Методические указания по выполнению курсовой работы.
Тема курсовой работы определяется самостоятельно. Выполнять курсовую работу рекомендуется в следующей последовательности:
1. Следует выбрать такую тему, которая может быть раскрыта обстоятельно и полно как в теоретическом плане (по литературным источникам), так и в практическом плане (на примере конкретного предприятия или организации).
2.
Изучить теоретические и методические вопросы выбранной темы по учебной, справочной и другой литературе.
3.
Изучить не менее 10-15 источников по теме работы, включая и
статьи из периодических изданий.
4. Собрать и подготовить необходимые учетно-отчетные,
статистические и другие первичные материалы предприятия, отражающие
фактическое состояние и динамику показателей рассматриваемых в курсовой работе вопросов. Если на предприятии отсутствуют необходимые данные, студент должен определить их самостоятельно.
5.
На основании собранной информации разработать бизнес-план.
При изложении текста и оформлении работы следует строго
руководствоваться теми указаниями и требованиями, которые приведены
ниже.
6.
Перед сдачей бизнес-плана для рецензирования и оценки еще
раз тщательно проверить работу, начиная с титульного листа до последней
страницы. Обнаруженные опечатки, ошибки и дефекты аккуратно
исправить.
Требования к содержанию курсовой работы
Курсовая работа должна включать в себя;
титульный лист (Приложение 1),
содержание;
введение;
- основная часть в виде разделов:
-заключение;
список использованной литературы;
-приложения (при наличии материалов вспомогательного характера).
Содержание включает наименование всех разделов и подразделов работы с указанием номеров страниц, на которых размещается немало соответствующего раздела, подраздела.
Во введении объемом от 2 до 3 листов рекомендуется показать актуальность темы работы, необходимость или целесообразность выполнения работы по выбранной теме, дать формулировки цели и задач курсовой работы или описание задания, поставленного перед студентом.
В изложении текста должны быть ссылки на источники, перечисленные в списке литературы по анализируемым вопросам.
Каждый раздел завершать выводами, вытекающими из обзора литературы и изложенного текста.
В заключении должно содержаться сжатое изложение основных положений и выводов выполняемой курсовой работы, а также определения возможных путей дальнейшего продолжения работы, практической значимости и сферы применения выполненной работы.
В списке использованной литературы проводится перечень основных литературных источников, использованных при написании курсовой работы. Их должно быть не менее 10 наименований.
В приложении приводятся материалы вспомогательного характера: отчетные материалы предприятий, рекламные материалы, положения и т.д.
Разделы по объему должны быть примерно равными.
Общий объем курсовой работы должен быть 30-35 страниц.
^ 2. СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Резюме (возможности фирмы)
Раздел 2. Виды товаров (услуг)
Раздел 3. Рынки сбыта товаров (услуг)
Раздел 4. Конкуренция на рынках сбыта.
Раздел 5. План маркетинга.
Раздел 6. План производства.
Раздел 7. Организационный план.
Раздел 8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.
Раздел 9. Оценка риска и страхования.
Раздел 10.Финансовый план.
Раздел 11. Стратегия финансирования.
Перейдем теперь к детальному рассмотрению структуры бизнес-плана и содержания его разделов. При этом изложение материала будет производиться в следующей форме: в каждом разделе будет дан перечень тех вопросов, на которые предприниматель (студент) должен ответить при написании бизнес-плана. В приложении к бизнес-плану по каждому разделу будут даны комментарии, включающие основные понятия и теоретические положения по рассматриваемой проблеме.
Перечень вопросов и формы ответов носят рекомендательный характер. В каждом конкретном случае они могут дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует фирма. при этом следует стремиться к тому, чтобы в бизнес-плане была сконцентрирована не только информация, необходимая предпринимателю для управления фирмой, но и те данные, которые периодически будут требоваться бухгалтеру, экономистам, менеджерам, юристу, банку и т.д.
^ 2.1. Раздел «Резюме» (возможности фирмы)
Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту — предельная простота и минимум специальных терминов.
Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не произведет благоприятного впечатления на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто не станут смотреть.
В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: “Что они получат при успешной реализации данного плана?” и “Каков риск потери ими денег?”.
Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.
В разделе “Возможности фирмы (резюме)” определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.
В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.
