Методологическое обеспечение бухгалтерского учета

Учетная политика организации (предприятия).

В ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» дано определение учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Основные допущения при формировании учетной политики

Имущественная обособленность

Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и от других организаций (т.е. на балансе организации должно находиться имущество, принадлежащее ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления)

Непрерывность деятельности

Организация будет продолжать свою деятельность в будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности (следовательно, ее обязательства будут погашаться в установленном порядке)

Последовательность применения учетной политики

Принятая учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Временная определенность фактов хозяйственной деятельности

Факты хозяйственной деятельности относятся (следовательно, отражаются в учете) к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями и других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета.

Методологическое обеспечение бухгалтерского учета.

Выполнение соответствующих задач, стоящих перед бухгалтерским учетом в организациях невозможно без соответствующей его организации, ориентированной на требования рыночной экономики.

Теоретические и методологические основы и принципы построения бухгалтерского учета в организациях определяются в законодательстве о бухгалтерском учете и других нормативных документах, регулирующих бухгалтерского учет.

При общей концепции организации бухгалтерского учета предприятие должно самостоятельно, сообразуясь с накопленным опытом перестраивать сложившуюся практику ведения бухгалтерского учета на решение задач, стоящих перед учетом в условиях рынка.

Эти возможности предприятия реализуют путем формирования учетной политики. Это означает выбор соответствующих конкретных способов ведения учета соответствующих видов имущества и обязательств, исходя их условий хозяйствования и действующего законодательства

Учетная политика организации включает:

1. Методологическое обеспечение

2. Организационное обеспечение

3. Техническое обеспечение.

Методологическое обеспечение организационного учетного процесса осуществляется на основе четырехуровневой системы управления в соответствии с системой управления в странах с развитой рыночной экономикой.

В РФ во главе стоит Закон «О бухгалтерского учете», далее следуют нормативные документы по бухгалтерскому учету; далее в управлении бухгалтерского учета нужно отметить нормативные акты аудиторской палаты РФ. На самом низшем уровне находится учетная политика самой организации.

Высший уровень – ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем содержаться 4 главы, которые раскрывают:

1) Общие методологические подходы к организации бухгалтерского учета.

2) Основные требования ведения бухгалтерского учета, в части составления первичной учетной документации, учетных регистров, оценки имущества и обязательств, их инвентаризации.

3) Основа бухгалтерской отчетности.

4) Ответственность за нарушения действующего законодательства по бухгалтерскому учету.

ФЗ «О бухгалтерского учете» закрепил обязательность ведения бухгалтерского учета на всех предприятиях (как коммерческих, так и некоммерческих), подтвердил соответствующую норму в части 1 гражданского кодекса РФ.

Новый статус норм бухгалтерского учета состоит в их равноправии положений с другими положениями и с нормами другого законодательства, включая и налоговое.

ФЗ о бухгалтерском учете установил приоритет государственного регулирования бухгалтерского учета в стране, возложив на правительство РФ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом (Департамент по бухгалтерского учету и отчетности).

Нормативные акты разрабатываются правительственными органами по регулированию бухгалтерского учета и составляют второй уровень документов, регулирующих постановку учета.

Эти документы содержат стандарты по бухгалтерскому учету, разработанные в соответствии с государственной программой перехода РФ на принятую в международной практике систему учета в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Эти положения или стандарты являются обязательными для исполнения всеми организациями. Однако, данное условие не исключает в определенных рамках использование различных учетных процедур, методов, вариантов, их воплощение в практической постановке бухгалтерского учета организации.

Минфин РФ, ЦБ РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, и другие органы которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством, разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные документы, обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ. Эти организации разрабатывают нормативные документы 2-го и 3-го уровня системы регулирования бухгалтерского учета в стране.

Такие органы разрабатывают:

1) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению,

2) стандарты по бухгалтерскому учету, определяющие правила, принципы и способы ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций, объектов бухгалтерского наблюдения, составления и предоставления бухгалтерской отчетности (то есть ПБУ),

3) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета, как систематизированный перечень синтетических счетов, для всех организаций (кроме кредитных и бюджетных) разрабатывается Минфином РФ.

Для кредитных – ЦБ РФ, для бюджетных Минфином РФ разрабатывается отдельный план счетов.

Другими органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, вносятся уточнения по отдельным счетам бухгалтерского учета по согласованию с Минфином РФ.

