Тематика контрольных работ и методические рекомендации по подготовке их к защите
В.А. Гордеев
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Рекомендовано научно-методическим советом университета в качестве учебного пособия
Ярославль 2010
Гордеев В.А. Экономическая теория: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2010. – 234с.
Данное учебное пособие подготовлено доктором экономических наук, заведующим кафедрой экономической теории ЯГТУ В.А. Гордеевым на основе государственного стандарта и рабочей программы по дисциплине «Экономическая теория». При подготовке книги автором обобщён собственный опыт преподавания указанной дисциплины на факультете дополнительного профессионального образования ЯГТУ за последние более чем десять лет, учтены как положительные, так и отрицательные аспекты из этого опыта.
В учебном пособии указаны цели и задачи дисциплины «Экономическая теория», изложен тематический план, предложена тематика контрольных работ и методические рекомендации по их подготовке и защите, приведён список основной и дополнительной литературы, которая рекомендуется студентам для изучения дисциплины и подготовки к экзамену. Но основное содержание книги составляет, конечно, изложение лекционного материала, которое в условиях ускоренного обучения должно оказать главную помощь будущим бакалаврам экономики и менеджмента в освоении данного учебного предмета.
Рекомендуется в качестве учебного пособия для студентов ФДПО, приобретающих квалификацию 080100.62 «Бакалавр экономики» или 080500.62 «Бакалавр менеджмента».
Рецензенты: кафедра политической экономии Ивановского государственного университета (зав. кафедрой – д-р экон. наук, профессор Б.Д. Бабаев); Г.А. Родина, д-р экон. наук, профессор, директор Ярославского филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Цели и задачи изучения дисциплины «Экономическая теория», тематический план лекций и практических занятий……………………4
2. Тематика контрольных работ и методические рекомендации по подготовке их к защите……………………………………………………9
3. Проверочные тесты для подготовки к экзамену………………………..16
4. Лекционный материал к разделам:
4.1.Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики………........................................................................................54
4.2.Деятельность фирмы, её издержки и доходы……………………………...69
4.3.Факторные рынки и особенности их экономического анализа…………..82
4.4.Основы макроэкономики. Макроэкономические параметры…….............99
4.5.Макроэкономические проблемы инфляции, экономических циклов и безработицы…………………………………………………………………... 106
4.6.Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение…………………………………………………………………….1614.7.Деньги, денежное обращение, денежно-кредитная и финансовая политика………………………………………………………………………...1674.8.Экономический рост. Мировая экономика. Экономические системы………………………………………………………………………….188
5. Список рекомендуемой литературы……………………………………218
1. Цели и задачи изучения дисциплины «Экономическая теория», тематический план лекций и практических занятий
Уважаемый коллега! Продолжая свой путь по приобретению квалификации бакалавра экономики или менеджмента, Вы приступаете, уверяю Вас, к самому важному учебному предмету на этом пути – экономической теории. Почему самому важному? Чувствую, что Вам «в первом приближении» пришла такая простая и такая естественная мысль, что, согласно поговорке, «каждый кулик своё болото хвалит», а автор данного учебного пособия возглавляет кафедру не чего-нибудь другого, а именно экономической теории, ну и понятно, мол, ……! Нет, уважаемый коллега, не только и даже не столько поэтому, а потому, что экономическая теория своим содержанием составляет методологическую и теоретическую основу для изучения всех остальных экономических дисциплин, которые предстанут перед Вами, причём не только в бакалавриате, но и в магистратуре. То есть, если употребить ботаническое сравнение, экономическая теория – это как бы корень, а остальные частные, специализированные дисциплины экономического профиля – это как бы отдельные побеги, стебельки, вырастающие из упомянутого корня. Они выступают конкретизацией, «расподробниванием» соответствующих тем и положений экономической теории.
О чём же эта учебная дисциплина, какие цели и задачи ставятся перед студентами экономического бакалавриата при её освоении? Если посмотреть, какой минимум содержания учебной программы «Экономическая теория» определяет для Вас на этапе бакалавриата Государственный образовательный стандарт ОПД.Ф.02, то обнаружим, что этот минимум сводится к следующему абзацу:
«Экономические блага и агенты, собственность и хозяйствование. Рациональный выбор. Конкуренция, риски и неопределённость. Фактор времени, потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Теории рационального поведения потребителя и производителя. Макроэкономические показатели. Макроэкономическая динамика. Деньги и инфляция. Безработица. Государственный бюджет. Цели и инструменты макроэкономической политики. Недостатки рынка и государства в регулировании экономики».
