Методологическое и правовое обеспечение, государственное регулирование бухгалтерского учета.
Тема 12. Основы организации бухгалтерского учета
Методологическое и правовое обеспечение, государственное регулирование бухгалтерского учета.
Учетная политика предприятия.
Международные стандарты бухгалтерского учета.
Методологическое и правовое обеспечение, государственное регулирование бухгалтерского учета.
Методологическое обеспечение бухгалтерского учета представляет собой совокупность нормативных актов, регламентирующих его организацию на макро- и микроуровнях, т.е. в рамках государства и отдельных организаций.
Основным документом является Закон «О бухгалтерском учете и отчетности», которым закреплена обязательность ведения бухгалтерского учета на всех организациях независимо от подчиненности и форм собственности, определяются основные задачи и принципы его организации. Закон является правовой основой, определяющей практическую деятельность бухгалтерского аппарата каждой организации.
Основными принципами организации бухгалтерского учета являются:
- непрерывность деятельности организации;
- непрерывность бухгалтерского учета;
- достоверность формируемой в учете информации;
- предусмотрительность (осторожность);
- преобладание содержания над формой;
- сопоставимость получаемой из учета информации;
- нейтральность информации, обеспечиваемой бухгалтерским учетом;
- обеспечение контроля соответствия доходов и расходов отчетного периода;
- обеспечение возможности признания и оценки имущества и обязательств.
Принцип непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность неопределенно длительное время без сокращения ее и намерения ликвидации (т.е. прекращения деятельности) в обозримом будущем.
Принцип достоверности формируемой в учете информации ориентирован на обеспечение достоверности показателей, отображающих имущественное и финансовое положение организаций без каких-либо искажений.
Принцип предусмотрительности (осторожности) означает отражение прибыли в учете только после реального ее получения, т.е. отражение дохода в учете должно быть обосновано. Бухгалтерская информация не должна давать завышенного представления о финансовом положении организации, а скорее — наоборот.
Преобладание содержания над формой, означает отражение в учете хозяйственных операций, исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования, а не из их правовой основы
Сопоставимость получаемой из учета информации предполагает последовательное использование методов учета в течение не только отчетного, но и последующих временных периодов, позволяющее обеспечить сопоставимость показателей финансового состояния организации за различные отчетные периоды.
Нейтральность (непротиворечивость) информации предполагает необходимость тождества данных аналитического и синтетического учета, а также показателей бухгалтерской отчетности данным учета.
Соответствие доходов и расходов отчетного периода означает отражение хозяйственных операций в учете в момент их возникновения (совершения) в тех отчетных периодах, к которым они относятся, независимо от времени расчетов.
Обеспечение возможности признания и оценки имущества предполагает использование метода оценки по функциональной роли имущества и разделение его на основные средства и материалы, т.е. устанавливается предел существенности, позволяющий определить влияние стоимости имущества на финансовые результаты.
Осуществление вышеуказанных принципов возможно в условиях рациональной организации бухгалтерского учета, означающей такое его построение, при котором достигаются наилучшие результаты при минимальных затратах средств и труда.
Рациональная организация бухгалтерского учета определяется следующими условиями:
- глубокое изучение специфики производственных и организационных условий хозяйствования организации;
- определение реального объема и характера учетных работ;
- постоянное изучение законодательных и нормативных документов по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, финансов, ценообразования и другим сферам экономики и юриспруденции;
- формирование учетного аппарата и организация его работы.
Формирование учетного аппарата и организация его работы определяется спецификой функционирования организации. Закон "О бухгалтерском учете и отчетности" предусматривает, что организация учетной работы может быть определена путем формирования самостоятельного структурного подразделения под руководством главного бухгалтера.
Ведение учетных работ может передаваться на договорных условиях специализированной организации. Для выполнения учетных работ могут использоваться услуги специалистов по бухгалтерскому учету, являющихся индивидуальными предпринимателями.
Организация работы штатного персонала бухгалтерской службы может осуществляться двумя вариантами:
централизованно, т.е. весь цикл учетных работ осуществля ется в бухгалтерии организации;
децентрализованно, т.е. определенная часть учетных работ осуществляется в структурных подразделениях организации
В каждом конкретном случае структура, объем работы бухгалтерской службы зависят от уровня хозяйственной деятельности организации и степени самостоятельности отдельных ее структурных подразделений. Возглавляет бухгалтерскую службу в организациях главный бухгалтер, который в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете и отчетности" осуществляет руководство бухгалтерским учетом в организации.
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции в целях достижения единообразия ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.
Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью и принимает обязательные для исполнения организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные и внесенные в установленном порядке государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.
Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики и принимают нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, не противоречащие нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету и отчетности Министерства финансов Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности для Национального банка Республики Беларусь, а также для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (далее - банки), принимает обязательные для исполнения банками нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности.