Опыт управления качеством в зарубежных странах.

Международное сообщество выработало единый подход к нормированию технических требований к качеству продукции. Пирамида уровней директивных документов показана на рис. 2.8. Важная роль в этом деле отводится законодательству как форме государственного регулирования качества и методов его обеспечения. Законодательные основы стандартизации, сертификации и метрологии в различных регионах мира приведены в табл. 2.3.

Последовательное развитие методов и подходов к управлению качеством в мире показано на рис. 2.9. Представленная картина эволюции мышления в области качества подтверждает непрерывное совершенствование и усложнение той деятельности, которую принято называть управлением качества. Содержание каждого последующего этапа управления качеством впитывало в себя новые разработки теории качества и отвечало запросам потребителей, обеспечивало удовлетворение их возрастающих требований.

На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции выдвигается в число ключевых проблем развития национальных экономик. Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный поиск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Особенности национального опыта УК в промышленно-развитых странах.

Качество продукции определяет положение страны на мировом рынке.

Страны самостоятельно вырабатывают систему УК.

США – после 2 мировой войны – у экономики с самым выгодным положением. Промышленность в неограниченном количестве выпускает товары народного потребления, но не хорошего качества. 25% затрат шло на устранение дефектов, т.е. 25% работников занималось устранением дефектов, следовательно производительность труда уменьшалась.

Возникает необходимость защиты внутреннего рынка (протекционизм). К началу 80-х годов потеря 80% рынка.

Американские фирмы самостоятельно решали проблемы качества:

- составляли планы по качеству

- стали внедрять статистические методы

- начали проводить обучение рабочих на местах

- конфликт «рабочий – его руководитель» ломался сверху, вводилась корпоративная культура

- стали составлять программы повышения качества с учетом расходов на качество

- внедрение кружков качества

- стимулирование рабочих за качество

Т.о. развивается общественное движение за качество.

В 1987 г. конгресс США утвердил национальную премию в области качества.

Особенности американского опыта:

1) жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики

2) планирование производства по объемным и качественным показателям, административный контроль за исполнением планов

3) совершенствование управления фирмы в целом

В конце 90-х годов США догнали Японию по уровню качества.

Японский опыт.

После войны тяжелая ситуация. Но это страна с древними традициями. Правительство проблему качества объявляет национальной идеей. Внедрение идей Деминга (контрольные карты), тотальный контроль качества.

Особенности японского подхода:

1) постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях

2) ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции

3) предотвращение дефектов

4) тщательные исследования и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока

5) культивирование принципа: твой потребитель – это исполнитель следующей операции

6) полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем

7) активное использование человеческого фактора

Механизация и автоматизация процессов.

Первыми стали вводить анкеты потребителя, опросы, учет мнений потребителей.

Отказ от системы тендеров и создание субподрядной сети (развита система доверия, устные договора).

Много времени и средств выделяется на подготовку персонала.

Первыми внедрили кружки качества.

Разработали систему «5 нулей»:

1-й 0 – не создавать

2-й 0 – не передавать

3-й 0 – не принимать

4-й 0 – не изменять

5-й 0 – не повторять

Европейский опыт.

1947г. – создание ЕЭС

01.01.1993г. – создание ЕС

Европа пошла по пути объединения

1)вводились единые законодательные требования

2)вводились единые стандарты

1985г. – программа гармонизации, вводились единые процессы проверки

Европейским аналогом ИСО 9000 является EN 29000

Создаются европейские органы по сертификации и испытательные лаборатории. Для этого внедрены EN 45000. Вводится маркировка товаров СЕ (первой стала компания LEGO)

В конце 80-х г.г. 16 западно-европейских стран учреждают 6 фондов по управлению кач-вом.

1990г. – европейская премия по качеству.

1) Законодательная основа для проведения всех работ по оценке и подтверждению качества

2) Гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур по сертификации

3) Создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций по сертификации

26. Кружки качества: понятие, цели, задачи.

Кружок качества состоит из группы рабочих, которые добровольно, примерно час в неделю или в месяц, обсуждают проблемы качества на предприятии. Если найдены причины возникновения проблем, то разрабатываются предложения по их решению. Таким образом, рабочие на производстве могут проявить творческий и инновационный стиль мышления.

В кружках качества должны по возможности комплексно рассматриваться и анализироваться проблемы и причины их возникновения. Если этого не происходит, группа может сильно колебаться при выборе подхода к решению. В таком случае часто возникают совершенно бесполезные предложения.

Работа кружка качества не может ограничиваться только дискуссией за круглым столом. Следует собирать информацию. Кроме того, необходимо провести переговоры с заинтересованными лицами на местах. Практические эксперименты или создание образцов, а также серии тестовых проверок могут способствовать лучшему пониманию сути возникающих проблем. Таким образом, скорее будут найдены подходы к решению. Подобная деятельность стимулирует сотрудников в группе.

Для каждого кружка качества должен быть определен ведущий, который координирует работу. Ведущий может также распределять задания внутри своей группы. Для решения особых проблем формируется дополнительная рабочая группа.