Таков набор основных тем, социально-экономических связей, отношений и тенденций, которые следует изучить в процессе освоения данной учебной дисциплины. Важно отметить, что изучение экономической теории должно помочь Вам понять сложный хозяйственный мир, сформировать гражданское сознание, выработать экономический тип мышления.
Для успешного освоения учебной дисциплины «Экономическая теория» Вы должны поставить перед собой и реализовать следующие основные цели. Во-первых, уяснение основных экономических категорий, составляющих «каркас» данной науки. Во-вторых, выработку основ экономического мышления. И в-третьих, овладение навыками экономического анализа как на микроуровне, так и в масштабах хозяйства страны как единого целого.
В результате изучения данной дисциплины Вы должны знать, во-первых, основные научные категории, исследуемые экономической теорией, их сущность и закономерные взаимодействия; во-вторых, основные направления деятельности фирмы, особенности формирования её издержек и доходов; в-третьих, основные функции и направления макроэкономической политики государства в условиях смешанной системы.
Важно отметить, что в результате изучения данной дисциплины Вы должны не только знать базовые понятия экономической теории, но и уметь применить их в практике анализа деятельности фирм и макроэкономической политике государства. А значит, выпускник бакалавриата должен владеть основными навыками экономического анализа на уровне отдельной фирмы и в масштабе страны в целом. И помочь Вам в приобретении таких знаний, умений и навыков должно серьёзное и глубокое изучение дисциплины «Экономическая теория».
Следует обратить внимание, что, хотя данная дисциплина выступает методологической основой для освоения всего последующего комплекса специализированных экономических дисциплин, но она «вырастает» не на пустом месте. Изучение экономической теории опирается, например, на такие ранее изученные или ожидающие Вашего изучения в самом ближайшем будущем дисциплины, как всемирная и отечественная история, философия, история экономики и экономических учений, политология, социология, математика, право и т.д. Отсюда важно заметить, что студент бакалавриата должен научиться мыслить не только узко и конкретно, но и широко, междисциплинарно. То есть уметь использовать знания всей совокупности изученных дисциплин при овладении экономической теорией. Практика показывает, что обладающие таким умением студенты проявляют лучшие результаты в выступлениях на практических занятиях, в содержании контрольных работ и, конечно, при сдаче экзамена по экономической теории.
Несмотря на исключительную важность освоения экономической теории, тематический план, существующий на факультете дополнительного профессионального образования, весьма скуп на отведение аудиторных часов. Причина Вам известна: необходимо в ускоренном режиме при расходовании минимума лекций и практических занятий обеспечить довольно «плотный» набор учебных дисциплин, без которого немыслимо высшее образование. А значит, главный акцент должен быть сделан на самостоятельной работе студента с учебной литературой.
Именно сложность целей и задач изучения дисциплины «Экономическая теория» и очень ограниченное количество учебного времени на лекции и практические занятия выдвигают на первый план самостоятельную работу студента. Такая работа требует много времени, а его, как известно, и так всегда не хватает, особенно в условиях ускоренного прохождения учебных дисциплин на факультете дополнительного профессионального образования. Выход, как показывает практика, заключается в строгом упорядочивании Вашей учебной деятельности, отвлечении от второстепенного, в чёткой последовательности Ваших действий, без необоснованного «забегания вперёд» раньше времени и в то же время без опозданий, без упущений в своевременном выполнении необходимых компонентов Вашей самостоятельной работы.
Важные составные части самостоятельной работы студента – подготовка к прослушиванию лекций преподавателя, подготовка к активному участию в проведении практических занятий, и особенно - написание и подготовка к защите контрольной работы, подготовка к выполнению проверочных тестов, к сдаче экзамена. Поэтому советую Вам как можно внимательнее изучить оставшуюся часть данного и следующие разделы данного пособия, где излагаются тематический план лекций и практических занятий, даётся тематика контрольных работ и методические рекомендации по написанию и подготовке их к защите, приводятся тесты для самопроверки. А самое главное – излагается краткое содержание лекционного материала.
Разумеется, всё это лишь основа, «костяк», который надо ещё нарастить «мясом». То есть всё равно не обойтись без систематической и обстоятельной самостоятельной работы студента с учебной литературой. Её рекомендательный список приведён в конце данного учебного пособия.
Тематический план лекций и практических занятий по дисциплине «Экономическая теория» на бакалавриате факультета дополнительного профессионального образования ЯГТУ предусматривает всего 16 часов лекций и 12 часов практических (семинарских) занятий, то есть лишь 28 академических аудиторных часов. Поскольку занятия у Вас на ФДПО ставятся в расписании как составляющие по две пары академических часов, то легко себе «обозреть» всё, чем мы с Вами тут располагаем: всего лишь четыре лекционных «свидания» и только трижды встречи в виде практических занятий. И за это время надо написать и защитить контрольную работу, ответить на контрольные тесты, подготовиться и сдать по итогам экзамен по данной дисциплине.
Весь лекционный материал распределён, в соответствии с государственным стандартом и рабочей программой, на восемь учебных тем. Назовём их:
1. Предмет и методы экономической теории. Основы микроэкономики.
2. Деятельность фирмы, её издержки и доходы.
3. Факторные рынки и особенности их экономического анализа.
4. Основы макроэкономики. Макроэкономические параметры.
5. Макроэкономические проблемы инфляции, экономических циклов и безработицы.
6. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение.
7. Деньги, денежное обращение, денежно-кредитная и финансовая политика.
8. Экономический рост. Мировая экономика. Экономические системы.
Таковы лекционные темы. На освещение каждой из них тематический учебный план и рабочая программа отводят лишь по одной паре аудиторных академических часов. Тем более важно Вам уже сейчас внимательно разобраться, что именно будет изложено в лекциях, а чем в таком случае нужно «добирать» самостоятельной работой. Понятно ведь, исходя из изложенного мною выше, какой «галоп по Европам» будет представлять лекционное изложение! Поэтому следует вникнуть, какие именно вопросы, пункты плана будут охвачены лекционным изложением, чтобы определить, чем оно может быть дополнено материалом данного учебного пособия, а что надо поискать в другой учебной литературе, готовясь к практическим занятиям, защите контрольной работы, контрольным тестам и экзамену.
Изложение первой лекционной темы предусматривает включение таких смысловых единиц, вопросов или пунктов плана: предмет и методы экономической теории; основы экономического анализа; структура экономики; основные положения и категории микроэкономики; основы рыночного обмена, понятия «спрос», «предложение», «цена», «конкуренция», государственное регулирование». Как видите, достаточно «густо» для одной лекционной пары!
Но не менее «густа» на совокупность составляющих и вторая лекционная тема. В неё входят следующие вопросы или пункты плана: особенности деятельности фирмы, формирования её издержек и доходов; условия и факторы создания современного предприятия; классификация форм предпринимательской деятельности; альтернативные подходы к определению издержек и прибыли; минимизация издержек и выбор факторов производства в краткосрочном и долговременном периодах; бизнес-план как основа создания и функционирования фирмы.
Третья лекционная тема предусматривает освещение следующих вопросов или пунктов плана: факторные рынки, их специфика; труд, капитал, земля и предпринимательство как факторы производства; рынок труда и заработная плата, коллективный договор; рынок капитала и процент; прибыль как факторный доход; рынок земли и земельная рента; Трудовой и Земельный кодексы РФ.
Структуру четвёртой лекционной темы составляют такие вопросы или пункты плана: теоретические основы макроэкономики; макроэкономическое моделирование; агрегирование и сущность основных макроэкономических параметров; валовой внутренний продукт; национальный доход; чистое экономическое благосостояние.
Пятая лекционная тема включает следующие смысловые составляющие: сущность, причины, виды и социально-экономические последствия инфляции; антиинфляционная политика государства в смешанной системе; регулирование рынка труда и политика занятости; кривая Филлипса; понятие цикличности; большие волны Кондратьева, циклы Кузнеца и Китчина, промышленные циклы; антициклическая политика; специфика макроэкономических проблем инфляции, безработицы и цикличности в РФ.
В шестой лекционной теме предусматривается рассмотреть такие вопросы или пункты плана: макроэкономические принципы; совокупный спрос и совокупное предложение; закон Сэя; кейнсианский подход к проблеме спроса; совокупные расходы и равновесие производства; неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения; эффект храповика; функции потребления и сбережения; инвестиции, теория мультипликатора-акселератора.
Седьмая лекционная тема включает в себя следующие структурные и смысловые компоненты: деньги и денежное обращение; функции денег; виды денег: М1, М2, М3; монетарная политика; содержание и цели денежно-кредитной политики; банковская система; рынок ценных бумаг и фондовая биржа; финансовая система и финансовая политика; государственный бюджет; государственный долг; налоговая политика, принципы налогообложения.
Последняя, восьмая лекционная тема предполагает рассмотрение таких вопросов или пунктов плана: сущность, типы и факторы экономического роста; экономический рост развивающихся стран, концепция «порочного круга бедности»; международное разделение труда и международная торговля; концепция сравнительных преимуществ; экономическая интеграция; экономические системы, их структура и сравнительный анализ.
Такова структура и краткое содержание восьми лекционных тем. К сожалению, для практических занятий по этим восьми темам отводится ещё меньше аудиторного времени. Так, первая, вторая, седьмая и восьмая темы получают для практических (семинарских) занятий лишь по одному академическому часу. И только с третьей по шестую темы даётся по учебной паре на каждую тему. А ведь согласно тематическому плану на этих занятиях предусматривается и устный опрос по лекционному материалу и, конечно, защита и обсуждение контрольных работ, и проведение контрольного тестирования. Значит, от Вас, уважаемый коллега, требуется нацеленность на максимально эффективное использование каждой минуты аудиторных занятий для приращения знаний.
Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их написанию и защите изложены в следующем, третьем разделе данного учебного пособия. Кроме того, следует иметь в виду, что в четвёртом разделе этой книги содержится лекционный материал по всем восьми темам (за основу взят лекционный курс для дневных студентов экономических специальностей инженерно-экономического факультета). И хотя этот материал изложен достаточно сжато, но он может служить хорошим помощником при подготовке к устному опросу на практических занятиях и при написании контрольной работы, а также к контрольному тестированию. А самое главное, где особенно поможет указанный материал, - это подготовка к экзамену. Не случайно названия составляющих компонентов его лекционных тем в точности совпадают с формулировками вопросов экзаменационных билетов. Этот материал «расподробнивает» те положения, которые прозвучат в устном изложении преподавателя на лекциях.
Тематика контрольных работ и методические рекомендации по подготовке их к защите
В процессе изучения дисциплины «Экономическая теория» студент бакалавриата выполняет две контрольные работы. Одна из них имеет тему из тематики №1, а соответственно другая – из тематики №2. Темы контрольных работ выбираются с учётом пожелания студентов, но согласовываются с преподавателем, чтобы не допустить повторяющихся тем в одной и той же группе. После этого распределение тем контрольных работ по каждой группе рассматривается и утверждается на заседании кафедры экономической теории.
Тематика контрольных работ №1:
1. Предмет и методы экономической теории.
2. Условия экономического выбора. Основные экономические вопросы и их решение в различных системах.
3. Сущность собственности и её основные формы в современной экономике. Приватизация и национализация.
4. Понятие спроса. Кривая и закон спроса.
5. Понятие предложения. Кривая и закон предложения.
6. Формирование равновесной цены под влиянием спроса и предложения.
7. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене.
8. Эластичность спроса по доходу. Перекрёстная эластичность.
9. Категория полезности в теории потребительского поведения. Проблема измерения полезности.
10. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
11. Правило максимизации полезности. Уравнение равновесия спроса отдельного потребителя.
12. Анализ кривых безразличия. Карта безразличия.
13. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Точка максимизации полезности потребителя.
14. Эффект замещения и эффект дохода.
15. Условия и факторы создания современного предприятия. Бизнес-план как основа его создания и функционирования.
