Финансы государственных предприятий
Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию, т. е. передачу государственных предприятий в частные руки, государственный сектор в экономике продолжает играть большую роль. Среди государственных предприятий особо важное значение имеют предприятия металлургической, угольной промышленности, электроэнергетики и ряд других. Во многих странах до 100 % вырабатываемой электроэнергии приходится на государственные электростанции. Даже в США, с их относительно небольшим государственным сектором, 20 % электроэнергии производится государственными предприятиями.
Огромную часть государственного сектора составляют военные предприятия и отрасли, определяющие научно-технический прогресс. Во всех странах в руках государства находятся почта, телеграф, телефон, значительная часть железных дорог.
Для производства и реализации продукции государственные предприятия формируют свои финансы, свой бюджет.
Основной источник финансов государственных предприятий определяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С одной стороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги в государственный и местныйбюджет, с другой — получают субсидии из центрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения формирования финансов государственных предприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов). В США государственные предприятия полностью освобождены от налогов; в некоторых же странах госпредприятия платят налоги только в местный бюджет.
Главной особенностью государственных предприятий является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность производства не уступает частным компаниям.
Разные уровни рентабельности непосредственно отражаются на формировании финансов государственных предприятий. Те государственные предприятия, которые в состоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещать свои издержки производства, но и получать прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетах фиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку они производят социально значимую продукцию), финансируются из государственного бюджета, т. е. находятся на бюджетном финансировании. В государственный бюджет включаются их доходы и расходы. Как правило, к первой группе предприятий относятся государственные железные дороги, почта, телеграф, телефон. Вторую группу составляют государственные издательства, предприятия атомной промышленности, верфи, военные предприятия.
Особое место среди предприятий, в работе которых принимает участие государство, занимают смешанные компании. Они создаются либо путем образования новых компаний с участием частного капитала, либо путем приобретения государством акций компаний, принадлежащих частному капиталу. Такие предприятия создаются в форме акционерных обществ открытого типа.
Смешанные компании с участием государственного капитала подразделяются на две группы. Первую составляют предприятия, прибыльность которых не ниже частных. Как и частные, они платят налоги из прибыли, выплачивают дивиденды и проценты по ценным бумагам, капиталовложения осуществляют за свой счет. Поэтому основной частью источников их финансов является прибыль. Этим они принципиально отличаются от «чистых» государственных предприятий, в которых самофинансирование развито очень слабо. При необходимости дополнительным источником финансов смешанных компаний становятся поступления от выпуска и реализации акций и облигаций. Кроме того, смешанные компании этой группы часто обращаются за кредитами к банкам. Роль государства в формировании их финансов заключается в следующем: при недостатке прибыли для финансирования капиталовложений государство оказывает помощь из средств государственного бюджета или гарантирует выплату дивидендов частным держателям акций смешанных компаний из бюджетных средств.
Вторую группу составляют смешанные компании, находящиеся на бюджетном финансировании. Их деятельность полностью определяется государством (производство и реализация продукции, определение цен, распределение прибыли). Источником капиталовложений являются только финансовые средства из государственного (или местного) бюджета.
Государство
Современная экономическая теория сформировалась в три этапа, соответствовавших переломным периодам в становлении цивилизованной («регулируемой») рыночной экономики.
Каждый из таких периодов характеризуется появлением новых форм организации рыночной экономики, что изменяло и механизм ее функционирования. Рождение же новых организационно-экономических форм трансформируется для экономической теории в ее новую проблематику, что способствует созданию новых концепций. Правда, новизна этих концепций носит относительный характер, т. к. в методологическом арсенале экономической науки всегда сохраняется значительное число невостребованных («преждевременных») идей, детальная разработка которых зависит от потребностей экономической практики. А поскольку экономическое сознание отстает от реальных изменений, то движение экономической мысли неизбежно становится выражением периодически возникающего теоретического кризиса.
Кризисом, в ходе которого собственно и возникла современная экономическая теория («экономикс»), явился кризис 30-х годов, отразивший качественные изменения в рыночной экономике под воздействием Великой депрессии. Последняя и обнаружила историческую ограниченность ранее господствовавшей «классической школы».
Концептуальное содержание классической школы можно свести к трем пунктам:
— требование невмешательства государства в экономику;
— гимн свободной конкуренции;
— ставка на ценовой механизм установления рыночного равновесия.