Важно указать местонахождение фирмы, так как удачное местонахождение способно приносить прибыль. При обосновании местонахождения фирмы вам предстоит ответь на следующие вопросы: по какому адресу находится фирма, особенности помещения, являетесь ли вы собственником земли или арендуете ее, есть ли необходимость в реконструкции здания (во сколько это обойдется), есть ли зональное ограничение на занятие данным видом деятельности, какие виды бизнеса наиболее распространены в данном регионе, почему вы выбрали именно это место, почему вы считаете его наиболее подходящим для своей фирмы, как отразится ваш выбор на текущих издержках.
Таким образом, в разделе необходимо осветить следующие моменты:
1.
Основные цели фирмы, то есть конкретные достижения, к которым она стремиться. В качестве таких целей могут быть названы: увеличение объемов продаж (до ____); получение чистой прибыли ____; увеличение доли фирмы на существующем рынке (до ____%) и другие.
Укажите, каким образом ваш продукт или услуга будет способствовать удовлетворению потребностей ваших клиентов. Дайте краткую информацию о технологии, торговых секретах или уникальных характеристиках, которые позволят вам достичь лидерства в выбранной области деятельности.
Цели рассматривайте как желаемые состояния, которые вы хотели бы достичь, установите приоритетность целей, их распределение во времени. При этом могут возникнуть противоречия между отдельными целями. Возможны компромиссные формулировки, позволяющие согласовать цели, уточнить способы их достижения и критерии оценки. Здесь можно ориентироваться на следующие вопросы: какие конкретные цели помогают реализовать ваши общие личные цели; какие конкретные цели ориентированы на общие предпринимательские цели. Дайте компромиссные формулировки, позволяющие объединить конкретные личные и предпринимательские цели.
2.
Основные стратегии фирмы, разработанные для достижения этих целей.
Коротко опишите, какие возможности для бизнеса существуют, каким образом вы их можете использовать. Опишите планируемую стратегию выхода на рынок. Отметьте перспективы вашего бизнеса, варианты выхода на другие сегменты рынка, включая международный.
Структура данного раздела может иметь следующий вид.
Описание отрасли. Покажите картину современного состояния и перспектив развития отрасли, в которой вы собираетесь работать, рассмотрите ее структуру.
Создаваемая фирма, «концепция бизнеса», т.е. общее представление о намечаемом бизнесе и тех целей, которые ставит перед собой предприниматель: какие продукты или услуги ваша компания станет предлагать, кто будет ее основным потребителем.
Стратегия выхода на рынок, роста производства и объемов продаж. Правильно составить данный пункт, можно опираясь на следующие вопросы: какова предшествующая сфера и направление деятельности компании; какова связь между продуктом—объектом бизнес-плана и предшествующей деятельностью компании; каковы тенденции в выбранной вами области предпринимательства; что обеспечивает перспективу этой области; видите ли вы возможность выхода вашего бизнеса на внешний рынок; существует ли упорядоченная статистическая информация вашей области; какие другие источники информации могут быть полезны; почему вы рассчитываете, что выбранная форма предпринимательства будет успешной, какова в вашем представлении тенденция продаж в данной области; как ваш деловой опыт поможет вам в экспансии на рынке.
3.
Состав конкретных мероприятий, которые необходимо предпринять в рамках определенной стратегии.
Для удобства работы стратегии и мероприятия целесообразно представить в следующей форме:
Таблица 1
Стратегии | Состав мероприятий | ^ ФИО ответственного за мероприятие | Сроки реализации мероприятий |
Стратегия 1 | Мероприятие 1 | Иванов | 12 июня 2007 г |
Мероприятие 2 | Петров | 24 июля 2007 г | |
……………………… | ……………………… | ………………………. | ……………………… |
Стратегия 2 | Мероприятие 1 | Попов | 8 июня 2007 г |
…………………….. | …………………….. | …………………….. | ……………………… |
4.
Чем будет заниматься фирма в планируемый период?
Данный пункт раздела должен содержать ответы на следующие вопросы: каким бизнесом вы занимаетесь; с каким видом деятельности он в основном связан – с торговлей, промышленностью, сферой услуг, какие товары вы будете производить или какие услуги оказывать; кто является потребителем данной продукции; каково положение дел в вашей фирме(это стадия становления, расширение действующего предприятия, слияние с другой фирмой или выделение из состава более крупной?); каков юридический статус вашей фирмы; дата начала функционирования вашей фирмы.
Если создается новая фирма, содержание раздела должно строиться на ответах на следующие вопросы:
Почему вы уверены в успехе своего предприятия
Обладаете ли вы опытом предпринимательской деятельности в этой области
Советовались ли вы с людьми, занимающимися этим видом бизнеса, что вам удалось у них выяснить.
В чем заключена «изюминка» вашего будущего предприятия
Чем вы намерены компенсировать медленное поступление средств от своих клиентов.
При слияниях и поглощениях в раздел бизнес-плана должны быть включены краткая характеристика деятельности фирмы, с которой вы намерены слиться, и ответы на нижеприведенные вопросы:
Когда и кем была основана фирма
Почему настоящий собственник фирмы продает ее
Каким образом вы достигли соглашения относительно продажной цены фирмы
Если происходит ухудшение хозяйственных показателей фирмы, то какова его природа? Что вы можете предпринять, чтобы переломить в лучшую сторону ситуацию.
Ответы на 2 последних вопроса должны быть обоснованы данными отчета о прибылях и убытках, также налоговых деклараций.
5.
Какие средства необходимы для этого и где их планируется получить?
6.
Чем предлагаемые фирмой товары (услуги) лучше подобной продукции конкурентов и почему потребители захотят приобрести именно их?
Покажите, насколько значительно конкретное преимущество, которое вы имеете или можете создать в результате вашего новаторского продукта (услуги) и стратегии лидерства во времени поставки, слабости конкурентов и других условий отрасли.
7.
Какие объемы продаж товаров прогнозируются в ближайшие годы?
8.
Какова ожидаемая выручка от продаж?
9.
Каковы планируемые затраты на производство товаров?
10.
Какая ожидается чистая прибыль?
Обобщите экономическую и финансовую и стороны деятельности фирмы, например, валовую и чистую прибыль; долгосрочность прибыльности бизнеса; время, необходимое для достижения равенства доходов и расходов, а также устойчивого потока движения средств. Укажите ожидаемую рентабельность и.т.п.
11.
Какой уровень прибыльности инвестиций в это дело?
12.
Данные о создании и регистрации фирмы.
13.
Контактные телефоны руководства фирмы.
^ 2.2. Раздел «Виды товаров (услуг)»
В настоящее время в отечественной экономике разумно поступает тот предприниматель, кто для своего бизнеса выбирает товары и услуги, производство или оказание которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны и где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материалов.
Планирование ассортимента товаров (услуг) является важнейшей функцией менеджмента фирмы. прежде всего здесь должны учитываться возможности фирмы: производственные, финансовые, материальные ресурсы; система сбыта продукции; квалификация имеющихся кадров и др.
В результате анализа информации о возможностях фирмы и рыночных требованиях фирма может выбрать ассортимент, приспособив его к отдельным сегментам рынка. Тем самым определяется место, которое каждый товар занимает на рынке среди товаров-аналогов и товаров-конкурентов.
При выборе ассортимента товаров необходимо учитывать, что вся продукция, предлагаемая производителями для продажи, может быть условно разделена в зависимости от уровня качества на 4 группы: высший, конкурентоспособный, пониженный, низкий (неконкурентоспособный).
^ Продукция высшего качества превосходит по своим технико-экономическим показателям аналогичные товары-конкуренты. Во многих случаях – это принципиально новая продукция. Изготовитель таких товаров может значительно увеличить свою прибыль как за счет установления более высоких цен на них, так и за счет увеличения своей доли рынка.
^ Конкурентоспособная продукция в основном соответствует высокому уровню качества, но может даже иметь и средний уровень качества среди аналогичных товаров на данном рынке. Конкурентоспособность товара достигается за счет более эффективных маркетинговых мероприятий по рекламе и стимулированию продаж и будет зависеть главным образом от следующих факторов: ценообразования, послепродажного обслуживания, рекламы, выбора каналов сбыта и т.д.
^ Продукция с пониженным уровнем качества имеет в целом несколько худшие потребительские свойства, чем продукция большинства конкурентов. Чтобы рыночные позиции фирмы остались стабильными, производитель может прибегнуть к стратегии снижения цены на такие товары.
