Тема 8. Модели олигополии.
№ 1. Олигополия, являющаяся распространенной рыночной структурой, характеризуется:
а) промежуточным положением между монополией и монополистической конкуренцией;
б) наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка;
в) отсутствием взаимозависимости между фирмами и возможности непосредственно влиять
друг на друга;
г) преимущественно ценовым характером конкуренции;
№ 2. Назовите черту, не характерную для олигопольной структуры рынка:
а) немногочисленность крупных фирм в отрасли;
б) возможность регулировать вход в отрасль;
в) всеобщая взаимозависимость поведения предприятий-продавцов;
г) «заданность» функции спроса на продукцию в момент принятия решения об уровне цены и объеме выпуска.
№ 3. Характерным рынком с олигопольной структурой является рынок:
а) зерна;
б) верхней одежды;
в) акций предприятий;
г) легковых автомобилей.
№ 4. Объектом анализа в модели дуополии Курно является:
а) рынок кооперированной монополии;
б) рынок кооперированной олигополии;
в) рынок некооперированной олигополии;
г) рынок двойной монополии.
№ 5. К моделям кооперированной олигополии относится:
а) модель ломаной кривой спроса;
б) модель ценового лидерства;
в) модель дуополии Курно;
г) верны ответы б) и в).
№ 6. Функциональная зависимость производства одной фирмы от предполагаемого объема производства другой фирм Q1 = f (Q2) называется:
а) уравнением реакции;
б) стратегическим поведением;
в) ценовой войной;
г) кооперативной игрой.
№ 7. Точка пересечения кривых реакции двух фирм, совмещенных на единых координатных осях, называется:
а) точкой равновесия Курно;
б) точкой равновесия Бертрана;
в) точкой равновесия Штаккельберга;
г) точкой перемирия в ценовой войне;
№ 8. Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с рынка:
а) монополии;
б) олигополии;
в) монополистической конкуренции;
г) монопсонии
№ 9. На графике, характеризующем войну цен в условиях дуополии, каждая из фирм производит половину продукции, общая величина которой – 600 тыс. единиц. Средние издержки постоянны и равны 2 тыс. руб. Первоначальные цены обеих фирм равны 4 тыс. руб. Рассчитайте предел, ниже которого цена в результате данной ценовой войны не упадет.
а) 1 тыс. руб.
б) 2 тыс. руб.;
в) 4 тыс. руб.;
г) 3 тыс. руб.;
№ 10. В результате ценовой войны между фирмами олигополистами:
а) цена на рынке установится на том же уровне, как и в условиях совершенной конкуренции;
б) экономическая прибыль фирм увеличиться;
в) проиграют потребители;
г) увеличится объем продаж.
№ 11. Картельное соглашение окажется нестабильным, если:
а) картель регулирует производство однородной продукции;
б) члены картеля имеют одинаковый уровень издержек;
в) фирмы не в состоянии определить нарушителя;
г) спрос на продукцию картеля характеризуется низкой эластичностью.
№ 12. Являясь менеджером крупной компании, вы исходите из предположения, что, если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите ее, то ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:
а) действует в условиях монополистической конкуренции
б) имеет ломаную кривую спроса;
в) является ценовым лидером на рынке;
г) является одной из конкурентных фирм в отрасли.
№ 13. Модель ломаной кривой спроса на продукцию олигополиста предполагает, что:
а) конкуренты имеют соглашение с данной фирмой о проведении совместной ценовой политики;
б) конкуренты игнорируют случаи повышения цены данной фирмой, но реагируют на ее снижение;
в) конкуренты игнорируют случаи снижения цены данной фирмой, но реагируют на ее повышение;
г) конкуренты отслеживают любые изменения в ценовой политике данной фирмы;
№ 14. Статический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии впервые был проведен:
а) Бертраном ;
б) Эджуортом;
в) Штакккельбергом;
г) Курно;
№ 15. Назовите ключевую черту, отличающую олигополию от других основных рыночных структур:
а) деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны других фирм;
б) фирмы производят дифференцированную продукцию;
в) число фирм в отрасли так велико, что ни одна из фирм не может влиять на процесс установления цены на рынке;
г) фирма имеет абсолютную власть над ценой;
№ 16. Назовите главное преимущество модели ценового лидерства по сравнению с картелью:
а) данная форма кооперативного поведения не противоречит антимонопольному законодательству;
б) ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям;
в) относительная жесткость цен;
г) получение монопольно высокой прибыли путем сговора;
№ 17. Равновесие Бертрана описывает следующую ситуацию на рынке:
а) в условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену товара и увеличивая объем выпуска;
б) в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма;
в) в условиях дуополии с неравным распределением рыночной власти между фирмами одна из них ведет себя как лидер, в то время как другая осуществляет стратегию приспособления;
г) фирмы образуют сговор относительно цен или объема производства с целью максимизации совокупной прибыли.
№ 18. Равновесие Штакельберга описывает следующую ситуацию на рынке:
а) в условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену товара и увеличивая объем выпуска
б) в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объем производства, какой ожидает от нее другая фирма;
в) в условиях дуополии с неравным распределением рыночной власти между фирмами одна из них ведет себя как лидер, в то время как другая осуществляет стратегию приспособления;
г) фирмы образуют сговор относительно цен или объема производства с целью максимизации совокупной прибыли.
№ 19. Сравните объемы производства в условиях равновесия при дуополии по Курно (Q1), монополии (Q2) и совершенной конкуренции (Q3):
а) (Q1) > (Q2) > (Q3);
б) (Q3) > (Q2) >(Q1);
в) (Q2) > (Q3) > (Q1);
г) (Q2) < (Q1) < (Q3).
№ 20. Назовите черту, не относящуюся к характеристике содержания картеля:
а) установление единого принципа ценообразования;
б) раздел рынков сбыта;
в) установление квот на выпуск;
г) ценовое лидерство.
№ 21. Среди названных ниже факторов, благоприятствующих образованию картеля, назовите тот, который к ним не относится:
а) небольшое количество продавцов и производителей продукции;
б) однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек;
в) стабильность и предсказуемость спроса;
г) конкуренция между участниками картеля.
№ 22. Если фирмы не имеют возможности заключить соглашение на законных основаниях, но предпочитают сотрудничество, а не агрессивную конкуренцию, они могут координировать свою деятельность в форме:
а) картеля;
б) ценового лидерства;
в) концерна;
г) холдинга.