Iii. методические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ

Методические рекомендации раскрывают основные требования, предъявляемые к контрольной работе; этапы ее выполнения; описывают методику сбора, изучения и обработки материала по избранной теме; правила написания и оформления работы.

Методические рекомендации предназначены для студентов (слушателей) очной и заочной формы обучения, а также могут быть использованы другими категориями обучающихся в юридических ВУЗах.

Введение

Теоретическая подготовка в системе юридического образования включает содержательное и процессуально-методическое обеспечение. Содержательное обеспечение связано с определением состава информационного содержания знаний. Процессуально-методическое обеспечение связано с дидактическим моделированием, управлением процессом их формирования - тем, что в последние годы называют «технологией обучения». Проблемы содержательного и процессуально-методического обеспечения специальной теоретической подготовки в системе юридического образования являются ключевыми проблемами профессиональной подготовки. Это связано, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, с динамичностью состава содержания знаний, определяемой появлением новой информации, динамичностью законодательства, обусловливающей реорганизацию государственных и самоуправленческих структур. Во-вторых, переориентацией на новые, концептуальные построения системы образования, включая инновационные направления.

Самостоятельная деятельность человека в современных условиях становится основным фактором развития любой общественной сферы. Поэтому перед учебными заведениями ставятся конкретные задачи по активизации познавательной деятельности слушателей. Особым видом совершенствования их самостоятельной деятельности в процессе обучения выступает написание контрольной работы.

Письменная контрольная работа в академической системе обучения является эффективным средством овладения знаниями, умениями и навыками ведения поисковой работы по изучаемой дисциплине.

Контрольная работа является не только важным средством самостоятельного обучения, но и дидактической формой учебной отчетности слушателей.

Учитывая данные обстоятельства, разработаны методические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ, предусмотренных учебной программой.

Данное пособие рекомендовано, в первую очередь, слушателям, обучающимся по заочной форме, учитывая специфику организации учебного процесса. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, основное время по изучению учебной дисциплины рабочей программой отводится на самостоятельную подготовку. Во-вторых, к этому обстоятельству следует добавить отсутствие в местах проживания (осуществления основной профессиональной деятельности) учебной и специальной литературы, необходимой для изучения учебного материала, подготовки и написания контрольной работы.

Контрольная работа, как одна из форм учебного процесса, содержит в себе самостоятельные элементы научно-исследовательской деятельности студента (слушателя), а также преследует конкретные целевые установки:

1) углубить, систематизировать и закрепить полученные слушателем теоретические знания и практические навыки по избранной теме изучаемого предмета;

2) научить студентов (слушателей) собирать и обобщать фактический материал и делать правильные выводы по тому или иному вопросу предстоящей профессиональной деятельности;

3) научить студентов (слушателей) самостоятельно применять полученные знания для решения практических задач, предусмотренных программой учебного курса;

4) проверить умение студентов (слушателей) самостоятельно работать с первоисточниками и учебными материалами.

Основные требования к слушателю: самостоятельность в обобщении изученного материала; оценка различных точек зрения на проблему; собственное осмысление проблемы на основе теоретических знаний; стройность изложения и логическая завершенность работы.

Теоретический уровень письменной самостоятельной работы может быть достигнут при соблюдении ряда обязательных условий:

· слушатель должен максимально использовать рекомендованные программой первоисточники по изучаемой дисциплине и нормативные акты отраслевой принадлежности;

· контрольная работа должна включать в себя вопросы теории науки и практики применения норм права;

· слушатель должен аргументировать свою точку зрения характерными примерами, альтернативными сопоставлениями, доказательствами, личными наблюдениями, необходимыми и доступными статистическими данными.

Опыт прошлых лет показывает, что слушатели, «идя по пути наименьшего сопротивления», пишут контрольные работы на основе работ предыдущих лет, не учитывая изменившееся законодательство. Закономерной оценкой многих подобных «студенческих трудов» является − «незачтено».

В последние годы изменяются механизмы формирования публичной власти, особенно в результате административной реформы изменяется структура органов исполнительной власти и т.п. А широкое освещение этим процессам в первую очередь дается в общедоступных средствах массовой информации. По этой причине подчеркивается важность регулярного поиска и умения анализировать информацию не только из учебной литературы, которая может отставать от меняющихся общественных процессов, а, в первую очередь, из средств массовой информации, с последующим нахождением нормативного подтверждения этой информации.

Контрольная работа является необходимым условием для допуска к экзамену (зачету). В свою очередь, необходимым условием написания качественной контрольной работы является изучение учебной дисциплины. Изучение учебного материала возможно самостоятельно и на лекциях.

Для слушателей факультета заочного обучения лекционный материал начитывают в два этапа: установочные лекции и итоговые лекции.

Перед семестром, в котором проводится итоговое контрольное занятие (экзамен, зачет) слушателям читают установочные лекции, в процессе которых обучаемых знакомят с понятием отрасли, общественными отношениями, регулируемыми изучаемой отраслью, освещают вопросы профильной науки и учебной дисциплины. Кроме того, нацеливают слушателей на самостоятельное изучение нерассмотренных в процессе чтения установочных лекций вопросов. Для этого указывают необходимую литературу для самостоятельного изучения дисциплины, выдают задание и рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ.

В межсессионный период слушателю необходимо, прежде всего, подобрать нужную учебную и научную литературу, методические материалы, которые помогут системно овладеть дисциплиной. Рекомендуется иметь программу курса, учебники, из числа рекомендованных преподавателем, разработанные кафедрой и содержащие необходимые материалы методические пособия.

Изучение тем курса целесообразно проводить в последовательности, предлагаемой программой курса.

Для закрепления изучаемого материала предлагается законспектировать его в той или иной форме (краткий конспект, тезисы, развернутый план, схемы и т.д.). Наличие этих материалов поможет самостоятельно написать контрольную работу.

По мере овладения необходимыми знаниями следует переходить к выполнению контрольной работы.

Наши рекомендации