^ Продукция с низким уровнем качества – обычно не конкурентоспособна и либо вообще не найдет потребителей, либо может быть реализована только по очень низким ценам. Производителю в этом случае необходимо либо повышать качество такой продукции, либо создавать и «выбрасывать» на рынок новые изделия.
При формировании ассортимента товаров весьма полезным для фирмы может стать опыт маркетинговой деятельности ЖЦТ.
Жизненный цикл товара – это период времени, в течение которого он разрабатывается и продается на рынке. Принято выделять следующие виды ЖЦТ:
Традиционный (постепенные рост и падение спроса);
Бум (мода) (быстрый рост спроса и сохранение его на высоком уровне достаточно длительное время);
Увлечение (быстрый рост и падение спроса);
Сезонность (ритмичность сохранения спроса на высоком уровне по временам года) и др.
Можно выделить стадии ЖЦТ: разработку, внедрение, рост спроса, зрелость и спад спроса.
Разработка – на этой стадии детально прорабатываются исходные показатели товара: технико-экономические характеристики, цвет, название, дизайн, эргономические особенности, упаковка, послепродажное обслуживание, гарантия, виды инструкций по эксплуатации и т.п. На этом этапе делаются выводы о том, каким покупатель хочет видеть данный товар сегодня и завтра.
Внедрение – это стадия выхода нового товара на рынок. Чтобы он был признан и принят потребителями, а также показал свои достоинства и отличительные особенности по сравнению с товарами-конкурентами, требуются значительное время и большие затраты денежных средств на рекламу и стимулирование продаж.
^ Рост спроса – это стадия признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. Для того, чтобы увеличить продолжительность периода роста спроса, фирма может использовать следующие стратегические подходы: повышать качество новинки, придав ей дополнительные потребительские свойства; проникнуть в новые сегменты существующего рынка; переориентировать часть рекламы о товаре с целью усиления мотивов, стимулирующих его приобретение; использовать новые каналы сбыта; своевременно снизить цены для привлечения дополнительных покупателей на существующем рынке; выйти на но новые рынки.
^ Зрелость (стабилизация) – это стадия постепенного насыщения спроса на данный товар. Начинают снижаться темпы роста спроса, стабилизируются объемы продаж. На этой стадии становится необходимым увеличение расходов на рекламу, повышение качества товаров, расширение послепродажного обслуживания, возможно и снижение цен для поддержания большого объема продаж.
Спад – это стадия падения спроса, резкого снижения объемов продаж, а следовательно и прибыли. В конце стадии товар завершает свой жизненный цикл и вытесняется с рынка очередным поколение новых и перспективных товаров, так как сохранение в своей номенклатуре товара, вступившего в стадию спада спроса, может оказаться для фирмы чрезвычайно накладным делом.
В этом разделе бизнес-плана описываются все товары и услуги, которые производит фирма. Написанию данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы.
В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:
1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой? Опишите их.
2. Наглядное изображение товара (фотография или рисунок).
3. Название товара.
4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые товары, услуги?
5. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?
6. Дорогие ли эти товары (услуги)?
7. Насколько данные товары (услуги) отвечают требованиям законодательства?
8. На каких рынках и каким образом они продаются?
9. Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?
При ответе на данный вопрос целесообразно составить следующую таблицу на каждый товар и услугу.
Преимущества по сравнению с аналогичными товарами конкурентов | Недостатки | Меры по преодолению недостатков |
10. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых товаров (услуг) или технологии их производства и представления?
11. Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара (услуги)?
12. Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?
13. Имеет ли данный товар фирменную марку?
14. Как организовано послепродажное обслуживание данных товаров, если это технические изделия?
15. На какой стадии жизненного цикла находится каждый товар (услуга) в настоящий момент?
16. Каковы особенности дизайна товаров и их упаковки?
2.3. Раздел «Рынки сбыта товаров (услуг)»
Этот раздел направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.
Коротко опишите отрасль и рынок сбыта. Определите конкретно основных ваших потребителей, как будут представлены товары или услуги и как вы планируете выйти на потребителя. Включите информацию о структуре рынка, размерах и темпах роста рыночных сегментов или ниш, в которые вы намерены войти. Каковы период окупаемости затрат на приобретение ваших товаров и услуг и ваша ценовая стратегия (включая объяснение, на что вы будете делать упор – на доступную цену, высокое качество, уникальную продукцию?).