Таким образом, классическая теория — это теория саморегулирующейся рыночной экономики; отличие поздней классической теории от ранней классической состояло в том, что классика в изнурявшем экономическую теорию споре («стоимость» или «полезность») сделала выбор в пользу полезности.
Надо признать, что 20-е годы в США, получившие в экономической литературе название «периода просперити» («процветания»), когда обозначилась реальность «общества изобильного потребления», когда даже автомобиль стал товаром массового потребления, казалось бы, прочно подтверждали правоту неоклассической модели рыночной экономики.
Увы, потрясение 30-х годов, охватившее все рыночно развитые страны мира, означало, что та рыночная экономика, модель и принципы которой отстаивала неоклассическая школа и суть которой состояла в традиционном еще с XVIII в. лозунге «лесэ фэр!» (потому-то она и получила название «неоклассика»), устарела и безвозвратно уходит в прошлое.
Урок великого кризиса, переведенный в плоскость экономической теории, требовал осознания невозможной для «неоклассических» экономистов перемены — рыночная экономика, материальную основу которой образует крупное промышленное производство, утрачивает способность к саморегулированию.
Почему? Потому что крупное индустриальное производство объективно порождает тенденцию к монополизму, а монополизм — это подрыв, отрицание основ рыночной экономики, ибо монополизм несовместим со свободной конкуренцией и свободным ценообразованием («советская» экономика была разрушена именно абсолютной государственной монополией).
Но от монополизма (который исподволь зародился еще в конце XIX в.) уже нельзя было избавиться, поскольку он превратился в имманентную для «индустриальной» рыночной экономики тенденцию. Монополизм можно было только постоянно «обуздывать». Степень такой «обузданности» и характеризует степень современной цивилизованности рыночной экономики.
Концепция обуздания монополизма (к в этой мере — сохранения рыночной экономики} и представлена б теории Кейнса.
Кейнсианство знаменовало переход к принципиально новому пониманию рыночной экономики — к тому, что рыночная экономика нуждается в регулировании и что это регулирование может осуществить только государство. Поэтому суть кейнсианства сводится к определению: это теория государственно регулируемой рыночной экономики. Но кейнсиан-ское государственное регулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции и свободного ценообразования), т. е. не порывало с классической традицией. Иными словами, это было «наступление» на рыночную экономику, но во имя ее сохранения. Ф. Рузвельт с его «новым курсом» воплощал «кейнсианский» тип защитника рыночной экономики.
В середине 70-х кризис настиг уже государственно регулируемую рыночную экономику, а следовательно, и кейнсиан-скую модель рыночной экономики. Причина этого кризиса — чрезмерное государственное вмешательство в экономику. В этих условиях консерваторы в Англии и сторонники «рейганомики» в США сделали ставку на политику деэтатизации. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемый характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства в экономику, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которая, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» — через регулирование денежной сферы.
Таким образом, стратегической проблемой современной экономической теории является определение оптимального соотношения «государства» и «рынка» в данных исторических обстоятельствах. Все сменявшие друг друга на протяжении XX в. концепции экономики отличались сменой приоритетов между «государственным» и «рыночным» началами экономики.
Это значит, что при внешней противоречивости неоклассической, кейнсианской и монетаристской теорий каждая из них являлась «парадоксальным» продолжением предыдущей, с учетом, однако, изменявшихся исторических обстоятельств. Более того, все три теории обнаруживают свое методологическое родство: все концепции преследовали одну и ту же цель — реализацию социального потенциала рыночной экономики; все концепции исходили из приоритета общерыночных ценностей (индивидуальность, конкуренция, цена), все концепции опирались на одни и те же исходные положения — ограниченность,выбор, рациональность, альтернативность, предельность и равновесие.
Отсюда следует, что кейнсианство есть неоклассика в координатах экономических реалий 30-х годов, а монетаризм — кейнсианство в экономических реалиях 70-х годов (тем более, что ни одна новая концепция не отбрасывала теоретические достижения предшествующей).
Следовательно, как бы ни менялись аспекты и оценки в рамках неоклассики, кейнсианства и монетаризма, главными элементами предмета современной экономической теории оставались:
— механизм рынка (конкуренция и ценообразование);
— формы монополизма;
— экономический потенциал государства.
Исследование многообразных модификаций каждого названного элемента и связей между ними — таково концептуальное единство предмета и метода современной экономической теории. Теоретическая и практическая «сверхзадача» современной экономической теории — механизм социализации рыночной экономики.