Сущность, причины и формы проявления инфляции
Инфля́ция— процесс уменьшения стоимости денег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товаров и услуг. На практике это выражается в увеличении цен.
Механизм возникновения инфляции:
1. Общий объём товаров, которые можно приобрести на имеющуюся в данной экономической системе денежную массу, может расти медленнее, чем объём денежной массы, или даже уменьшаться — в таком случае, стоимость товаров растёт, а стоимость денег уменьшается.
2. Соотношение объёма товаров и объёма денег связано не напрямую, а с учётом скорости оборота денежной массы в данной системе. При увеличении скорости оборота денег, это будет эквивалентно увеличению денежной массы без изменения товарной массы.
В экономической науке различают следующие причины инфляции:
1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
2. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;
3. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;
4. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег;
Формы проявления инфляции:
1. рост цен на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесценению денег, снижению их покупательной способности;
2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Например, в 1991 г. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб., а на 10.03.2004 г. 1 долл. США был равен 28 руб. 51 коп.;
3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
Измерение инфляции. Виды инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения.
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен.
I потр.цен = Цена потребительской корзины в текущем году/ Цена потр.корзины в базисном году * 100%
Существует другой способ количественного измерения инфляции. Это так называемое «правило семидесяти», которое позволяет подсчитать количество лет, необходимых для удвоения общего уровня цен. С этой целью число 70 делится на ежегодный уровень инфляции:
Количество лет, 70
необходимых =
для удвоения цен Темп ежегодного увеличения уровня цен (%)
По темпу роста цен инфляция делится:
¨ Умеренная (ползучая), когда цены растут менее 20% в год
¨ Галопирующая - рост цен от 20% до 200% в год
¨ Гиперинфляция - цены растут астрономически.
По степени расхождения роста цен:
¨ Сбалансированная - цены различных товаров относительно друг друга неизменно
¨ Несбалансированная - цены относительно друг друга постоянно меняются, причем в различных пропорциях
По степени ожидаемости и предсказуемости роста цен:
¨ Ожидаемая - она прогнозируется заранее
¨ Неожиданная
По форме проявления:
¨ Подавленная - цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса.
¨ Скрытая - снижается качество товаров и услуг при неизменном уровне цен; официальная статистика не отражает рост уровня розничных цен; инфляция захватывает и инвестиционную сферу
¨ Открытая - рост уровня цен, падение покупательской способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.
Инфляция спроса возникает в результате увеличения совокупного спроса в условиях полной загрузки производственных мощностей, а значит, и невозможности отреагировать увеличением выпуска продукции. Причинами увеличения спроса могут быть; увеличение государственных заказов и рост заработной платы, а также рост покупательной способности населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами.
Инфляция предложения (издержек) возникает вследствие роста цен из-за увеличения издержек производства. Причинами роста издержек могут быть – увеличение цен на сырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое или олигополистическое ценообразование на ресурсы и др.