;
· право;
· обычаи;
· корпоративные нормы.
Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т.е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т.п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т.е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных институтов.
Обычай - исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения.
Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).
6. Общественные блага и спрос на них
К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой - их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.
В основе классификации благ лежат два критерия: тип присвоения, регулирующий доступность блага в потреблении, и характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе потребления блага.
Выделяются такие признаки благ, как избирательность (конкурентность) и неизбирательность (неконкурентность).
Для общественных благ характерны два свойства:
- увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;
- ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.
Необходимо отметить, что свойства, характерные для общественных благ, могут проявляться с разной степенью интенсивности.
Для очень немногих благ, таких, как, например, законодательство или стратегические ядерные вооружения, численность индивидов, извлекающих преимущества из их наличия, может едва ли не беспредельно увеличиваться без дополнительных затрат, а ограничение доступа к этим благам, если и осуществимо, то для целых групп, но не для отдельного лица персонально. На практике чаще встречаются несколько иные ситуации.
Чистое частное благо – благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженного кем-либо исключает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем. Иначе говоря, чистое частное благо – благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу. Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и, в этом смысле, наиболее отвечают требованиям рыночного обмена.
Чистое частное благо – благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу.
Чистое общественное благо – благо, которое обладает признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой из нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Следовательно, чистое общественное благо – благо, которое не может быть предоставлено кому-то отдельно и потребляемое только сообща.
Чистое общественное благо – благо, которое не может быть предоставлено кому-либо отдельно и потребляемое только сообща.