16. Организационно-правовые формы предприятий.
17. Понятие издержек производства. Двухфакторная производственная функция.
18. Внешние и внутренние издержки фирмы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Валовые, постоянные, переменные, средние, предельные издержки.
19. Издержки фирмы в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.
20. Особенности издержек в долговременном периоде. Положительный и отрицательный эффект размера фирмы.
21. Действия фирмы по максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции.
22. Действия фирмы по максимизации прибыли в условиях монополистической конкуренции.
23. Действия фирмы-олигополиста по максимизации прибыли.
24. Действия фирмы-монополиста по максимизации прибыли.
25. Эволюция конкуренции в современной экономике.
26. Специфика рынка факторов производства.
27. Рынок труда и зарплата. Коллективный договор. Трудовой кодекс РФ.
28. Рынок капитала и процент. Прибыль как факторный доход.
29. Рынок земли и рента. Земельный кодекс и проблема собственности на землю в РФ.
Тематика контрольных работ №2:
1. Основные задачи и принципы макроэкономического исследования. История возникновения макроэкономики.
2. Национальная экономика и цели её развития. Макроэкономическое моделирование.
3. Сущность и методы расчёта валового внутреннего продукта.
4. Основные показатели системы национальных счетов.
5. Необходимость, формы и методы государственного регулирования экономики в условиях смешанной системы.
6. Макроэкономическое равновесие и его характеристики.
7. Совокупный спрос и совокупное предложение.
8. Деление дохода на потребление и сбережения.
9. Сбережения и инвестиции. Мультипликационный эффект.
10.Понятие цикличности в экономике, её основные признаки.
11.Особенности промышленного цикла.
12.Циклы Кондратьева, Кузнеца, Китчина.
13.Антициклическая политика государства в условиях смешанной системы.
14.Сбалансированность национальной экономики как условие экономического роста.
15.Сущность, типы и факторы экономического роста.
16.Роль государства в обеспечении устойчивого экономического роста.
17.Финансовая система государства и её структура.
18.Сущность и экономические функции налогов. Ресурсная концепция налогообложения.
19.Государственный бюджет, его дефицит и профицит.
20.Внутренний и внешний государственный долг.
21.Фискальная политика государства в условиях смешанной системы.
22.Понятие денежного рынка. Измерение денежной массы.
23.Денежно-кредитная система, её структура.
24.Рынок ценных бумаг.
25.Денежно-кредитная политика государства в смешанной экономике.
26.Сущность, формы, причины, источники и социально-экономические последствия инфляции.
27.Антиинфляционная политика государства в смешанной системе.
28.Сущность безработицы, её причины, формы и последствия.
29.Государственное регулирование рынка труда в смешанной системе.
30.Проблема измерения неравенства в распределении доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини. Уровень жизни. Децильный и квинтильный коэффициенты.
31.Государственная политика перераспределения доходов в смешанной системе.
32.Основные направления социальной политики современных развитых стран.
Выбрав и согласовав тему контрольной работы, Вы приступаете к её выполнению. Прежде всего надо отобрать материал из лекционных записей, а также из рекомендованной основной и дополнительной литературы, относящийся к избранной Вами теме. Затем этот материал следует внимательно изучить для составления плана контрольной работы. План должен быть и не громоздким по объёму (20-30 пунктов плана плохо «охватываются» глазом и могут не помочь, а навредить самому автору), но и не отличаться чрезмерной лаконичностью. Например, если по 3-й теме тематики №1: Сущность собственности её основные формы в современной экономике. Приватизация и национализация – Вы составите план только из трёх пунктов (1. Сущность собственности; 2. Основные формы собственности в современной экономике; 3. Приватизация и национализация), то он мало что прибавит и автору для выстраивания логическо-композиционной структуры содержания работы и преподавателю для уяснения указанной структуры.
