Защита курсовой работы. Критерии оценки

Защита курсовой работы имеет целью определить владение студента категориальным аппаратом, глубину понимания теоретических вопросов, владение эмпирическим материалом, способность объяснить свои выводы и рекомендации, умение аргументировать собственную точку зрения и ориентироваться в своей работе.

Процедура защиты включает в себя краткий доклад студента и ответы на вопросы по содержанию работы.

Доклад студента должен отразить актуальность темы, цели, задачи,объект и предмет работы, используемые методы и основные результатыисследования, выводы и рекомендации. Продолжительность не более 5 минут. Превышение регламента оценивается как неумение студента делать обобщения и выделять главное.

Итоговая оценка выставляется с учетом предварительной обоснованной оценки научного руководителя (40%) и результатов защиты (60%). При защите оценка научного руководителя выставляется на основе критериев:

1. Соблюдение регламента доклада.

2. Соответствие содержания доклада установленным требованиям.

3. Ответы на вопросы по структуре и содержанию работы.

4. Знание использованных литературных источников.

Оценка по курсовой работе заносится в ведомость и зачетную книжку. При оценке «неудовлетворительно» работа возвращается на доработку. Студент, получивший неудовлетворительную оценку, обязан переделатьработу. При этом смена темы на другую без уважительной причины не допускается.

Содержание курсовой работы

Тема курсовой работы

Тема курсовой работы определяет ее дальнейшее содержание, поэтому к ее выбору следует подходить с особой тщательностью. Тема должна отвечать следующим требованиям:

1) соответствовать проблематике дисциплины;

2) иметь теоретическую актуальность и практическую значимость;

3) предусматривать возможность эмпирического анализа и формулировкирекомендаций;

4) быть по возможности конкретной и лаконичной. Рекомендуется, чтобы в названии темы было не более семи слов;

5) нельзя в качестве заголовка использовать вопросительную или восклицательную форму предложений, употреблять обороты разговорнойречи.

План работы

Выбрав тему, студент приступает к составлению плана, который должен раскрыть содержание работы. Как правило, текст курсовой работы состоит из 2 (для магистров 3) глав, каждая из которых включает 2-4 параграфа. При необходимости и по согласованию с научным руководителем количество глав и параграфов может быть изменено. При формулировке заголовков глав и параграфов следует следить за тем, чтобы обеспечивалось не только раскрытие темы, но и прослеживалась взаимосвязь и логическая преемственность отдельных частей работы.

Студенты должны формулировать план работы, исходя из необходимости наличия аналитической и рекомендательной глав, выполненных на основе эмпирической информации.

В этом случае первая глава должна раскрывать теоретический аспект изучаемой проблемы, вторая – анализ конкретной проблемы на основе имеющейся, либо полученной самостоятельно информации.

При составлении плана рекомендуется ознакомиться с литературнымиисточниками. На этапе предварительного знакомства с литературой лучшевести работу в следующей последовательности:

1. Учебники и учебные пособия по выбранной тематике;

2. Монографии;

3. Статьи в ведущих профильных журналах запоследние 2-3 года;

Просмотр этих источников позволит студенту получить представление об основных подходах, направлениях исследования в выбранной теме, конкретизировать содержание будущей работы. Изучение литературы так же должно строиться с привлечением статей периодической печати, статистических сборников, нормативно-правовых актов, материалов сети Интернет. В прил. 1 приведен перечень статистических сборников, периодических изданий и интернет-сайтов, рекомендуемых для использования в процессе выполнения курсовой работы.

Список просмотренных при подготовке плана литературных источников следует представить руководителю вместе с планом работы.

Структура курсовой работы:

1. Оглавление, в котором дается перечень составных частей работы с указанием страниц, соответствующих началу каждой части работы.

2. Введение, содержащее сведения об актуальности, основных источников информации, так в частности зарубежных и отечественных авторов, степени разработанности проблемы заявленной в теме, объекте, предмете и методах исследования, цели, задачах, структуре работы.

3. Основная часть, призванная раскрыть содержание работы согласно и в последовательности заявленных в ведении задач, состоящая изпараграфов, объединенных в главы.

4. Заключение, в котором подводятся основные итоги работы, и обобщаютсяполученные результаты в форме выводов по заявленным задачам и общего вывода подтверждающего достижение заявленной в работе цели.