ПБУ, устанавливающие принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности разрабатываются и регулируются Минфином.

Другие нормативные акты и методологические указания по вопросам бухгалтерского учета являются документами 3-его уровня и разрабатываются и утверждаются в соответствии с федеральными законами органами, уполномоченными регулировать бухгалтерский учет (аудиторские фирмы, объединения профессиональных бухгалтеров и т.д.).

Эти нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.

Законом закреплено право организации самостоятельно формировать свою учетную политику (на основе текущего законодательства и нормативных актов по бухгалтерского учету), исходя из своей структуры и других отраслевых особенностей.

Документы, формирующие учетную политику организации, относятся к 4-му уровню регулирования построения бухгалтерского учета.

Учетная политика организации – это регламентация способов ведения бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку, и итоговое обобщение (балансовое обобщение и отчетность).

Учетная политика формируется всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы.

Основные элементы учетной политики организации закреплены законом о бухгалтерском учете и более подробно представлены в ПБУ 1/98. Этим положением устанавливаются основы формирования, распределения и изменения учетной политики.

При формировании учетной политики по конкретному направлению, постановке и ведению бухгалтерского учета организация осуществляет выбор способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему регулирования бухгалтерского учета.

Если по конкретному направлению способы ведения бухгалтерского учета не установлены, то организации их разрабатывают сами (способы не должны противоречить ПБУ 1.98).

Система нормативного регулирования в бухгалтерском учете в РФ состоит из 4 уровней:

- Федеральный закон

- Положения

- Методологические указания

- Документы самой организации

2.9.2. Организационное обеспечение бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет как функция управления имеет свою организационную структуру.

Организационное обеспечение бухгалтерского учета в организации должно быть подчинено задаче своевременного представления достоверной необходимой информации для всех уровней управления.

Решение этой задачи обеспечивается совокупностью фактов, каждый из которых реализуется из сложившихся традиций, условий деятельности организации и объема учетной работы.

Организационное обеспечение бухгалтерского учета предполагает его разграничение на управленческий и финансовый учет.

Хотя между ними нет четкой границы, тем не менее, такое разграничение определяет направление потоков учетной информации, предоставляемой отдельным пользователям.

Управленческий учет иногда называют внутренним учетом, включающим производственный учет (основа управленческого учета).

Производственный учет – это система сбора, регистрации, обобщения по определенным признакам и обработки информации о затратах на производство работ/услуг, контроль над этими затратами и калькулирование себестоимости продукции, выполненных работ/услуг.

Такая информация создается для определения стратегического направления развития данной организации.

Формирование показателей производственно-хозяйственной деятельности организации в систему управленческого учета является коммерческой тайной.

Правила организации управленческого учета определяются самой организацией.

Финансовый учет охватывает учетную информацию, которая используется не только внутри организации, но и передается внешним пользователям (информация управленческого учета внешним пользователям не передается).

Под финансовым учетом понимают сбор, регистрацию и обобщение информации, необходимой для выявления финансовых результатов и составления отчетности о деятельности организации (то есть отчетности, открытой для внешних пользователей).

Поэтому для финансового учета разрабатывается определенная система требований. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Руководитель организации в зависимости от объема может выбирать 1 из 4 вариантов ведения бухгалтерского учета:

1. Может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером.

2. Ввести в штат должность бухгалтера.

3. Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

4. Вести бухгалтерский учет лично.

При этом последние три варианта рекомендуется применять субъектами малого предпринимательства.

На крупных и средних предприятиях, как правило, учреждается самостоятельная бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером. Такая служба (бухгалтерия) рассматривается как структурное подразделение предприятия.

При этом ведение бухгалтерского учета может быть централизованным или децентрализованным.

В тех случаях, когда сбор, обработку и формирование учетной информации осуществлять затруднено и делается это в отдельных структурных подразделениях, а в центральной главной бухгалтерии организации производится обобщение информации структурных подразделений; говорят, что учет построен по децентрализованному признаку.

При централизованной организации учета в структурных подразделениях бухгалтерской службы нет, а полученная учетная информация на всех уровнях управления обрабатывается единой центральной бухгалтерией.

Выбор той или иной организационной формы (не путать с формой учета) бухгалтерского учета представляет собой важный фактор рационализации учетного процесса.