Уяснив название темы и составив план контрольной работы, следует приступить к изложению её содержания. При этом весь использованный материал (как прямые, так и косвенные цитаты) должен быть сопровождён соответствующими ссылками на источники. Эти ссылки следует оформлять в соответствии с действующими библиографическими стандартами. Например, при прямой цитате (точной, дословной передаче фразы из источника) нужно в конце её указать номер, а внизу страницы под этим же номером привести полное и правильное библиографическое название источника (фамилия и инициалы автора, название книги, место и время издания) и номера страниц источника, с которых взят цитируемый материал. Прочитав эту рекомендацию, Вы должны осознать, что любые выписки из библиотечных и других источников, подлежащих срочному возвращению, надо своевременно дополнить пометками о номерах страниц, с которых Вы брали материал для цитирования. Иначе неизбежна двойная работа, чтобы снова найти те же источники, а значит, нерациональная трата драгоценного времени.
Если же Вы употребили непрямое цитирование (свободный, своими словами, как правило, сжатый пересказ достаточно пространного материала источника, занимающего в нём обычно несколько страниц), то в отличие от прямой цитаты Вам не нужно заключать в кавычки получившийся пересказ, но остальные требования по оформлению остаются в силе. Так, по окончании Вашего пересказа тоже следует указать номер сноски, а внизу страницы под этим же номером дать полное и правильное библиографическое название используемого источника и номера его страниц, на которых находится пересказанный материал. Только перед названием источника теперь следует написать: «См.:». Все эти рекомендации, изложенные в данном и предыдущем абзацах, высказывались мною и ранее (См., например: Гордеев В.А. История экономики и экономических учений: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2009. – С.11), однако, к сожалению их неисполнение на этапе изучения дисциплины «История экономики и экономических учений» было довольно распространённым. Видимо, сказывается недостаточная предварительная подготовка (ещё в средней школе) по овладению навыками цитирования, оформления материала из научных источников. Поэтому ещё раз приходится обращать Ваше внимание, уважаемый коллега, на недопустимость нарушений закона об интеллектуальной собственности, правил оформления контрольной работы.
Контрольная работа выполняется, как правило, в компьютерном варианте на листах формата А-4. Начинается она с титульного листа, где сверху даётся название нашего университета, а под ним – название кафедры, которая проверяет работу (кафедра экономической теории). Затем, отступив 3-5 строк, следует написать название темы контрольной работы и учебной дисциплины, по которой она выполняется (Экономическая теория). После этого ниже и с правой стороны страницы указываются фамилия и инициалы автора работы, название группы и факультета, а под этой записью – учёная степень и учёное звание, инициалы и фамилия преподавателя, проверяющего контрольную работу. И, наконец, в самом низу страницы указываются название нашего города и год написания и защиты работы.
С третьего листа начинается непосредственное изложение содержания контрольной работы. А вот на вопрос, каким листом оно завершается, - ответа не существует, хотя студенты чаще всего именно этот вопрос и задают, как будто только он является критерием оценки работы при её проверке. В действительности объём Вашей контрольной работы зависит от её содержания, которое не должно сводиться к переписыванию материала из найденных Вами литературных источников, а обязательно включает собственные соображения автора об актуальности указанного материала, степени его применимости в экономике современной России, а следовательно, соответствующие авторские рекомендации бизнесу и властным структурам.
После завершения изложения содержания контрольной работы даётся список использованной (в виде и прямых, и косвенных цитат) литературы. Обычно названия источников в этом списке приводятся в алфавитном порядке. При этом материалы из лекционных записей – «полноправный участник» списка. Студент также имеет право не ограничиваться кругом основной и дополнительной литературы, рекомендуемой данным пособием. Любые найденные Вами материалы, относящиеся к теме контрольной работы, в том числе газетные, журнальные, взятые из Интернета или телепередач, - имеют право на цитирование в контрольной работе, а значит – на внесение в список использованных источников. Но, конечно, здесь опять-таки не следует переусердствовать. Цитирование не должно быть самоцелью: это лишь средство для реализации Вашей главной цели – наилучшего изложения избранной темы. А в этом деле использование ста источников – далеко не всегда лучше, чем десяти. Правда, использование только одного источника – явно маловато. И хотя и эти советы я уже высказывал перед изучением дисциплины «История экономики и экономических учений», однако приходится их повторять, поскольку не все студенты смогли их реализовать тогда. Оптимально, как показала практика подготовки рефератов по экономической теории студентами первого курса инженерно-экономического факультета, когда используется 25-30 источников, в том числе статьи последних трёх лет из журналов «Экономист», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «ЭКО», «Мировая экономика и международные отношения», а также «Российский статистический ежегодник» последних лет.