Прежде всего, нужно начать с потенциальной ёмкости рынка (история развития рынка, находится ли рынок на стадии подъёма или нет), т. е. определить будущую стоимость товаров, которые покупатели могут купить за определённый промежуток времени. Это зависит от многих факторов: социальных, национально-культурных, климатических, а главное, экономических, в том числе уровня доходов потенциальных покупателей, структуры их расходов, темпов инфляции. Наличия ранее купленных товаров аналогичного назначения и т. п. Когда потенциал рынка изучен, нужно определить тот сегмент рынка, который будет главным для данного предприятия, т. е. не кого ориентирована продукция предприятия.
После этого проводится описание структуры клиентуры (заказчиков) внутри этого сегмента.
Возможные критерии сегментации рынка по группам:
Заказчики – физические лица (возраст, пол, социальная принадлежность, образование, уровень дохода, стиль жизни);
Заказчики-предприятия (сфера деятельности, местонахождение, инвестиционный климат в отрасли – потребителе продукции, финансовая устойчивость заказчика, налоговые льготы и др.);
Заказчик-государство.
Для каждой группы нужно отметить, что является для неё главным стимулом покупки именно данной продукции.
После того, как определено примерное количество будущих клиентов, можно сделать прогноз объёмов продаж, т. е. сколько реально можно продать продукции при имеющихся условиях деятельности предприятия.
Вначале предпринимателю необходимо найти ответ на следующие вопросы:
1. На каких рынках действует или будет действовать фирма? Какие типы рынков используются фирмой?
2. Какие основные сегменты этих рынков по каждому виду товара (услуги)?
3. Проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых действует или будет действовать фирма, по коммерческой эффективности и другим рыночным показателям?
4. Что влияет на спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?
5. Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков?
6. Как предполагается реагировать на эти изменения?
7. Каким образом происходит изучение потребностей и спроса?
8. Какова общая и импортная емкости каждого национального рынка и используемого сегмента по всем товарам (услугам) фирмы?
9. Каковы прогнозы развития емкости сегментов на каждом из рынков?
10. Какова реакция рынка на новые товары (услуги)?
11. Проводятся ли тестирование рынка и пробные продажи?
При анализе емкости емкости рынка необходимо произвести оценку:
^ Потенциальной емкости рынка, т.е. общего количества товаров, которое покупатели данного рынка могут приобрести за определенное время.
Потенциального объема продаж (предложения), т.е .той доли потенциального рынка, которую предприниматель может надеяться захватить, и соответственно – того максимального количества товаров, на реализацию которого он может рассчитывать при его возможностях.
^ Реального объема продаж. Необходимо оценить, сколько реально предприниматель сможет продать при имеющихся условиях его деятельности, возможных затратах на рекламу и том уровне цен, который он намерен установить, и главное – как этот показатель может изменяться.
При исследовании рынка следует, в первую очередь, определить тип рынка по каждому товару или услуге. С этой целью можно предложить следующую классификацию рынков:
^ Бесплодный рынок, т.е. рынок, не имеющий перспектив для реализации рассматриваемых товаров или услуг;
Основной рынок, где реализуется основная часть товаров и услуг;
^ Дополнительный рынок, который поглощает небольшую часть товаров (услуг);
Растущий рынок, т.е. имеющий реальные возможности для роста объемов реализации товаров;
^ Потенциальный рынок, т.е. рынок, имеющий перспективы реализации товаров;
Выборочный (избирательный) рынок, который выбирается для определения возможностей реализации;
«Прослоечный» рынок (неактивный, вялый), на котором торговые операции нестабильны, но имеются перспективы превращения его в активный рынок при определенных условиях. Однако он может стать и бесплодным рынком.
Рынки также различают по разновидности потребителей:
Военный рынок
Промышленный рынок
Потребительский рынок
Товары для военного рынка должны отличаться высоким качеством и доступностью по сырью, товары промышленного рынка – высоким уровнем качества и послепродажного обслуживания, товары потребительского рынка – доступной ценой и оперативностью поставки.