Таким образом, цели кружков качества заключаются в следующем:

1) улучшение мотивации;

2) улучшение качества посредством осознания его значения;

3) рост производительности труда;

4) увеличение экономической выгоды;

5) улучшение отношения сотрудников к работе;

6) ответственное коллективное мышление сотрудников;

7) стимулирование самостоятельного мышления при решении проблем;

8) представление конструктивных предложений;

9) осознание сотрудниками категории стоимости;

10) повышение ответственности сотрудников;

11) повышение гибкости руководства предприятия;

12) улучшение отношения к начальству;

13) увеличение добровольной активности сотрудников;

14) усиление ориентации на клиентов;

15) снижение затрат за счет сокращения брака;

16) снижение затрат за счет уменьшения количества рекламаций;

17) уменьшение простоев за счет лучшего обучения персонала;

18) увеличение производительности за счет более быстрого распознавания дефектов; *

19) устранение слабых мест за счет собственных предложений по рационализации;

20) улучшение психологического климата на предприятии посредством интенсивной совместной работы.

Следующий ход мысли всегда прослеживается при обсуждении вопросов в кружках качества:

Более высокая степень автоматизации –> Лучшее качество продукта -> Довольные клиенты -> Сильные позиции на рынке -> Надежное рабочее место

Этапы: Внедрение -> Формирование групп -> Выбор темы

Принципиально можно рекомендовать введение кружков качества. Этот процесс должен быть, конечно, системно запланирован. Руководство предприятия должно полностью поддерживать идею создания кружков качества. Успешное их введение оказывает непосредственное воздействие на сотрудников, которые в таком случае больше гордятся своей работой

На некоторые основные правила при введении на предприятии кружков качества следует обратить внимание, чтобы обеспечить быстрый успех этой идеи.

а) Развитие персонала.

Руководство предприятия должно принять четкое решение, содействовать ли развитию персонала на предприятии. В кружках качества могут проявиться не находящие применения способности одних сотрудников и обнаруживаться неиспользованные резервы других.

б) Постановка целей.

Цели следует точно определить. Причем основополагающее значение наряду с улучшением мотивации имеют повышение стандартов качества и уменьшение издержек.

в) Добровольность.

Кружки качества только тогда представляют интерес для сотрудников, когда эта работа проводится на добровольной основе. Трудно добиться успеха, если руководство предприятия определяет, кто должен сотрудничать в кружках качества.

г) Рабочие встречи.

Все рабочие встречи членов кружков качества должны проводиться каждые 2 или 3 недели. Группы состоят из 5-10 сотрудников

д) Работа в группе.

Кружки качества предполагают групповую работу, следовательно, это не форум для выступлений борцов-индивидуалистов. Каждый участник группы должен иметь равные шансы для сотрудничества.

е) Успех работы группы.

Общий результат имеет решающее значение. Речь идет не о вкладе отдельных членов группы. Их инициатива должна в целом поддерживаться и отстаиваться другими участниками.

ж) Близость к практике.

В кружках качества должны рассматриваться проблемы собственного предприятия. Члены группы являются настоящими экспертами только в своих областях.

з) Руководство предприятия.

Руководство предприятия и менеджеры должны знать и поддерживать концепцию кружков качества. Только руководство предприятия решает, реализовывать ли и как отдельные предложения, разработанные в кружках качества.

и) Производственный совет.

С самого начала производственный совет предприятия должен быть проинформирован о целях кружков качества. Перед введением кружков качества производственный совет должен одобрить эту новую идею.

к) Тренинг.

Ведущие кружков качества должны систематически обучаться. Они ответственны за то, чтобы все члены группы могли получить специальные знания и необходимую информацию.

л) Координатор.

За конструктивность работы отдельных кружков качества должен отвечать координатор. Его задачи следует четко определить и довести до сведения всех участников.

м) Испытательный этап.

В первую очередь необходимо условиться о пробном "пуске" кружка качества. Как только этот испытательный этап закончится, все участники должны перепроверить качественные и количественные результаты своей работы. Затем следует установить, необходимо ли кружку качества продолжать работу. Группа также может решить, нужно ли расширять кружок качества или приводить его в соответствие с изменившимися условиями.

н) Презентация.

Каждая группа должна представить предложения по решению проблем руководству предприятия. Конечно, работа кружков качества не заканчивается на презентации. Группа должна показать пути контроля за достижением успеха.

о) Контроль.

Группа должна проверять, воплощены ли ее предложения в практику и достигнуты ли ожидаемые успехи. Если успехи не соответствуют ожиданиям или полностью отсутствуют, группа должна еще раз заняться этими предложениями. Так выявляются достоинства и недостатки проведенных мероприятий, достигаются постоянные улучшения в технической и организационной областях.

п) Успех.

Кружки качества могут успешно действовать на предприятии, если они полностью поддерживаются руководством. Благодаря этому сотрудники начинают отождествлять себя с предприятием. Интерес к работе постоянно растет за счет активной совместной деятельности по внедрению предложений на рабочих местах и устранению нарушений. Тесное взаимодействие с руководством приводит также к устранению недоразумений на предприятии. Сотрудников, участвующих в работе кружков качества, легче "закрепить" на предприятии, поскольку они полностью отождествляют себя с ним.

При работе кружков качества могут возникать различные проблемы. Сначала нужно искать причины и анализировать их Подходы к решению и правила поведения должны учитываться руководством предприятия и всеми сотрудниками в кружках качества

Наши рекомендации