Особо хочу обратить Ваше, уважаемый коллега, внимание на необходимость правильного использования журнальных статей. В пятом разделе данного пособия названы научно-экономические журналы, мимо которых не должен пройти добросовестный студент, выполняющий контрольную работу. При этом настоятельно рекомендуется, чтобы использовались номера этих журналов именно за последние годы. Я потому акцентирую Ваше внимание на указанном аспекте, что среди студентов, к сожалению, распространён предрассудок, будто сданная и защищённая знакомым предшественником несколько лет назад контрольная работа по такой же теме сохраняет свою «идеальность» и сегодня. И дублируют её слово в слово, в том числе и список литературы с журнальными статьями уже многолетней давности. А между тем за последнее время выходят новые, неведомые автору контрольной работы журнальные статьи, порой опровергающие основные положения прежних, принятых этим автором за хронический, вечный идеал. Так что компьютерная память и товарищеская услуга – не всегда хорошо, а вот собственное соображение студента – насравненно лучше.
Перед тем, как сдать контрольную работу преподавателю для проверки, Вы должны указать на ней дату сдачи и поставить свою подпись. Работа сдаётся до начала проведения практических занятий по данной учебной дисциплине. После этого Вы приступаете к подготовке своего устного выступления на защите этой работы. Заметьте, пожалуйста, что письменная контрольная работа и устное выступление по её защите – это два совершенно разных вида Вашей учебной деятельности. Они различаются (и должны различаться!) и по форме, и по содержанию. Да, даже по содержанию! Обращаю Ваше внимание на это потому, что нередко приходится встречать студентов, которые или сильно грустят из-за того, что текст контрольной работы находится уже не в их, а в преподавательских руках, или, вооружившись копией указанного текста, считают своей задачей просто-напросто прочитать его вслух. Но ведь такое чтение может украсть у группы до получаса драгоценного и дефицитного времени практического занятия! А значит, надо не перечитывать весь текст, а предварительно отобрать из него, во-первых, самое важное и полезное для ваших товарищей по группе как будущих экономистов. А во-вторых, самое интересное, «зацепляющее» внимание и мысль Ваших коллег (например, неожиданный факт или яркий иллюстративный материал, хотя они могут и не отвечать первому критерию).
Кроме того, надо иметь в виду, что письменный стиль, который присущ Вашей оформленной и сданной контрольной работе, совершенно не годится для устного произнесения и слухового восприятия. Ну где Вы видели людей, которые в обычном разговоре пользовались бы сложносочиненными и сложноподчинёнными предложениями, употребляя при этом несколько придаточных предложений, причастные и деепричастные обороты? А в письменном тексте такие обороты – нормальное явление, которое вполне объяснимо и оправдано: при зрительном восприятии мы способны охватить взглядом достаточно большие блоки текста, чего невозможно достичь при слуховом восприятии. Поэтому попытка читать по бумажке – пытка для слушателей, не дающая им практически ничего воспринять, осознать и запомнить из прочитанного «оратором».
Немного лучше выглядит и стремление «добросовестной» части студентов выучить наизусть письменный текст и затем на занятии по памяти его воспроизвести. Ведь здесь опять-таки наличествуют атрибуты письменного стиля, неизбежно отключающие внимание и мысль слушателей. Итак, повторяю, надо не просто повторять письменный текст, а предварительно переработать его для устной подачи. Здесь требуется не просто соответствующий отбор материала из письменного текста, не только «укорачивание» фраз и упрощение их формы, но и специальные манипуляции, учитывающие требования ораторского и артистического искусства. Предчувствую, уважаемый коллега, как, дочитав до этого места, Вы недовольно восклицаете: «А не много ли от меня хотите? Что я оратор, артист или всё-таки всего-навсего экономист?!» Не сердитесь, пожалуйста, раньше времени и понапрасну: экономист – это не «всего-навсего», а очень даже много чего. В том числе, например, менеджерская и маркетинговая деятельность, которая подразумевает умение убеждать компаньона-клиента совершать с Вами сделку на предложенных Вами условиях. А теперь представьте, уважаемый коллега, согласится ли Ваш компаньон-клиент с Вашими условиями сделки, если Вы их пробубнили по бумажке, употребив длиннющие сложноподчинённые предложения с причастными и деепричастными оборотами? Представили?! Согласитесь, что вообще-то ни один продавец не добьётся успеха в своей работе без ораторских и артистических качеств, без умения убеждать, о которых я Вам толкую. А где этим качествам учиться? Да на каждом занятии, причём, учитывая их немногочисленность – делать это надо особенно добросовестно и систематически. И уж тем более Ваше выступление при защите контрольной работы – исключительно важная тренировка по выработке указанных качеств.
