ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. к выполнению курсовой работы
МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
Л.В.БУЛАНЦЕВА., Г.А.КАЛУГИНА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению курсовой работы
по дисциплине «Маркетинг»
для студентов экономических специальностей
Г.
Буланцева Л.В., Калугина Г.А. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг». М.: «Доброе слово», 2003 г. - с.
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» издаются в соответствии с учебным планом и предназначены для студентов экономических специальностей.
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры и методического совета февраля 2003г.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
В современных условиях одной из важнейших концепций управления предприятиями является маркетинг, позволяющий формировать рациональные производственные программы, оперативно реагировать на изменение конъюнктурной обстановки и тем самым обеспечивать динамичное развитие предприятия. Поэтому неслучайно, то, что одной из центральных дисциплин программ подготовки специалистов является такая дисциплина, как “маркетинг”. Значимость вопроса изучения теории и практики современного маркетинга объясняется еще и тем, что, являясь рыночной дисциплиной, маркетинг постоянно развивается. Появляются новые методы и формы работы с рынком, знание которых чрезвычайно важно в нестабильных условиях рыночной экономики России.
Овладеть новыми знаниями и навыками студентам помогают разнообразные формы обучения. Одной из важнейших составляющих комплексной системы подготовки специалистов является выполнение курсовой работы, предусмотренной учебным планом по дисциплине «Маркетинг».
Курсовая работа выполняется студентами в течение семестра, когда проводятся аудиторные занятия по дисциплине. Наряду с лекциями, семинарами и выполнением контрольных работ, написание курсовой работы способствует углублению знаний студентов, позволяет им приобрести навыки увязки вопросов теории с практической деятельностью и получить опыт работы с экономической литературой и статистическими данными.
Цель курсовой работы научить студентов:
• применять знания, полученные на лекциях и практических занятиях, для самостоятельного анализа деятельности предприятий;
• теоретически грамотно и логически последовательно излагать рассматриваемую проблему;
• выделять наиболее существенные недостатки практической деятельности предприятий;
• самостоятельно формулировать проблему, ставить задачу и разрабатывать обоснование предложений;
• использовать экономико-математические методы исследования, повышающие репрезентативность и обоснованность самостоятельно сформулированных предложений.
Задачей настоящих методических указаний является ознакомление студентов:
· с системой требований, предъявляемых к курсовой работе;
· с рекомендациями по выбору темы, формированию структуры, определению содержания основных разделов;
· с организационными формами, процедурами подготовки и защиты курсовой работы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа по дисциплине «Маркетинг» предусматривает два альтернативных варианта ее выполнения. Первый вариант курсовой работы – «Теория маркетинга». Второй вариант – «Практический маркетинг».
Первый вариант предполагает углубленное изучение теоретических вопросов по выбранной теме.
Следует отметить, что неоднозначность трактовки содержания маркетинговой деятельности, встречаемая в экономической литературе, на практике усложняет работу маркетологов в части постановки и перечня задач, решаемых в рамках какой-либо рассматриваемой проблемы. Разработка же конкретных мероприятий представляет собой сложную научно-практическую задачу, предполагающую с одной стороны, изучение литературы по соответствующим направлениям деятельности маркетинговой службы, и использование теоретических рекомендаций применительно к конкретным условиям функционирования предприятия. Поэтому, направление курсовой работы по этому варианту прививает навыки умелого использования положений, встречающихся в литературе, применительно к конкретным условиям хозяйствования.
Для выполнения курсовой работы требуется проработать не менее трех литературных источников и провести подробный анализ конкретного вопроса, проиллюстрировав его 2-3 российскими примерами. На основе результатов анализа должны быть сделаны выводы об имеющихся в литературе концептуальных положениях по данной проблеме.
При выполнении курсовой работы по второму варианту предусматривается изучение состояния, определение перспектив и выработка рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования конкретного действующего предприятия, о деятельности которого студенту известно (собственный опыт, опыт друзей, знакомых или родных). Рассматривается как положительный, так и отрицательный опыт деятельности предприятия. При этом целесообразно остановиться на каком-либо частном вопросе, осветив его более подробно, при этом необходимо аргументировано обосновать свою позицию и дать рекомендации для дальнейшей деятельности предприятия в рамках рассматриваемой темы.
Тематика курсовой работы определяется объектом исследования, видом деятельности и целями предприятия или организации. Объектами курсовой работы по второму варианту являются: создаваемые предприятия малого и среднего предпринимательства различных форм собственности по производству продукции (работ или услуг); наукоемкий бизнес, основанный на изготовлении и реализации продукции; действующие предприятия: промышленные, торговые и посреднические, банки, страховые организации, биржи, рекламные агентства, профсоюзные, федеральные и муниципальные органы, а также государственные, частные и общественные фонды, деятельность которых направлена на создание или обеспечение наукоемкой продукции (работ или услуг).
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