Причем, если раньше, до широкого внедрения в учетный процесс ЭВМ, более предпочтительным являлась централизация учета, то в настоящее время создаются рабочие места в структурных подразделениях и информация по каналам связи поступает в центральную бухгалтерию.

Как при централизованной, так и при децентрализованной организации бухгалтерского учета на предприятиях, необходимо распределение должностных обязанностей работников учета, исходя из степени их загруженности, средств и каналов передачи учетной информации и других факторов, определяющих объем учетной работы.

В этой связи структура бухгалтерии строится по предметному, линейному или функциональному признаку.

По предметному признаку в составе бухгалтерии выделяются отделы, секции, группы по основным участкам учетной работы. Это материальный отдел (группа, секция), который ведет учет материальных ценностей, основных средств, расчетов с поставщиками.

Расчетный отдел ведет учет труда, расчетов с персоналом по оплате труда.

Производственный отдел ведет учет затрат на производство и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

Финансово-сбытовой отдел ведет учет готовой продукции, ее продажи и расчетов с покупателями и заказчиками.

Общий отдел ведет учет операций по формированию фондов организации, учет финансовых результатов, учет расчетных операций (кроме поставщиков и покупателей), осуществляет итоговое обобщение данных учета, составляет бухгалтерский баланс и др. формы отчетности.

Такой предметный признак построения учетного аппарата является наиболее распространенным на крупных и средних государственных предприятиях, а также крупных акционерных обществах.

По линейномупризнаку структура учетного аппарата строится так, что учетный процесс наблюдения, сбора, регистрации, систематизации группировки и обобщения информации осуществляется бухгалтером или учетной группой по данному подразделению.

По функциональномупризнаку учетные работы распределяются между группой бухгалтеров по принципу технологического учетного процесса (то есть, скажем, одна группа проверяет и группирует документы, другая контролирует правильность арифметических подсчетов, третья заполняет учетные регистры, 4 – бухгалтерский баланс и т.д.).

Такой вариант разделения труда в высшей степени соответствует современному уровню формирования информационной учетной системы на предприятиях с высоким уровнем применения ВТ.

Независимо от организационного строения учетного аппарата, объем обязанностей для каждого бухгалтера должен определяться должностной инструкцией.

Это повышает персональную ответственность, способствует подготовке качественной и своевременной учетной информации для целей управления.

- Независимо от вариантов разделения труда, организационный аспект политики организации должен быть подчинен созданию оптимальной схемы документооборота, которая предусматривает закрепление по каждой стадии прохождения документа конкретных исполнителей и обязанности работников бухгалтерии по обработке данных документов.

- Права и обязанности главного бухгалтера.

Центральной фигурой, осуществляющей контроль учетного процесса, является главный бухгалтер.

В ФЗ о бухгалтерском учете определена роль главного бухгалтера. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации.

Обязанности главного бухгалтера:

1. Ответственность за формирование учетной политики.

2. Ответственность за ведение бухгалтерского учета.

3. Своевременное предоставление полной и достоверной отчетности.

В ФЗ приведены права, связанные с осуществлением конкретных функций главного бухгалтера в части обеспечения соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроля движения имущества и выполнения обязательств.

В этих целях установленные требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению документов в бухгалтерию, а также необходимых сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

При этом под финансовыми и кредитными обязательствами в широком смысле понимаются все гражданско-правовые договоры, в которых присутствуют в качестве их условий порядок расчетов и погашения обязательств.

По мнению Минфина РФ к таким договорам следует отнести договоры займа, кредита, оформляющие финансовые вложения организации, заключенные по товарному и коммерческому кредиту. Здесь необходимо исходить из норм ГК РФ и иных НПА.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером, возникающих при исполнении и оформлении документов по хозяйственным операциям, противоречащим законодательству и нарушающим финансовую и договорную дисциплину, документы могут быть приняты к бухгалтерскому учету только с письменного распоряжения руководителя организации, который и будет нести всю полноту ответственности за последствия осуществляемых операций.

Главный бухгалтер обеспечивает сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке.

С главным бухгалтером согласовываются вопросы назначения и увольнения, а также перемещения материально ответственных лиц.

Общий порядок работы бухгалтерии организации устанавливается положением о бухгалтерии. Положение о бухгалтерии разрабатывается в период создания предприятия, в соответствии с уставом организации.

От тщательности разработки и детализации этого положения зависит эффективность организации учета на предприятии.

Наши рекомендации