5. Список использованной литературы (не менее 15 источников).

6. Приложения (при наличии объёмных таблиц, рисунков, графиков, подтверждающих или дополняющих основной текст работы, но делающих его трудно читабельным).

Ниже дана более подробная характеристика структурных разделовкурсовой работы и требования к ним.

Введение

Введение пишется по строго определенной схеме и обязательно должносодержать информацию об:

− актуальности темы;

− основных источниках информации;

− степени ее разработанности;

− объекте и предмете исследования;

− цели и задачах работы;

− используемых методах исследования;

− логике и структуре работы, включая краткое содержание глав;

− возможности использования результатов работы.

Актуальность и степень разработанности темы показывает, насколько важным в сегодняшних условиях является изучение выбранной студентом темы. Актуальность темы, к примеру, может быть обусловлена, недостаточнымуровнем знаний о новых процессах и явлениях, необходимостью адаптации существующего знания к изменившимся условиям, высокой социально- экономической значимостью проблемы, наличием негативных процессов, явлений и необходимостью их устранения, требованиями повышения конкурентоспособности экономики (предприятия) и др.

Указание на степень разработанности проблемы позволяет, выяснить степень знакомства студента со специальной литературой. Рекомендуется в этой части введения привести фамилии наиболее известных авторов, работающих в данной области и кратко указать полученные ими основные результаты, а также вопросы, уровень рассмотрения которых является недостаточным с точки зрения потребностей теории и практики.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это та часть, сторона объекта, которая будет изучаться. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект как испытуемый или исследуемый субъект, а предмет - то, на что направленны исследования.

Важно понять, что формулировка объекта и предмета исследования определяет логику дальнейшего анализа. Имея один и тот же объект исследования, можно рассматривать его разные стороны, и, соответственно, иметь разные предметы исследования одного и того же объекта. Студент должен не только сформулировать объект, но и обосновать сделанный выбор.

Следующий шаг – это формулировка цели и задач исследования. Цель представляет собой конечный результат исследования, то, ради чего оно выполнялось. Цель работы конкретизируется в поставленных задачах, которые являются «ступеньками», ведущими к ее достижению. Цели и задачи должны быть конкретными и четкими. Для этого рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить…», «провести анализ…», «рассчитать…», «выявить связь…», «оценить уровень…», «разработать методику…» и др.

Среди методов исследования во введении могут быть перечислены такиеобщенаучные методы, как диалектический, абстрагирование, анализ и синтез,индукция и дедукция, исторический метод, метод восхождения от абстрактногок конкретному, наблюдение, моделирование, эксперимент, а также ряд специальных методов: опрос (в т.ч. анкетный, экспертный и др.), анализ документов, сравнение и сопоставление, балансовые увязки, группировки, эконометрическое моделирование и др. Студент должен знать, где, каким образом и для чего он использует те или иные методы исследования.

Основная часть работы

Основная часть - наиболее сложная, важная и трудоемкая часть курсовойработы. Она содержит материал, отражающий результат исследований студентапо избранной теме.

В основной части работы выделяются две или три главы.Каждая глава имеет название и состоит из двух-четырех параграфов. Слишком малое и слишком большое количество глав и параграфов в работе свидетельствует о том, что студент недостаточно глубоко разобрался в теме и не смог хорошо структурировать собранный материал. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему.

Содержание глав и параграфов должно иметь внутреннюю логическую связь, а его раскрытие следует вести последовательно и аргументировано, с использованием научной лексики, в соответствии с нормами русского литературного языка.

Наряду с общими требованиями, существуют и специфические, которыепредъявляются к отдельным главам основной части работы.

Первая глава должна быть посвящена изучению теории вопроса. Здесь раскрываются основные характеристики предмета исследования, дается трактовка основных понятий и категорий, анализ различных точек зрения, моделей и концепций. В последнем параграфе первой главы допускается рассмотрение передового отечественного и зарубежного опыта в области исследования.

В конце каждого параграфа и/или главы необходимо делать выводы. Они не просто подводят промежуточные итоги работы, но и обеспечивают связь разделов в общей логике работы, позволяют «перекинуть мостик» к новому параграфу и придать работе необходимую цельность.