Замечания и советы, высказанные мною Вам, уважаемый коллега, в предыдущих двух абзацах, приобретают особую, дополнительную актуальность и практическую значимость сегодня, в условиях развёртывания глобальной экономической катастрофы. Зная, как нарастает безработица, как разоряются банки и фирмы, Вы, я думаю, согласитесь со мною, что сегодня экономист-менеджер должен быть готовым к оказанию консалтинговых услуг по вопросу: как сделать бизнес прибыльным, когда сделать это совсем невозможно. То есть он должен не только виртуозно владеть содержанием приобретённой квалификации, но и быть убедительным и эффективно убеждающим, талантливо и красноречиво разъяснять свои советы и рекомендации, а не бесстрастно и нудно «отбывать повинность» пересказа, тем более чтения «не съедобного» для слухового восприятия текста.
Например, в письменном тексте практически не требуются такие ораторские приёмы, как риторические вопросы (то есть такие вопросы, которые автор произносит не в расчёте на ответы собеседников, а сам же на них отвечает). А в устной речи без них, пожалуй, не обойтись. Почему? Да потому что заостряют внимание слушателей, заставляют их задуматься над смыслом вопроса-ответа, предоставляя для этого необходимую паузу и изменение интонации и темпа речи. Подобными ценными свойствами обладают и различные иллюстративные материалы, которые выступающий заблаговременно размещает на доске или плакатах, распечатывает на компьютере-принтере и раздаёт слушателям. Но ведь всё это нужно готовить своевременно и продуманно, не один раз, как правило, репетируя своё выступление перед зеркалом, а ещё лучше – «в компании» с аудиовидеотехникой, каждый раз фиксируя допущенные недостатки и учитывая их затем с целью недопущения при последующих репетициях и окончательном выступлении на практическом занятии в группе.
Итак, Ваше выступление на занятии должно быть очень коротким по занимаемому времени, но насыщенным по содержанию и ярким, броским, нестандартным по форме. Надо, чтобы оно не только показало Вашу подготовленность по изучаемой дисциплине, но и принесло максимально обучающий результат для Ваших товарищей по группе. Например, очень важно, чтобы Вы четко донесли до сознания слушателей композиционную структуру Вашего сообщения (членение его на основные части, причем этих частей должно быть не менее трёх, но не более пяти!). Ведь слушающие Вас должны суметь и успеть во время Вашего выступления составить его письменный план, который затем будет просматривать преподаватель, а также подготовиться оценить содержание и форму данного выступления. Согласитесь, что без чёткости его структурирования (которое достигается, между прочим, и соответствующими интонациями, паузами, темпом изложения) указанные задачи Вашим коллегам просто не выполнить. Не забывайте, кстати, что здесь, согласно поговорке, « долг будет платежом красен»: ведь во время выступлений Ваших одногруппников Вы поменяетесь с ними ролями и сразу почувствуете справедливость и ценность моих только что высказанных рекомендаций.
Из прочитанного в этом разделе в целом, надеюсь, Вы осознали и особую важность максимально эффективной Вашей работы во время лекции, необходимость наиболее подробного фиксирования её содержания с помощью не только записывания за преподавателем, но и, желательно (если имеется возможность), использования при этом диктофона и другой необходимой техники. Кроме того, обратите внимание и тщательно изучите содержание тезисов лекционного материала, которое приводится в четвёртом разделе данного учебного пособия. Особенно ту его часть, которая непосредственно относится к теме Вашей контрольной работы.