Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов
Корпоративная социальная ответственность
Заочный факультет
Преподаватель Заплетина Светлана Николаевна, канд. пед.наук, доцент
Методические указания по организации самостоятельной работы для студентов
Основными задачами самостоятельной работы студентов являются:
Þ осмысление, обобщение и закрепление материала, полученного на лекциях, и семинарских занятиях;
Þ расширение и углубление знаний в зависимости от индивидуальных интересов и возможностей студентов;
Þ приобретение и закрепление навыков и умений самостоятельно подбирать и использовать литературу для целенаправленного решения различных задач учебного процесса;
Þ формирование навыков и умений наблюдать факты, анализировать их, делать выводы, выстраивать будущую деятельность в профессиональной сфере с учетом этих знаний;
Þ усвоение взаимосвязи основных понятий в их значении для приобретаемой профессии.
В перечень составляющих самостоятельной работы по дисциплине Корпоративная социальная ответственность входит:
Þ изучение учебной и научной литературы, конспектирование прочитанного источника;
Þ конспектирование лекции;
Þ проработка материалов прослушанной лекции;
Þ выполнение домашних индивидуальных заданий преподавателя;
Þ работа с книжным каталогом;
Þ обзор и обобщение литературы по интересующему вопросу;
Þ подготовка к очередной лекции, семинарскому (практическому) занятию, промежуточному тестированию, зачету;
Þ написание эссе, подготовка доклада;
Þ написание реферата;
Þ подготовка выступлений на научно-практических конференциях.
Чтение учебников, научной и специальной литературы, анализ и сопоставление подходов, освоение основных научных положений, знакомство с терминологией, ориентация в проблематике учебного предмета – вот задачи, которые должен ставить перед собой студент, акцентируя внимание на списке рекомендованной литературы, изучение которой есть главная часть самостоятельной работы студента в вузе.
Методика самостоятельного изучения научной литературы
Умение работать с научной книгой – важнейшее условие глубокого овладения теорией и практическими профессиональными умениями и навыками.
Студент, получающий высшее образование, должен овладеть научным терминологическим аппаратом, который используется при написании научных книг.Чтение научной литературы означает изучение изложенных в ней идей и теорий. Причем, научная идея, изложенная в одной книге, может быть развита, уточнена, конкретизирована в другой, а в третьей может быть подвергнута аргументированной критике, в четвертой вновь подтверждена более доказательно и т.п.
При выборе научной литературы нужно различать типы изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов:
Þ монография – это книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященная конкретной проблеме;
Þ коллективная монография – написана несколькими авторами.
Þ сборник научных трудов содержит несколько статей, посвященных ряду проблем сходной тематики, но не соединенных общей идеей или структурой исследования.
Студенты могут испытывать трудности при чтении таких книг из-за недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии.
Процесс работы над научной литературой можно представить в нескольких вариантах:
1. Предварительное ориентированное чтение
Главу, статью или брошюру в первый раз следует прочитать полностью, от начала до конца. Такое чтение не обеспечивает ни глубокого понимания прочитанного, ни прочного усвоения. Целью здесь может быть желание охватить материал целиком, пробудить внимание и интерес, понять, о чем повествует автор. При этом важно усвоить следующее: кто исследователь, редактор, год издания, прочитать предисловие и оглавление. Это позволит составить общее впечатление о научной работе.
2. Углубленное чтение с карандашом
Записи в процессе чтения помогают сосредоточить внимание. При этом целесообразно читать отдельно по главам или по параграфам и только после этого делать необходимые записи.
3. Составление плана прочитанного
Закончив чтение главы, необходимо составить план прочитанного. План представляет собой перечень существенных вопросов и свидетельствует об умении отличать существенное от второстепенного, иными словами, свидетельствует о степени понимания прочитанного материала. Суть логически завершенного отдельного фрагмента прочитанной главы и есть пункт плана. При этом составление плана – хороший метод запоминания учебного материала.
4. Составление тезисов или конспекта прочитанного
Прочтение глав позволяет осуществить составление тезисов. Тезисы – это обобщенное и сжатое изложение основных положений работы. Каждый отдельный тезис формулируется в виде развернутого суждения, для которого характерна категорическая форма. Все вместе они обычно представляют собой связный, сохраняющий логику работы текст. Иногда используется нумерация тезисов в той же логике, что и авторский текст.
5. Выписки
Когда нет необходимости в глубокой проработке содержания, но при этом отдельные фрагменты работы вызывают особый интерес, их выписывают дословно. Это может быть важная, глубокая мысль, идея, какое-то высказывание, которое лаконично и, по вашему мнению, правильно формулирует определенное научное положение. Однажды оно может быть использовано вами в качестве подтверждения, убедительного довода при доказательстве вашего собственного мнения по данному вопросу. При этом целесообразно не забывать указывать страницы источника, из которых сделаны выписки для последующего цитирования.
Тематика сообщений, эссе, докладов и рефератов, а также перечень заданий для самостоятельной работы студентов указаны в разделе VI.
Методические указания по написанию и оформлению рефератов (контрольных работ)
Слово "реферат" имеет латинские корни. В дословном переводе означает "докладываю, сообщаю". Российский энциклопедический словарь определяет слово "реферат" как "краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий её на основе обзора литературы и других источников".
