Функции спроса и предложения в российской экономике
В процессе функционирования российской экономики, имеющей рыночные механизмы, существенную роль играют функции спроса и предложения.
Функция спроса в рыночном механизме является определяющей, ибо именно она заставляет производство выпускать необходимые населению товары, улучшать их качество и ассортимент[4]. Спрос в свою очередь зависит от потребностей людей: с изменением потребностей меняется и спрос, который, по сути дела, представляет собой денежное выражение потребностей. Однако не всякая потребность может иметь денежное выражение и быть удовлетворенной рынком. Тем не менее, важнейшие жизненные потребности людей в пище, одежде, обуви, бытовом обслуживании, и, конечно, медикаментах наилучшим образом, как показывает история развитых рыночных хозяйств, удовлетворяются через рынок благодаря спросу.
Функция предложения заключается в общем виде в том, чтобы связать производство с потреблением, продажу товаров с их покупкой[5]. Реагируя на возникающий спрос, производство начинает увеличивать выпуск товаров, улучшать их качество и уменьшать издержки их изготовления, а тем самым увеличивать общий объем предложения на рынке. Изучение спроса связано с установлением фактического потребления, выявлением закономерностей спроса с учетом динамики и целого комплекса факторов, влияющих на их потребление.
Спрос – это количество товаров (услуг), которое покупатели готовы приобрести на рынке.
Величина спроса зависит от ряда факторов. Такую зависимость принято называть функцией спроса.
Qda = f (Pa, Pb...z, K, L, M, N, T),
где Qda– функция спроса на товар; Pa– цена товара; Pb...z– цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; K – денежные доходы покупателей; L – вкусы и предпочтения людей; M – потребительские ожидания; N – общее число покупателей; T – накопленное имущество людей.
Основной фактор спроса – цена товара, поэтому зависимость можно упростить:
Qda= f(Pa),
Предложение – это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы продать на рынке. Как и спрос, оно зависит от ряда факторов и может быть формализовано.
Qsa = f (Pa, Pb...z, C, K, R, N),
где Qsa– предложение товара; Pa– цена товара; Pb...z – цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих; C – наличие проиводственных ресурсов; K – применяемая технология (время); R – налоги и дотации у производителей; N – число продавцов.
Основной фактор предложения – тот же, что и спроса – цена.
Qsa = f (Pa). (10.4)
Рынок российской экономики сводит покупателей и продавцов, в результате чего спрос и предложение, как правило, пересекаются. Если интересы продавцов и покупателей совпадают, то возникает рыночное равновесие.
Равновесная цена – это результат большого количества сделок на рынке (хотя каждому из продавцов и покупателей она представляется как заранее сложившаяся).
Ценовое равновесие рынка в российской экономике носит устойчивый характер, несмотря на экономическую нестабильность, так как любые волевые действия по изменению цены со стороны продавцов вызывают противоположную реакцию со стороны покупателей и наоборот. Завышение цены приводит к затовариванию и вызывает необходимость снижать цену, а занижение – к возникновению дефицита и последующему росту цен.
Рассмотрим процесс функционирования экономики (рисунок 4).
Спрос | ||
Создание / модернизация производства | ||
Затраты на выпуск продукции | ||
Продукт | ||
Предложение | ||
Выручка |
Рисунок 4 – Модель взаимосвязи функций спроса и предложения в российской экономике
Закон спроса (обратная зависимость между ценой и спросом) в российской экономике действует следующим образом[6]:
его действию не подвержены товары первой необходимости, при увеличении цен на которые спрос не снижается (соль, хлеб и др.). Круг таких товаров обычно зависит от национальных особенностей и традиций потребления. В России это: хлеб, молоко, масло, крупы, картофель и др. продукты.
Однако, проявление действия закона спроса осложнено эффектом престижного потребления (эффект Веблена), когда люди специально покупают дорогие товары, чтобы выделиться среди остальных.
На спрос и предложение, помимо цены, влияют и другие факторы: сезонность, мода, технический прогресс и т.д.