Выполненная на высоком уровне первая глава должна обладать следующими характеристиками:

− Глубокий анализ понятий и категорий, необходимых для раскрытия темы работы.

− Анализ подходов различных авторов к рассматриваемым вопросам.

− Группировка и обобщение рассмотренных подходов.

− Соответствие структуры и содержания главы теме и цели работы.

− Наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом.

Вторая глава курсовой работы является аналитической, при ее написании, студенты должны использовать эмпирический материал. Обучающийся должен самостоятельно провести сравнительный анализ документов, технологий, методик и.т.д. Приветствуется проведение сравнительного анализа конкретных ситуаций на основе имеющейся статистической и социологической информации с использованием имеющихся баз данных, источников, в которых приведена статистическая информация, результаты социологических исследований, дан анализ моделей и др.

При отсутствии аналитической работа не может быть оценена выше, чем на «удовлетворительно».

Эмпирический анализ должен начинаться с характеристики объекта, который служит источником информации. Им может быть организация, выбранная в качестве места прохождения производственной практики, а такжелюбое территориальное образование, социальная группа, по которым студентрасполагает необходимыми данными.

Общая характеристика организации (территории, группы) должна показать ее основные особенности, имеющиеся сильные и слабые стороны, текущее состояние и перспективы развития, которые являются значимыми с точки зрения раскрытия темы. Односторонняя, узкая характеристика не позволит в дальнейшем учесть важные специфические особенности и выработать реалистичные рекомендации. В то же время следует учесть и то, что типичной ошибкой студентов является представление в данной части работы большого количества избыточной информации, не связанной с общей логикой работы.

Положительным моментом при проведении анализа является использование информации, полученной в ходе самостоятельного исследования, применение экономико-математических методов, оценка эффективности конкретных действий, программ и мероприятий. Выполненная на высоком уровне вторая глава должна обладать следующими характеристиками:

− Глубокая характеристика организации (территории, группы), выявление ее характеристик, значимых с точки зрения предмета исследования.

− Наличие грамотно составленной методической части исследования, в том числе программы социологического исследования, характеристики используемой статистической и иной информации с указанием ее источников и степени достоверности, описания используемых моделей и пр.

− Глубокий анализ полученных результатов, предполагающий выявление взаимосвязей, оценку силы влияния факторов, расчет зависимостей и пр.

− Наличие выводов по отдельным параграфам и/или главе в целом.

В третьей главе (для магистров) на основе выполненного анализа студент предлагает практические рекомендации и конкретные решения, направленные на совершенствование изучаемых процессов и явлений. Рекомендации должныбыть конкретными и вытекать из результатов предыдущего анализа. Например,недостаточным будет указание на то, что необходимо совершенствовать. Следует указать, что именно требуетсяизменитьили улучшитьи как это осуществить. Здесь же необходимо представить не менее 2-3 хорошопродуманных и проработанных рекомендаций. При отсутствии рекомендацийили при их расплывчатости, неконкретности работа не может быть оценена выше, чем на «удовлетворительно».

По согласованию с научным руководителем допускается объединение 2 и3 глав в одну с выделением отдельного параграфа (параграфов), посвященногопрактическим рекомендациям.

Выполненная на высоком уровне третья глава должна обладатьследующими характеристиками:

− Наличие самостоятельно разработанных рекомендаций.

− Связь предлагаемых рекомендаций с результатами предшествующего анализа.

− Конкретность рекомендаций, в том числе разработка планов, методик, документов, технологий и др.

− Обоснованность предлагаемых рекомендаций, в том числе расчет предполагаемых затрат, экономического эффекта, окупаемости и др.

Заключение

Заключение является логическим завершением курсовой работы. Оно призвано показать, выполнены ли поставленные во введении задачи, достигнута ли цель работы. В сжатой форме должны быть представлены наиболее важные результаты проделанной работы, сформулированы основныевыводы и рекомендации. Следует особо подчеркнуть, что заключение пишетсяпо всей работе, а не только по последней главе.

Текст заключения не должен дублировать основное содержание, здесь приводятся выводы по заявленным в введении задачам в той последовательности в которой они были поставлены и рассмотрены в работе. Заключительным является итоговый вывод по работе в целом обосновывающий степень достижения заявленной в ней цели. Следует отметить, что выводы должны соответствовать названиям глав, параграфов и работы в целом.

Наши рекомендации