Реферат является важнейшим звеном учебного процесса, элементом самостоятельной работы студента, средством текущего контроля уровня усвоения знаний студентом. Его основная цель – овладение учебным материалом по данной теме и формирование у студента навыков анализа первоисточника (либо его фрагмента) и (или) соответствующего круга специальной литературы, позволяющей расширить представление об изучаемой проблеме. Реферат не только выявляет приобретенные студентом знания по избранной теме, но и дает возможность студенту показать умение правильно формулировать и обосновывать теоретические положения, раскрывать их значение для практической деятельности.
Важнейшее требование, предъявляемое к содержанию реферата: он должен свидетельствовать о знании студентом существа проблемы, всего изученного и использованного при написании работы научного и учебного материала.
Каждый студент должен хорошо знать, что реферат является действенной формой обучения только в том случае, если они выполняются самостоятельно, на основе глубокого и всестороннего изучения рекомендуемой литературы. Разумеется, работа не может быть засчитана в том случае, если преподаватель обнаружит факт дословного списывания источника или использования готовых работ из Интернет-ресурсов.
Наиболее распространенными ошибками при написании реферата можно назвать следующие:
Þ непоследовательность в изложении материала, отсутствие четкой структуры работы, непродуманность плана реферата;
Þ неточное, ошибочное раскрытие вопросов плана;
Þ поверхностное изложение основных теоретических положений;
Þ неумелое использование первоисточников и литературы;
Þ неточное цитирование или отсутствие ссылок на источники;
Þ использование устаревшей литературы;
Þ неправильное оформление списка используемой в работе литературы;
Þ отсутствие во введении обоснования актуальности избранной темы, неумение формулировать цели и задачи исследования;
Þ отсутствие в Заключении реферата выводов о результатах исследования.
Написание и оформление реферата
Рефератдолжен быть правильно оформлен. Структура реферата состоит из плана, краткого введения, основной части - изложения содержания рассматриваемой темы, заключения и списка используемой литературы.
План реферата составляется студентом самостоятельно на основе выбранной им темы. Включение рассматриваемых вопросов в план реферата должно быть логически обосновано и соответствовать последовательности изложения материала. В кратком введении, которое должно предшествовать основному тексту реферата, необходимо указать цель работы и задачи исследования, актуальность и значимость рассматриваемой проблемы с точки зрения теоретического и практического знания, получаемой специальности. Объем введения должен составлять примерно одну страницу текста.
Основное содержание реферата необходимо излагать по вопросам плана (параграфам) на основе прочитанной учебной, учебно-методической и научной литературы, логически последовательно и литературно грамотно. Сначала дается определение и характеристика рассматриваемого понятия, а затем излагается материал, раскрывающий различные подходы к его изучению и т.д. В заключение каждого параграфа делаются краткие выводы по рассматриваемому вопросу. В отдельных темах можно привести конкретные примеры, что придаст ценность и конкретность рассматриваемым теоретическим положениям. Основная часть может состоять из двух или четырех параграфов, объем которых излагается, как правило, примерно на 12-15 страницах.
Для подтверждения достоверности, обоснования или дополнения отдельных положений, выводов, выдвинутых автором, используются цитаты. Для цитирования необходимо брать такой отрывок из литературного источника, который содержит ясную, логически законченную мысль. Цитировать часть фразы или отдельные слова необходимо с большой осторожностью, чтобы не исказить авторскую мысль. Все цитаты обязательно заключаются в кавычки и делается ссылка на источник.
Ссылки на источники требуется делать и в том случае, если в работе приводятся цифры, таблицы и тому подобные материалы. Если используется цитата не из самого источника, а из какой-либо другой литературы, где приведена данная цитата, то в этом случае необходимо делать ссылку именно на ту литературу, откуда берется цитата. Без указания источника используемые цитаты, цифровые данные, таблицы и т.п. теряют свое значение, свою достоверность. Наряду с цитированием в реферате может использоваться пересказ, который облегчает возможность совмещения интерпретируемых положений с собственными замечаниями автора. Изложение темы должно носить законченный характер. После раскрытия всех вопросов основной части пишется Заключение, объем которого не более одной страницы текста. В Заключении реферата необходимо четко сформулировать полученные в предпринятом исследовании выводы. Желательно, чтобы эти выводы носили характер самостоятельных размышлений по изученному вопросу, а также раскрывали представление студента о практической значимости данной проблемы в сфере профессиональной деятельности.
В конце реферата в алфавитном порядке необходимо представить список источников и литературы, который оформляется в соответствии со стандартами, регламентирующими библиографическое описание произведений печати. В список источников и литературы должны быть внесены лишь те источники и литература, на которые есть ссылки в тексте. Количество используемой литературы при написании реферата должно быть не менее пяти.
Таким образом, процесс самостоятельной работы по написанию реферата по дисциплине Корпоративная социальная ответственность проходит следующие основные стадии:
Þ изучение, усвоение и конспектирование источников и рекомендуемой литературы;
Þ изложение темы реферата на основе рекомендуемой и самостоятельно подобранной литературы.
Оформление реферата: титульный лист, план, введение, основная часть, заключение, список использованных источников и литературы (всего 18-25 стр.). Следует использовать формат А4, кегль 14, интервал 1,5 (на всех страницах, включая сноски)
Подбор источников и литературы по избранной теме
От полноты изучения студентом опубликованного материала по избранной теме будет зависеть качество реферата. Рекомендуется использовать следующие виды источников и литературы:
· монографии как наиболее полный источник информации по проблеме;
· учебники и учебные пособия, содержащие учебный материал, предусмотренный программой дисциплины и необходимый для того, чтобы правильно ориентироваться в проблеме;
· научные статьи из журналов;
· законодательные и нормативные документы, стандарты.
Приложение 1